Целевые показатели | 2014 год (факт) | 2015 год (оценка) | Сценарий 1 - инерционный | Сценарий 2 - умеренно консервативный | Сценарий 3 - целевой (базовый) | Сценарий 4 - инновационно-форсированный | ||||||||
1 этап (2016 - 2018 годы) | 2 этап (2019 - 2024 годы) | 3 этап (2025 - 2030 годы) | 1 этап (2016 - 2018 годы) | 2 этап (2019 - 2024 годы) | 3 этап (2025 - 2030 годы) | 1 этап (2016 - 2018 годы) | 2 этап (2019 - 2024 годы) | 3 этап (2025 - 2030 годы) | 1 этап (2016 - 2018 годы) | 2 этап (2019 - 2024 годы) | 3 этап (2025 - 2030 годы) | |||
Внешнеторговый оборот (в текущих ценах), млн. долларов США, | 10731,2 | 8868,9 | 9692,5 | 11640 | 13700 | 10772 | 13170 | 15690 | 11655 | 14355 | 17156 | 13200 | 18000 | 23000 |
объем экспорта (в текущих ценах), млн. долларов США | 7667,9 | 6406,3 | 7041 | 8650 | 10200 | 7714 | 9550 | 11390 | 8088 | 10100 | 12100 | 9100 | 12900 | 17800 |
темп роста среднегодовой, в текущих ценах, процентов | x | 83,5 | 103,2 | 103,5 | 102,8 | 106,4 | 103,6 | 103,0 | 108,1 | 103,8 | 103,1 | 112,4 | 106,0 | 105,5 |
объем импорта (в текущих ценах), млн. долларов США | 3063,3 | 2462,6 | 2652 | 2990 | 3500 | 3058 | 3620 | 4300 | 3567 | 4255 | 5056 | 4100 | 5100 | 5200 |
темп роста среднегодовой, в текущих ценах, процентов | x | 80,4 | 102,5 | 102,0 | 102,7 | 107,5 | 102,9 | 102,9 | 113,1 | 103,0 | 102,9 | 118,5 | 103,7 | 100,3 |
Часть 12. МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Сектор малых и средних предприятий имеет важнейшее значение для формирования социально-экономической ситуации и повышения уровня благосостояния населения, обеспечивая значительную долю валового внутреннего продукта и занятость граждан.
Свердловская область характеризуется достаточно высоким уровнем развития малого и среднего предпринимательства. На территории Свердловской области в 2013 году функционировало 192,9 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе:
81,7 тысячи малых (включая микропредприятия);
0,3 тысячи средних предприятий;
110,8 тысячи зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.
К уровню 2012 года число субъектов малого и среднего предпринимательства снизилось на 10,6 тысячи, или 5,2 процента, в то время как в 2012 году по сравнению с уровнем 2011 года прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства составил 4,5 тысячи, или 2,3 процента.
Численность занятых в субъектах малого и среднего предпринимательства в 2013 году составила 661,2 тыс. человек, или 103,4 процента к уровню 2012 года. Доля занятых в субъектах малого и среднего предпринимательства в общей численности занятого населения выросла с 31,3 процента в 2012 году до 32,5 процента в 2013 году.
В Свердловской области в 2013 году оборот субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом выручки индивидуальных предпринимателей составил 1749,4 млрд. рублей, или 112,5 процента к уровню 2012 года, из них: малых, включая микропредприятия, - 1034,6 млрд. рублей (109,7 процента), средних предприятий - 107,7 млрд. рублей (102,2 процента), индивидуальных предпринимателей - 607,1 млрд. рублей (119,9 процента).
К проблемам и рискам развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области можно отнести:
1) диспропорции эффективности.
Отраслевая производительность труда в малом и среднем бизнесе существенно ниже, чем в целом по экономике. В связи с прямой корреляцией между зарплатой и производительностью труда увеличения занятости на малых предприятиях без увеличения производительности не произойдет;
2) территориальные диспропорции.
На четыре муниципальных образования, расположенных на территории Свердловской области, с численностью 50 процентов от областного населения приходится более 70 процентов всех зарегистрированных предпринимателей. Только в трети муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, уровень развития предпринимательства выше среднероссийского показателя. Очевидно, что на территориях созданы разные условия для развития предпринимательской деятельности;
3) отраслевые диспропорции.
Существенно превалирует сфера торговли и услуг - около 80 процентов оборота и занятых. При этом в связи с важностью малого и среднего бизнеса для обеспечения занятости населения наиболее эффективными являются производственные предприятия;
4) структурные диспропорции.
Низкая доля среднего бизнеса как в целом по Российской Федерации, так и в Свердловской области. При этом с ростом размера предприятия повышается его значимость для достижения базовой социально-экономической задачи - обеспечение занятости населения;
5) снижение престижа, популярности предпринимательской деятельности. Согласно социологическим исследованиям только 6 процентов молодых людей стремятся открыть свое дело.
В дальнейшем развитие малого предпринимательства будет ориентировано на реализацию кластерных инициатив, которые позволяют интегрировать малые предприятия в общие производственные цепочки. Содействие развитию кооперационных связей направлено на расширение рынков сбыта, повышение эффективности внутренних бизнес-процессов и рост качества производимой продукции.
Развитие средних предприятий, преимущественно реального сектора экономики, обуславливается наличием производственной инфраструктуры, развитием государственных и частных индустриальных парков, технопарков, промышленных бизнес-инкубаторов.
Для дальнейшего продвижения малых и средних предприятий Свердловской области на внутреннем и внешних рынках, привлечения инвестиций в регион в долгосрочной перспективе необходимо обеспечить:
1) дальнейшее развитие региональных организаций поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Свердловской области, оказывающих консультационную, информационную, методическую, поисковую и медийную поддержку экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства;