Рост лесозаготовок для удовлетворения спроса создаваемых предприятий лесопромышленного комплекса автономного округа, снижение цен на древесину и обеспечение конкурентоспособности лесозаготовок напрямую связаны с возможностями вывоза заготовленной древесины. Наличие развитой дорожной сети круглогодичного действия способно обеспечить высокую эффективность деятельности всего лесного сектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В настоящее время отсутствие лесовозных дорог является основным сдерживающим фактором развития лесозаготовок. Лесозаготовка и вывоз древесины ведется в основном в зимнее время по зимним дорогам.
Таким образом, важнейшим элементом технической доступности лесов и экономически эффективной лесозаготовки является сеть дорог общего пользования и лесовозных дорог.
Многолетней практикой и нормами технологического проектирования установлено, что для организации регулярного лесопользования и ведения лесного хозяйства, рационального использования лесосырьевых запасов плотность лесных дорог должна составлять на 1000 га лесной площади:
магистрали лесовозных дорог с твердым или переходным типом покрытия - 1,0 - 1,2 км;
ветки лесовозные с переходным типом покрытия - 6 - 7 км;
временные лесовозные дороги (усы, зимники) - 12 - 14 км.
Дороги лесохозяйственного назначения, где не проводятся лесозаготовки, - 8 - 10 км.
Развитие транспортной лесной инфраструктуры на ближайшие 10 лет начато с учетом программ развития дорог общего пользования и ведомственных дорог.
В результате реализации Программы "Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2006 - 2011 годы", долгосрочной целевой программы "Развитие и совершенствование сети автомобильных дорог в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2012 - 2015 годы", целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие транспортной системы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы" возросла степень транспортной доступности лесных массивов автономного округа по отношению к дорогам общего пользования.
Развитие лесозаготовительных предприятий и перерабатывающих производств в первую очередь связано с доступностью лесного фонда, то есть с развитием сети лесовозных дорог. Неразвитость транспортной инфраструктуры в лесах, подлежащих освоению, в ближайший период будет сдерживать рост объемов лесозаготовок и не позволит эффективно вести лесное хозяйство.
Характеристика протяженности дорог на землях лесного фонда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в совокупности с дорогами общего пользования по состоянию на 01.01.2016 приведена в таблице 2.6.1.
Решение задач по транспортной доступности эксплуатационного фонда в объемах планируемой заготовки древесины должно координироваться усилиями государства и лесозаготовительных организаций.
В целях развития транспортного комплекса автономного округа, предусматривающего межвидовую связь различных видов транспорта, развития современной и эффективной транспортной инфраструктуры, повышения качества и доступности услуг транспортного комплекса для населения, повышения комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы округа принята государственная программа "Развитие транспортной системы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 - 2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 N 418-п.
Таблица 2.6.1
Фактическая протяженность дорог по лесничествам и административным районам
Наименование муниципального района | Наименование лесничества | Протяженность дорог | Итого | Протяженность дорог на 1000 га лесного фонда | Кроме того, зимники | |
общего пользования, находящиеся в собственности субъекта | в лесном фонде | |||||
Белоярский | Белоярское | 155,56 | 232,4 | 387,96 | 0,08 | 889,9 |
Итого по району | 155,56 | 232,4 | 387,96 | 0,08 | 889,9 | |
Березовский | Березовское | 0 | 371,9 | 371,9 | 0 | 1440,9 |
Няксимвольское | 108,47 | 697,7 | 806,17 | 0,1 | 2183,4 | |
Итого по району | 108,47 | 1069,6 | 1178,07 | 0,1 | 3624,3 | |
Октябрьский | Октябрьское | 356,18 | 1237,4 | 1593,58 | 0,8 | 3236,7 |
Итого по району | 356,18 | 1237,4 | 1593,58 | 0,8 | 3236,7 | |
Советский | Советское | 291,33 | 6823,0 | 7114,33 | 2,5 | 5116,0 |
Итого по району | 291,33 | 6823,0 | 7114,33 | 2,5 | 5116,0 | |
Кондинский | Урайское | 260,34 | 1339,4 | 1599,74 | 0 | 2723,5 |
Кондинское | 35,5 | 1567,0 | 1602,5 | 0 | 4509,8 | |
Итого по району | 295,84 | 2906,4 | 3202,24 | 0,6 | 7233,3 | |
Сургутский | Сургутское | 574,6 | 2716,2 | 3290,8 | 0,3 | 8182,3 |
Юганское | 0 | 146,2 | 146,2 | 0 | 5659,2 | |
Итого по району | 574,6 | 2862,4 | 3437,0 | 0,3 | 14841,5 | |
Нижневартовский | Аганское | 45,274 | 307,0 | 352,274 | 0 | 2128,8 |
Нижневартовское | 311,716 | 299,2 | 610,916 | 0 | 2130,6 | |
Мегионское | 111,31 | 425,3 | 536,61 | 0 | 2641,5 | |
Итого по району | 468,30 | 1031,5 | 1499,8 | 0,1 | 6900,9 | |
Ханты-Мансийский | Самаровское | 316,19 | 1295,3 | 1611,49 | 0,3 | 3163,6 |
Итого по району | 316,19 | 1295,3 | 1611,49 | 0,3 | 3163,6 | |
Нефтеюганский | Нефтеюганское | 166,75 | 554,9 | 721,65 | 0,3 | 2420,8 |
Итого по району | 166,75 | 554,9 | 721,65 | 0,3 | 2420,8 | |
ВСЕГО | 2733,21 | 18012,9 | 20746,11 | 0,4 | 46427,0 |
Строительство веток (дорог от промежуточных пунктов вывозки или верхних складов до магистралей) и усов (временные дороги от веток до лесосек) в основном будет осуществляться непосредственно лесозаготовительными предприятиями.
Лесные автомобильные дороги, построенные ранее, должны сохраняться в рабочем состоянии и использоваться для развития дорог общего пользования, проведения рубок ухода, последующих приемов рубок спелых и перестойных насаждений, а также использования и воспроизводства всего комплекса лесосырьевых ресурсов.
В настоящее время строительство автомобильных дорог в автономной округе в основном подчинено решению задачи освоения нефтегазовых ресурсов, и обеспечение транспортных связей между другими объектами возможно только в той мере, насколько эти связи близки к нефтепромысловым. Однако Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, при наличии значительного количества автомобильных дорог, предназначенных для перевозки грузов нефтепромыслового назначения, в очень небольшой степени обеспечен дорогами общего пользования к населенным пунктам автономного округа, а также к потенциальным производственным объектам лесной промышленности.
Одной из проблем расширения транспортной и производственной инфраструктуры в автономном округе является наличие многих участников строительства объектов - частных компаний и государственных предприятий, решающих узкие задачи обеспечения функционирования принадлежащих им объектов.