(процентов)
Наименование показателя | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год |
Платные услуги - всего, | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
транспортные услуги | 22,1 | 23,0 | 21,3 | 21,3 | 22,6 | 22,2 | 22,8 | 23,5 |
коммунальные услуги | 15,6 | 15,3 | 17,1 | 19,1 | 19,4 | 19,4 | 19,1 | 19,2 |
услуги связи | 17,6 | 15,5 | 14,3 | 14,1 | 13,6 | 13,6 | 13,2 | 12,1 |
бытовые услуги | 10,5 | 10,8 | 11,0 | 10,3 | 9,9 | 9,8 | 9,7 | 9,9 |
медицинские услуги | 6,6 | 6,9 | 8,0 | 8,0 | 7,8 | 7,9 | 7,8 | 7,5 |
услуги системы образования | 7,9 | 8,0 | 7,7 | 7,4 | 6,9 | 6,8 | 6,6 | 7,1 |
жилищные услуги | 7,0 | 6,5 | 6,6 | 6,6 | 6,6 | 6,8 | 6,6 | 6,8 |
туристские услуги | 3,4 | 4,8 | 4,8 | 4,9 | 4,8 | 4,8 | 4,9 | 4,8 |
правового характера | 2,0 | 1,7 | 1,6 | 1,4 | 1,6 | 1,8 | 2,4 | 2,4 |
услуги гостиниц и аналогичных средств размещения | 2,0 | 2,2 | 2,3 | 2,2 | 2,0 | 1,9 | 1,8 | 1,8 |
санаторно-оздоровительные услуги | 1,2 | 1,5 | 1,6 | 1,4 | 1,3 | 1,4 | 1,4 | 1,5 |
прочие виды платных услуг | 2,0 | 1,8 | 1,8 | 1,6 | 1,7 | 1,7 | 1,6 | 1,5 |
услуги учреждений культуры | 1,4 | 1,3 | 1,2 | 1,1 | 1,2 | 1,3 | 1,2 | 1,1 |
услуги физической культуры и спорта | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | 0,7 |
ветеринарные услуги | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
Участие Свердловской области в объемах бытовых услуг Российской Федерации в 2014 году составило 3,5 процента (на уровне 2007 года). По итогам работы отрасли за 2014 год объем бытовых услуг, оказанных населению Свердловской области, составил 27,6 млрд. рублей, или 101,1 процента в сопоставимых ценах к 2013 году (в Российской Федерации - 102,5 процента). В 2014 году в расчете на душу населения годовой объем бытовых услуг Свердловской области составил 64 тыс. рублей, что на 115,3 процента больше, чем в 2013 году.
Доля бытовых услуг в платных услугах сократилась с 10,5 процента в 2007 году до 9,9 процента в 2014 году. В структуре объема бытовых услуг по-прежнему лидировали два вида услуг: по техобслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования и по ремонту и строительству жилья и других построек, занимая суммарно 52,2 процента в общем объеме.
Сеть предприятий бытового обслуживания по наблюдаемым видам бытовых услуг на 01 января 2015 года составила 11419 объектов. В целом за 2014 год произошел прирост сети на 5 процентов, или на 537 объектов.
Сеть предприятий бытового обслуживания в сельской местности по наблюдаемым видам бытовых услуг на 01 января 2015 года состояла из 696 объектов, или 6 процентов от общего количества объектов по Свердловской области. В целом за 2014 год, по данным муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, произошел прирост сети на селе на 10 процентных пунктов, или на 65 объектов.
Основными сдерживающими факторами развития рынка товаров и услуг Свердловской области являются:
1) в сфере торговли:
отсутствие возможности развития сферы торговли в отдельных удаленных и малонаселенных пунктах Свердловской области ввиду низкой экономической привлекательности;
дефицит кадров в сфере торговли;
высокий процент коммерческого кредита;
2) в сфере услуг:
недостаток квалифицированных кадров, особенно в сфере оказания услуг с применением современных технологий;
слабая материально-техническая база, отсутствие современного оборудования и новых технологий;
сложность в получении кредитов на развитие рынка услуг;
недостаток оборотных средств;
низкий уровень рентабельности;
высокие расходы на коммунальные услуги.
Одним из ключевых факторов, влияющих на развитие потребительского рынка в Свердловской области в долгосрочной перспективе, станут изменение возрастной структуры населения в части увеличения численности населения старше трудоспособного возраста и "старение" населения региона.
Тенденция старения населения будет сопровождаться качественным изменением спроса и предложения на потребительском рынке товаров и услуг. Будет отмечаться рост спроса на медицинские услуги, что приведет к росту их предложения, увеличению конкуренции в отрасли и увеличению предложений "здорового образа жизни", что в том числе воздействует на потребительское поведение более молодой части населения. Будет расти рынок сбыта для препаратов, имеющих "поддерживающие" свойства, позволяющих людям, страдающим определенными болезнями, продолжать вести относительно активный образ жизни в течение долгих лет. Очевидным становится разработка новых форм организации медицинского обслуживания пенсионеров. С учетом специфики заболеваний пожилого населения следует корректировать и подготовку медицинского персонала соответствующих специальностей.
В соответствии с прогнозом Российской Федерации в долгосрочной перспективе предполагается, что оборот розничной торговли и расходы на услуги будут расти с опережением роста денежных доходов населения, среднегодовые темпы за период 2015 - 2030 годов составят 4,7 и 5 процентов соответственно.
Прогноз до 2030 года предполагает 4 сценария развития.
Сценарий инерционного развития характеризуется замедлением развития отрасли, сопровождающимся снижением реальных располагаемых денежных доходов населения и его покупательной способности, а также спросом на оказываемые населению платные услуги. При этом соответственно замедлятся среднегодовые темпы роста оборота розничной торговли и объема предоставления платных услуг.
Сценарий умеренно консервативного развития предполагает сохранение текущей ситуации, что приведет к незначительному росту показателей, характеризующих сферу товаров и услуг. Будет обеспечен незначительный прирост оборота розничной торговли и рынка платных услуг.
Сценарий целевого (базового) развития обеспечит в Свердловской области на фоне увеличения денежных доходов населения рост потребления, стимулируемый высокими темпами потребительского кредитования и, как следствие, ускорение среднегодовых темпов роста оборота розничной торговли и платных услуг населению, что позволит сфере торговли и услуг оставаться дополнительной специализацией экономики Свердловской области.
Реализация данного сценария возможна в рамках государственной программы Свердловской области "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года", утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 23.10.2013 N 1285-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года", которая направлена на создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги и обеспечения прав потребителей в Свердловской области.
Для решения задач указанной выше программы по повышению качества и безопасности пищевых продуктов на потребительском рынке Свердловской области, расширению ассортимента, повышению качества и конкурентоспособности пищевых продуктов, выпускаемых товаропроизводителями Свердловской области, к 2020 году планируется достигнуть следующих целевых показателей: доля продукции товаропроизводителей Свердловской области в ассортименте социально значимых пищевых продуктов на предприятиях торговли увеличится до 67 процентов, доля предприятий торговли и товаропроизводителей, показатели качества и безопасности продукции которых улучшились по результатам проведения лабораторных исследований, вырастет до 70 процентов.