ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 16 октября 2015 года N 589-рп

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2016 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ


В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 июля 2007 года N 99-оз "Об отдельных вопросах организации и осуществления бюджетного процесса в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", постановлениями Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 апреля 2014 года N 154-п "О Порядке составления проекта закона о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и проекта закона о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на очередной финансовый год и плановый период", от 20 декабря 2007 года N 327-п "О Порядке разработки прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры":

1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (далее - Прогноз).

2. Департаменту финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры считать исходным второй вариант Прогноза при формировании проекта закона о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

Губернатор Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА





Приложение
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 16 октября 2015 года N 589-рп

ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2016 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ


Прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (далее - прогноз) разработан на основе одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации, исходя из приоритетов и целевых индикаторов социально-экономического развития, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года (далее - Стратегия - 2030), прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, прогнозе социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2030 года, Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и задачах, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года.

В прогнозе учтены итоги социально-экономического развития Югры за январь - июль 2015 года, прогнозные показатели исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.


1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

(далее также - автономного округа, Югры)


Основными результатами реализации социально-экономической политики в период до 2015 года стало обеспечение: макроэкономической устойчивости секторов экономики и социальной сферы, условий привлечения инвестиций, развития конкуренции, реализации национальной предпринимательской инициативы, сбалансированности бюджета, исполнения социальных обязательств перед населением.

Таблица 1


 Основные показатели развития экономики в процентах к соответствующему периоду предыдущего года

Показатели

2014 год

2015 год

январь - март

январь - июнь

январь - июль

год

январь - март

январь - июнь

январь - июль

год <1> оценка

Индекс промышленного производства

97,2

98,9

98,7

98,7

100,3

98,1

97,9

99,2

в том числе:

добыча полезных ископаемых

96,9

98,7

98,6

98,2

100,7

98,2

97,9

99,0

обрабатывающие производства

97,1

100,2

99,5

103,5

105,0

100,9

101,0

101,7

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

101,8

99,4

99,3

102,4

91,0

93,9

95,5

96,3

Инвестиции в основной капитал

99,1

92,7

х

92,4

110,4

102,6

х

101,1

Ввод в действие жилых домов

131,8

110,3

115,5

106,9

98,2

71,6

78,2

103,6

Реальные располагаемые денежные доходы населения

101,1

103,4

101,7

100,5

104,5

97,5

98,1

93,1

Реальная заработная плата

102,7

102,5

102,6

100,3

90,5

91,4

91,3

88,8

Оборот розничной торговли

103,1

102,5

102,3

101,1

95,2

91,5

91,4

98,5

Индекс потребительских цен, к декабрю предыдущего года

101,5

103,1

103,5

108,2

107,3

109,8

110,4

111,9

Объем платных услуг населению

103,2

100,5

100,5

101,3

92,4

91,7

91,6

98,4

Экспорт товаров, млрд. долл. США

5,6

10,9

х

20,5

3,3

6,9

х

12,6

Импорт товаров, млрд. долл. США

0,4

0,8

х

1,3

0,2

0,5

х

1,0

Средняя цена за нефть марки Urals, долл./барр.

106,8

107,3

107,0

97,6

52,8

56,6

56,8

60,0

________________

<1> оценка Депэкономики Югры


Предприятиями автономного округа произведено около 8,0% от общего объема произведенной промышленной продукции в России.

По информации Автономного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Научно-аналитический центр рационального недропользования им. Шпильмана", за январь - июль 2015 года в автономном округе добыто 141,9 млн. тонн нефти.

С начала разработки нефтяных месторождений на территории автономного округа (с 1964 года) по состоянию на 1 августа 2015 года накопленная добыча нефти - 10988,6 млн. тонн. Доля Югры в общероссийской добыче нефти - около 46,0%.

Добыча газа за январь - июль 2015 года - 19,1 млрд. куб. м. Доля автономного округа в общем объеме добычи газа в России - 5,4%.

В январе - июле 2015 года выработано 51,5 млрд. кВтч электроэнергии. Доля автономного округа в общем объеме выработки электроэнергии в России - 8,4%.

В Югре в январе - июле 2015 года на потребительском рынке увеличилось потребление населением товаров и услуг на одного жителя на 3,9% и 5,4% соответственно по сравнению с соответствующим периодом 2014 года. Этому способствовало: увеличение заработной платы на 4,3%; ввод в эксплуатацию новых объектов торговой площадью 6,6 тыс. кв. м; потребительское кредитование. Во всех муниципальных образованиях регулярно проводятся ярмарки, выставки, способствующие развитию конкуренции, расширению ассортимента товаров местного производства.

За январь - июль 2015 года индекс потребительских цен - 10,4%. Низкие цены на нефть и высокий курс доллара США оказались "шоковой терапией" для высокого уровня инфляции. Учитывая эти факторы, по итогам года ожидается - 11,9% (2014 год - 8,2%).

По предварительной информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре среднедушевые денежные доходы населения за январь - июль 2015 года сложились в сумме 43935,3 рубля. Среднемесячная начисленная заработная плата за январь - июль 2015 года - 59288,3 рубля.

По состоянию на 1 августа 2015 года уровень зарегистрированной безработицы составил 0,44% от экономически активного населения округа (на 1 августа 2014 года - 0,36%), при этом на каждого безработного заявлено работодателем по 2 вакансии.

По данным Федеральной службы государственной статистики естественный прирост населения за январь - июль 2015 года - 9,4 тыс. человек (январь - июль 2014 года - 10,2 тыс. человек). Количество родившихся за этот период - 15,5 тыс. человек (январь - июль 2014 года - 16,2 тыс. человек), что в 2,7 раза больше количества умерших - 6,1 тыс. человек (январь - июль 2014 года - 6,0 тыс. человек).


2. Варианты внутренних условий и характеристик социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на среднесрочный период


 2.1. Внешние условия развития


Основные внешние факторы, которые в силу мононаправленности экономики Югры играют ключевую роль, - цены на нефть марки Urals (мировые), долл./барр, курс доллара (среднегодовой), рублей за доллар США.

Таблица 2

Цены на нефть Urals (мировые), долл./барр.

2014 год отчет

2015 год оценка

2016 год

2017 год

2018 год

Вариант 1

97,6

60,0

50,0

52,0

55,0

Вариант 2

50,0

65,0

70,0


Таблица 3

Курс доллара (среднегодовой), рублей за доллар США

2014 год отчет

2015 год оценка

2016 год

2017 год

2018 год

Вариант 1

38,0

57,0

63,3

63,1

62,5

Вариант 2

63,3

57,9

58,0



 2.2. Внутренние условия развития


Таблица 4

Индекс потребительских цен (декабрь/декабрю предыдущего года), %

2014 год отчет

2015 год оценка

2016 год

2017 год

2018 год

Вариант 1

108,2

111,9

107,0

106,3

105,1

Вариант 2

106,5

105,9

104,8



Добыча нефти

В расчет прогноза заложены параметры, согласованные с основными нефтедобывающими компаниями, являющимися системообразующими для экономики автономного округа.

Таблица 5

Объемы добычи нефти, млн. тонн

2014 год отчет

2015 год оценка

2016 год

2017 год

2018 год

Вариант 1

250,2

249,7

238,1

234,1

229,4

Вариант 2

246,5

240,9

235,1


Прогноз разработан в 2 вариантах.

В обоих вариантах прогнозируется решение задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 594-606, от 1 июня 2012 года N 761, от 28 декабря 2012 года N 1688.

Показатели прогноза разработаны на вариативной основе в составе 2 вариантов - вариант первый (консервативный) и вариант второй (базовый).

Различие вариантов обусловлено отличием моделей поведения частного бизнеса, перспективами повышения его конкурентоспособности и эффективностью реализации инвестиционной политики в совокупности с возможностью бюджета.

Консервативный (первый) вариант предполагает продолжение действия санкций со стороны США и ЕС на протяжении всего прогнозного периода. Это означает наличие рисков для системообразующий организаций автономного округа, влияющих на темпы и объемы реализации инвестиционных программ, повышение уровня зарплат и социальных выплат. В среднесрочной перспективе курс национальной валюты будет укрепляться.

Вариант второй базируется на предположении о более позитивной конъюнктуре рынка энергоносителей и адаптации экономики к новой макроэкономической ситуации. В сценарии предполагается более высокий по сравнению с консервативным сценарием среднегодовой рост цен на нефть Urals. Устойчивость экономики прогнозируется в условиях повышения доверия частного бизнеса, применения в полном объеме мер стимулирующего характера, связанных с расходами бюджета на финансирование инфраструктурных проектов, сохранения финансирования развития человеческого капитала.

В вариантах спрогнозировано сохранение благоприятных налоговых условий; эффекты от сбалансированной стратегии действий на среднесрочный и долгосрочный период, зафиксированные в Стратегии - 2030 и инструментах ее реализации - государственных программах. Решению задач, поставленных в документах стратегического планирования, будет способствовать внедрение "Стандарта конкуренции", реализация планов: первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности, импортозамещения.

Таблица 6


 Основные показатели прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016 - 2018 годы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»