Наименование показателя | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год |
Объем инвестиций в основной капитал, млн. рублей | 12480,0 | 21652,5 | 16291,8 | 18500,6 | 68256,8 | 62523,4 | 27529,4 | 26519,1 |
Темп роста, процентов к предыдущему году | в 1,3 раза | 121,3 | 75,2 | 113,6 | 368,9 | 91,6 | 44,0 | 96,3 |
Конкурентными преимуществами транспортно-логистического комплекса Свердловской области являются:
1) выгодное геополитическое местоположение на стыке Европы и Азии;
2) пролегание через Свердловскую область международного транспортного коридора "Транссиб", являющегося естественным продолжением панъевропейского транспортного коридора N 2 и связывающего Центральную Европу (Берлин) с Дальним Востоком (Владивосток/Находка) и далее с выходом на Китай (Пекин);
3) наличие в регионе отраслей промышленности и производств, использующих высокие технологии и нуждающихся в использовании методов современной логистики;
4) наличие в регионе крупных российских и иностранных торговых сетевых компаний;
5) достаточно развитая транспортная инфраструктура региона, наличие крупных транспортных узлов;
6) потенциальная возможность доступа к значительному объему экспортно-импортных грузопотоков, в том числе контейнерных;
7) относительно слабая конкурентная среда.
К слабым сторонам транспортно-логистического комплекса Свердловской области можно отнести следующее:
1) существенное отставание темпов развития дорожной сети от темпов автомобилизации общества;
2) нерациональная конфигурация существующей железнодорожной и автодорожной сетей приводит к избыточным издержкам грузоотправителей;
3) местные логистические организации не имеют достаточного опыта работы с провайдерами логистических услуг, крупными международными и российскими торговыми сетями и транспортно-экспедиторскими компаниями;
4) слабый технический уровень оснащения и развития наземной инфраструктуры, слабо используемый потенциал малой авиации, особенно при осуществлении грузовых перевозок;
5) невысокий уровень качества автодорожной инфраструктуры, в том числе федеральных автомобильных дорог, значительно снижает среднюю скорость движения, пропускную способность автомобильной транспортной сети;
6) транспортная и терминально-складская инфраструктуры развиваются обособленно друг от друга, что приводит к локальному дисбалансу пропускных способностей транспортной сети и транспортно-логистической инфраструктуры, особенно в местах их стыковок;
7) отсутствие обходов крупнейших городов, в особенности Екатеринбурга, Каменска-Уральского, создает дополнительную транспортную и экологическую нагрузку на уличную дорожную сеть.
Развитие транспортно-логистического комплекса будет складываться за счет расширения использования технологий контейнерных перевозок и перевозок другими укрупненными грузовыми единицами. Альтернативой автомобильным перевозкам должны стать перевозки контейнеров в составах ускоренных контейнерных поездов, обеспечивающих скорость не менее 1000 км в сутки, в перспективе - до 1700 км в сутки по Транссибу.
Организация контейнерных поездов по наиболее актуальному направлению Москва - Екатеринбург позволит снизить стоимость доставки товаров на данном маршруте на 40 процентов.
Для интеграции Свердловской области в международные транспортные системы важную роль будут иметь ускоренные контейнерные поезда Находка - Екатеринбург-Товарный (терминал Трансконтейнер), Владивосток - Кольцово (терминал C.I.T.), Санкт-Петербург - Шувакиш (терминал Модуль), которые могли бы обеспечить доставку большинства грузов из стран Юго-Восточной Азии и создать ресурс порожних контейнеров для отправления экспорта после выгрузки импорта. Для формирования таких поездов необходимо развитие современных контейнерных терминалов, оснащенных железнодорожными подъездными путями.
Использование современной технологии доставки грузов в контейнерах в составе ускоренных поездов, а также более широкое применение железнодорожного транспорта позволит значительно повысить коммерческую скорость и ритмичность движения транзитных грузов, расширить полигон влияния Свердловской транспортно-логистической системы на расстояния свыше 2000 км.
Основными факторами развития транспортно-логистического комплекса Свердловской области в долгосрочной перспективе являются:
1) создание условий для комплексного освоения новых территорий и разработка месторождений полезных ископаемых;
2) формирование единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения и хозяйствующих субъектов;
3) формирование качественной (удобной для пассажиров, мобильной, надежной и экономически эффективной) маршрутной сети путем выделения магистральных направлений (с размещением на них скоростных и вместительных видов транспорта) и координации их с второстепенными (периферийными) маршрутами и направлениями;