РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 16 октября 2015 года N 589-рп
О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2016 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ
В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 июля 2007 года N 99-оз "Об отдельных вопросах организации и осуществления бюджетного процесса в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", постановлениями Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 апреля 2014 года N 154-п "О Порядке составления проекта закона о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и проекта закона о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на очередной финансовый год и плановый период", от 20 декабря 2007 года N 327-п "О Порядке разработки прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры":
1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (далее - Прогноз).
2. Департаменту финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры считать исходным второй вариант Прогноза при формировании проекта закона о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
Губернатор Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2016 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ
Прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (далее - прогноз) разработан на основе одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации, исходя из приоритетов и целевых индикаторов социально-экономического развития, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года (далее - Стратегия - 2030), прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, прогнозе социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2030 года, Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и задачах, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года.
В прогнозе учтены итоги социально-экономического развития Югры за январь - июль 2015 года, прогнозные показатели исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
(далее также - автономного округа, Югры)
Основными результатами реализации социально-экономической политики в период до 2015 года стало обеспечение: макроэкономической устойчивости секторов экономики и социальной сферы, условий привлечения инвестиций, развития конкуренции, реализации национальной предпринимательской инициативы, сбалансированности бюджета, исполнения социальных обязательств перед населением.
Основные показатели развития экономики в процентах к соответствующему периоду предыдущего года
Показатели | 2014 год | 2015 год | ||||||
январь - март | январь - июнь | январь - июль | год | январь - март | январь - июнь | январь - июль | год <1> оценка | |
Индекс промышленного производства | 97,2 | 98,9 | 98,7 | 98,7 | 100,3 | 98,1 | 97,9 | 99,2 |
в том числе: | ||||||||
добыча полезных ископаемых | 96,9 | 98,7 | 98,6 | 98,2 | 100,7 | 98,2 | 97,9 | 99,0 |
обрабатывающие производства | 97,1 | 100,2 | 99,5 | 103,5 | 105,0 | 100,9 | 101,0 | 101,7 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 101,8 | 99,4 | 99,3 | 102,4 | 91,0 | 93,9 | 95,5 | 96,3 |
Инвестиции в основной капитал | 99,1 | 92,7 | х | 92,4 | 110,4 | 102,6 | х | 101,1 |
Ввод в действие жилых домов | 131,8 | 110,3 | 115,5 | 106,9 | 98,2 | 71,6 | 78,2 | 103,6 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения | 101,1 | 103,4 | 101,7 | 100,5 | 104,5 | 97,5 | 98,1 | 93,1 |
Реальная заработная плата | 102,7 | 102,5 | 102,6 | 100,3 | 90,5 | 91,4 | 91,3 | 88,8 |
Оборот розничной торговли | 103,1 | 102,5 | 102,3 | 101,1 | 95,2 | 91,5 | 91,4 | 98,5 |
Индекс потребительских цен, к декабрю предыдущего года | 101,5 | 103,1 | 103,5 | 108,2 | 107,3 | 109,8 | 110,4 | 111,9 |
Объем платных услуг населению | 103,2 | 100,5 | 100,5 | 101,3 | 92,4 | 91,7 | 91,6 | 98,4 |
Экспорт товаров, млрд. долл. США | 5,6 | 10,9 | х | 20,5 | 3,3 | 6,9 | х | 12,6 |
Импорт товаров, млрд. долл. США | 0,4 | 0,8 | х | 1,3 | 0,2 | 0,5 | х | 1,0 |
Средняя цена за нефть марки Urals, долл./барр. | 106,8 | 107,3 | 107,0 | 97,6 | 52,8 | 56,6 | 56,8 | 60,0 |
________________
<1> оценка Депэкономики Югры
Предприятиями автономного округа произведено около 8,0% от общего объема произведенной промышленной продукции в России.
По информации Автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Научно-аналитический центр рационального недропользования им. Шпильмана", за январь - июль 2015 года в автономном округе добыто 141,9 млн. тонн нефти.
С начала разработки нефтяных месторождений на территории автономного округа (с 1964 года) по состоянию на 1 августа 2015 года накопленная добыча нефти - 10988,6 млн. тонн. Доля Югры в общероссийской добыче нефти - около 46,0%.
Добыча газа за январь - июль 2015 года - 19,1 млрд. куб. м. Доля автономного округа в общем объеме добычи газа в России - 5,4%.
В январе - июле 2015 года выработано 51,5 млрд. кВтч электроэнергии. Доля автономного округа в общем объеме выработки электроэнергии в России - 8,4%.
В Югре в январе - июле 2015 года на потребительском рынке увеличилось потребление населением товаров и услуг на одного жителя на 3,9% и 5,4% соответственно по сравнению с соответствующим периодом 2014 года. Этому способствовало: увеличение заработной платы на 4,3%; ввод в эксплуатацию новых объектов торговой площадью 6,6 тыс. кв. м; потребительское кредитование. Во всех муниципальных образованиях регулярно проводятся ярмарки, выставки, способствующие развитию конкуренции, расширению ассортимента товаров местного производства.
За январь - июль 2015 года индекс потребительских цен - 10,4%. Низкие цены на нефть и высокий курс доллара США оказались "шоковой терапией" для высокого уровня инфляции. Учитывая эти факторы, по итогам года ожидается - 11,9% (2014 год - 8,2%).
По предварительной информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре среднедушевые денежные доходы населения за январь - июль 2015 года сложились в сумме 43935,3 рубля. Среднемесячная начисленная заработная плата за январь - июль 2015 года - 59288,3 рубля.
По состоянию на 1 августа 2015 года уровень зарегистрированной безработицы составил 0,44% от экономически активного населения округа (на 1 августа 2014 года - 0,36%), при этом на каждого безработного заявлено работодателем по 2 вакансии.
По данным Федеральной службы государственной статистики естественный прирост населения за январь - июль 2015 года - 9,4 тыс. человек (январь - июль 2014 года - 10,2 тыс. человек). Количество родившихся за этот период - 15,5 тыс. человек (январь - июль 2014 года - 16,2 тыс. человек), что в 2,7 раза больше количества умерших - 6,1 тыс. человек (январь - июль 2014 года - 6,0 тыс. человек).
Основные внешние факторы, которые в силу мононаправленности экономики Югры играют ключевую роль, - цены на нефть марки Urals (мировые), долл./барр, курс доллара (среднегодовой), рублей за доллар США.
Таблица 2
Цены на нефть Urals (мировые), долл./барр. | 2014 год отчет | 2015 год оценка | 2016 год | 2017 год | 2018 год |
Вариант 1 | 97,6 | 60,0 | 50,0 | 52,0 | 55,0 |
Вариант 2 | 50,0 | 65,0 | 70,0 |
Таблица 3
Курс доллара (среднегодовой), рублей за доллар США | 2014 год отчет | 2015 год оценка | 2016 год | 2017 год | 2018 год |
Вариант 1 | 38,0 | 57,0 | 63,3 | 63,1 | 62,5 |
Вариант 2 | 63,3 | 57,9 | 58,0 |
Таблица 4
Индекс потребительских цен (декабрь/декабрю предыдущего года), % | 2014 год отчет | 2015 год оценка | 2016 год | 2017 год | 2018 год |
Вариант 1 | 108,2 | 111,9 | 107,0 | 106,3 | 105,1 |
Вариант 2 | 106,5 | 105,9 | 104,8 |
В расчет прогноза заложены параметры, согласованные с основными нефтедобывающими компаниями, являющимися системообразующими для экономики автономного округа.
Таблица 5
Объемы добычи нефти, млн. тонн | 2014 год отчет | 2015 год оценка | 2016 год | 2017 год | 2018 год |
Вариант 1 | 250,2 | 249,7 | 238,1 | 234,1 | 229,4 |
Вариант 2 | 246,5 | 240,9 | 235,1 |
Прогноз разработан в 2 вариантах.
В обоих вариантах прогнозируется решение задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 594-606, от 1 июня 2012 года N 761, от 28 декабря 2012 года N 1688.
Показатели прогноза разработаны на вариативной основе в составе 2 вариантов - вариант первый (консервативный) и вариант второй (базовый).
Различие вариантов обусловлено отличием моделей поведения частного бизнеса, перспективами повышения его конкурентоспособности и эффективностью реализации инвестиционной политики в совокупности с возможностью бюджета.
Консервативный (первый) вариант предполагает продолжение действия санкций со стороны США и ЕС на протяжении всего прогнозного периода. Это означает наличие рисков для системообразующий организаций автономного округа, влияющих на темпы и объемы реализации инвестиционных программ, повышение уровня зарплат и социальных выплат. В среднесрочной перспективе курс национальной валюты будет укрепляться.
Вариант второй базируется на предположении о более позитивной конъюнктуре рынка энергоносителей и адаптации экономики к новой макроэкономической ситуации. В сценарии предполагается более высокий по сравнению с консервативным сценарием среднегодовой рост цен на нефть Urals. Устойчивость экономики прогнозируется в условиях повышения доверия частного бизнеса, применения в полном объеме мер стимулирующего характера, связанных с расходами бюджета на финансирование инфраструктурных проектов, сохранения финансирования развития человеческого капитала.
В вариантах спрогнозировано сохранение благоприятных налоговых условий; эффекты от сбалансированной стратегии действий на среднесрочный и долгосрочный период, зафиксированные в Стратегии - 2030 и инструментах ее реализации - государственных программах. Решению задач, поставленных в документах стратегического планирования, будет способствовать внедрение "Стандарта конкуренции", реализация планов: первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, импортозамещения.
Основные показатели прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 - 2018 годы