Наименование показателя | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год |
Производительность труда, тыс. рублей | 2162,7 | 2143,7 | 2369,0 | 2453,1 | 2612,9 | 2967,1 | 3230,4 | 3445,5 |
Темп роста, процентов к предыдущему году | - | 99,1 | 110,5 | 103,6 | 106,5 | 113,6 | 108,9 | 106,7 |
Для повышения производительности труда в отрасли продолжается реализация инвестиционных проектов, среди которых:
1) строительство новой производственной площадки в ОАО "СМАК", сметная стоимость проекта - 1440 млн. рублей;
2) модернизация производства (производство сыров) в ОАО "Ирбитский молочный завод", сметная стоимость проекта - 640 млн. рублей;
3) полная модернизация производства в ООО "Богдановичский мясокомбинат", сметная стоимость проекта - 700 млн. рублей.
В рамках решения вопроса импортозамещения продолжается работа по расширению географии проведения ярмарочных мероприятий с участием местных сельхозтоваропроизводителей. В 2014 году в Свердловской области на территориях 69 муниципальных образований было организовано проведение 1445 ярмарок, в том числе 258 сельскохозяйственных ярмарок выходного дня.
К конкурентным преимуществам отрасли можно отнести:
1) наличие конкурентоспособных предприятий, выпускающих качественную продукцию, соответствующую стандартам и имеющую стабильный спрос на рынке;
2) устойчивая тенденция увеличения объемов производства мяса;
3) накопленный предприятиями технологический опыт производства пищевых продуктов.
К проблемам развития отрасли относятся:
1) высокий уровень конкуренции на продовольственном рынке;
2) низкий удельный вес предприятий, внедривших системы управления безопасностью пищевых продуктов и международные стандарты производства;
3) нехватка инвестиционного ресурса для запуска стратегически важных проектов и ограниченные бюджетные возможности, не позволяющие стимулировать в необходимых объемах инвестиционную деятельность в отрасли;
4) проблемы в привлечении кредитных ресурсов (высокие процентные ставки, отсутствие залогового имущества, длительные сроки предоставления заемных средств);
5) моральный и физический износ технологического оборудования, недостаток производственных мощностей по отдельным видам переработки сельскохозяйственного сырья.
Основными факторами, которые будут воздействовать на дальнейшее развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, являются:
1) модернизация и техническое перевооружение производства, направленное на снижение затрат на производство продукции за счет внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий, усиления управленческого учета и экономии внутрипроизводственных затрат;
2) повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции за счет улучшения качества, внешнего вида, расширения ассортимента, внедрение менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов;
3) налаживание производства новых и импортозамещающих видов продукции, продуктов для здорового питания;
4) создание на предприятиях эффективных маркетинговых служб, условий для оперативного реагирования на потребности рынка, активная выставочно-ярмарочная деятельность, направленная на продвижение продукции до конечного потребителя.
Главным фактором роста объемов производства пищевых продуктов останется расширение рынков сбыта за пределы Свердловской области и обеспечение узнаваемости уральского продовольствия, изготовленного из натурального, чистого сырья по традиционным технологиям. Дополнительной возможностью роста объемов производства может стать использование имеющегося в соседних регионах опыта поставки продуктов питания на экспорт.
Социально-экономическим интересам предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Свердловской области также будет способствовать всестороннее развитие внутрирегиональных производственных кооперационных связей (в том числе межотраслевых), обеспечивающих мобилизацию внутренних резервов и максимальное использование производственного и кадрового потенциала. В основе развития кооперации лежат отраслевые и территориальные производственные связи.
Дополнительным фактором, благоприятствующим развитию пищевой и перерабатывающей промышленности, будет сохранение и расширение мер государственной поддержки отрасли.
Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Свердловской области планируется осуществлять в соответствии с целями и задачами, определенными в Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности в Свердловской области на период до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 16.10.2013 N 1228-ПП "О Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности в Свердловской области на период до 2020 года", целью которой является повышение конкурентоспособности пищевой и перерабатывающей промышленности Свердловской области на основе технологической модернизации предприятий, осуществления комплексной и глубокой переработки местного и привозного сельскохозяйственного сырья, обеспечения гарантированного и устойчивого снабжения населения безопасным и качественным продовольствием.