Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЛЕСНОГО ПЛАНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ (с изменениями на: 11.08.2017) (утратило силу на основании постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.01.2019 N 2)

2.6. Показатели развития лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры


Рост лесозаготовок для удовлетворения спроса создаваемых предприятий лесопромышленного комплекса автономного округа, снижение цен на древесину и обеспечение конкурентоспособности лесозаготовок напрямую связаны с возможностями вывоза заготовленной древесины. Наличие развитой дорожной сети круглогодичного действия способно обеспечить высокую эффективность деятельности всего лесного сектора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

В настоящее время отсутствие лесовозных дорог является основным сдерживающим фактором развития лесозаготовок. Лесозаготовка и вывоз древесины ведется в основном в зимнее время по зимним дорогам.

Таким образом, важнейшим элементом технической доступности лесов и экономически эффективной лесозаготовки является сеть дорог общего пользования и лесовозных дорог.

Многолетней практикой и нормами технологического проектирования установлено, что для организации регулярного лесопользования и ведения лесного хозяйства, рационального использования лесосырьевых запасов плотность лесных дорог должна составлять на 1000 га лесной площади:

магистрали лесовозных дорог с твердым или переходным типом покрытия - 1,0 - 1,2 км;

ветки лесовозные с переходным типом покрытия - 6 - 7 км;

временные лесовозные дороги (усы, зимники) - 12 - 14 км.

Дороги лесохозяйственного назначения, где не проводятся лесозаготовки, - 8 - 10 км.

Развитие транспортной лесной инфраструктуры на ближайшие 10 лет начато с учетом программ развития дорог общего пользования и ведомственных дорог.

В результате реализации Программы "Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2006 - 2011 годы", долгосрочной целевой программы "Развитие и совершенствование сети автомобильных дорог в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2012 - 2015 годы", целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие транспортной системы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы" возросла степень транспортной доступности лесных массивов автономного округа по отношению к дорогам общего пользования.

Развитие лесозаготовительных предприятий и перерабатывающих производств в первую очередь связано с доступностью лесного фонда, то есть с развитием сети лесовозных дорог. Неразвитость транспортной инфраструктуры в лесах, подлежащих освоению, в ближайший период будет сдерживать рост объемов лесозаготовок и не позволит эффективно вести лесное хозяйство.

Характеристика протяженности дорог на землях лесного фонда в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в совокупности с дорогами общего пользования по состоянию на 01.01.2016 приведена в таблице 2.6.1.

Решение задач по транспортной доступности эксплуатационного фонда в объемах планируемой заготовки древесины должно координироваться усилиями государства и лесозаготовительных организаций.

В целях развития транспортного комплекса автономного округа, предусматривающего межвидовую связь различных видов транспорта, развития современной и эффективной транспортной инфраструктуры, повышения качества и доступности услуг транспортного комплекса для населения, повышения комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы округа принята государственная программа "Развитие транспортной системы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 - 2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 09.10.2013 N 418-п.     

 Таблица 2.6.1

Фактическая протяженность дорог по лесничествам и административным районам


Наименование муниципального района

Наименование лесничества

Протяженность дорог

Итого

Протяженность дорог на 1000 га лесного фонда

Кроме того, зимники

общего пользования, находящиеся в собственности субъекта

в лесном фонде

Белоярский

Белоярское

155,56

232,4

387,96

0,08

889,9

Итого по району

155,56

232,4

387,96

0,08

889,9

Березовский

Березовское

0

371,9

371,9

0

1440,9

Няксимвольское

108,47

697,7

806,17

0,1

2183,4

Итого по району

108,47

1069,6

1178,07

0,1

3624,3

Октябрьский

Октябрьское

356,18

1237,4

1593,58

0,8

3236,7

Итого по району

356,18

1237,4

1593,58

0,8

3236,7

Советский

Советское

291,33

6823,0

7114,33

2,5

5116,0

Итого по району

291,33

6823,0

7114,33

2,5

5116,0

Кондинский

Урайское

260,34

1339,4

1599,74

0

2723,5

Кондинское

35,5

1567,0

1602,5

0

4509,8

Итого по району

295,84

2906,4

3202,24

0,6

7233,3

Сургутский

Сургутское

574,6

2716,2

3290,8

0,3

8182,3

Юганское

0

146,2

146,2

0

5659,2

Итого по району

574,6

2862,4

3437,0

0,3

14841,5

Нижневартовский

Аганское

45,274

307,0

352,274

0

2128,8

Нижневартовское

311,716

299,2

610,916

0

2130,6

Мегионское

111,31

425,3

536,61

0

2641,5

Итого по району

468,30

1031,5

1499,8

0,1

6900,9

Ханты-Мансийский

Самаровское

316,19

1295,3

1611,49

0,3

3163,6

Итого по району

316,19

1295,3

1611,49

0,3

3163,6

Нефтеюганский

Нефтеюганское

166,75

554,9

721,65

0,3

2420,8

Итого по району

166,75

554,9

721,65

0,3

2420,8

ВСЕГО

2733,21

18012,9

20746,11

0,4

46427,0



Строительство веток (дорог от промежуточных пунктов вывозки или верхних складов до магистралей) и усов (временные дороги от веток до лесосек) в основном будет осуществляться непосредственно лесозаготовительными предприятиями.

Лесные автомобильные дороги, построенные ранее, должны сохраняться в рабочем состоянии и использоваться для развития дорог общего пользования, проведения рубок ухода, последующих приемов рубок спелых и перестойных насаждений, а также использования и воспроизводства всего комплекса лесосырьевых ресурсов.

В настоящее время строительство автомобильных дорог в автономной округе в основном подчинено решению задачи освоения нефтегазовых ресурсов, и обеспечение транспортных связей между другими объектами возможно только в той мере, насколько эти связи близки к нефтепромысловым. Однако Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, при наличии значительного количества автомобильных дорог, предназначенных для перевозки грузов нефтепромыслового назначения, в очень небольшой степени обеспечен дорогами общего пользования к населенным пунктам автономного округа, а также к потенциальным производственным объектам лесной промышленности.

Одной из проблем расширения транспортной и производственной инфраструктуры в автономном округе является наличие многих участников строительства объектов - частных компаний и государственных предприятий, решающих узкие задачи обеспечения функционирования принадлежащих им объектов.