ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 апреля 2015 года N 246-ПП
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРОГРАММУ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2015 ГОДУ, УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 24.03.2015 N 194-ПП
В соответствии со статьей 101 Областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области", в целях уточнения параметров Программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Свердловской области в 2015 году, утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 24.03.2015 N 194-ПП "Об утверждении Программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Свердловской области в 2015 году", Правительство Свердловской области постановляет:
1. Внести в Программу дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Свердловской области в 2015 году, утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 24.03.2015 N 194-ПП "Об утверждении Программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Свердловской области в 2015 году" ("Областная газета", 2015, 01 апреля, N 56), изменения, изложив ее в новой редакции (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Свердловской области - Министра финансов Свердловской области Г.М. Кулаченко.
3. Настоящее Постановление вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
4. Настоящее Постановление опубликовать в "Областной газете".
Председатель Правительства
Свердловской области
Д.В.ПАСЛЕР
К Постановлению
Правительства Свердловской области
от 9 апреля 2015 года N 246-ПП
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2015 ГОДУ
Наименование программы | Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Свердловской области в 2015 году (далее - Программа) |
Наименование уполномоченного органа исполнительной власти Свердловской области | Департамент по труду и занятости населения Свердловской области |
Основания для разработки Программы | Бюджетный кодекс Российской Федерации; |
Сроки реализации Программы | 2015 год (без деления на этапы) |
Цель Программы | снижение напряженности на рынке труда Свердловской области и поддержка эффективной занятости |
Задачи Программы | 1) содействие сохранению рабочих мест; |
Целевые показатели (индикаторы) Программы | 1) уровень регистрируемой безработицы; |
Объемы и источники финансирования Программы | общий объем финансирования Программы составляет 179118,1 тыс. рублей, в том числе: |
Ожидаемые результаты реализации Программы | в качественном выражении: |
Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
Программа разработана в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года На 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2015 N 35 "О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", Законом Свердловской области от 25 марта 2013 года N 23-ОЗ "О содействии занятости населения Свердловской области".
Программа представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и иных мероприятий, взаимосвязанных по ресурсам и срокам реализации, направленных на снижение напряженности на рынке труда Свердловской области и поддержание эффективной занятости населения.
Реализация Программы направлена на решение следующих основных задач:
1) содействие сохранению рабочих мест;
2) развитие трудовых ресурсов для обеспечения устойчивого развития экономики Свердловской области;
3) повышение профессионально-квалификационного потенциала и профессиональной мобильности работников, находящихся под риском увольнения, в организациях, реализующих программы развития производства, проекты по импортозамещению;
4) повышение уровня занятости населения, в том числе инвалидов.
Глава 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Экономика Свердловской области продолжает оставаться "экономикой индустриального типа", в которой существенная часть добавленной стоимости создается в промышленном производстве. Во многом экономический рост Свердловской области определяется именно ростом промышленного производства - около 40 процентов валового регионального продукта производится на промышленных предприятиях. По итогам 2014 года экономическая ситуация в Свердловской области характеризовалась положительной динамикой основных макроэкономических показателей.
Индекс промышленного производства по полному кругу организаций в январе - декабре 2014 года составил 100,8 процента к уровню января - декабря 2013 года.
Рост промышленного производства отмечен:
в производстве машин и оборудования - на 9,1 процента;
в производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака - на 8,4 процента;
в добыче полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических, - на 3,5 процента.
Значительное отставание от уровня соответствующего периода предыдущего года наблюдается в производстве резиновых и пластмассовых изделий - на 24,7 процента, в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования - на 10,9 процента, в целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности - на 9,8 процента.
Крупными и средними организациями Свердловской области за январь - декабрь 2014 года получен положительный финансовый результат (прибыль за минусом убытков) в размере 68,5 млрд. рублей, или 58,2 процента к уровню соответствующего периода предыдущего года.
В январе - декабре 2014 года прибыль организаций составила 114,1 процента к уровню января - декабря 2013 года.
Значительный рост прибыли отмечен в следующих видах экономической деятельности: "добыча полезных ископаемых" (в 2,4 раза), "сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" (в 2 раза), "производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака" (в 1,4 раза), "предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг" (в 1,3 раза), "операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг" (в 1,3 раза).
В целом по области в январе - декабре 2014 года уровень заработной платы работников крупных и средних организаций Свердловской области составил к уровню аналогичного периода 2013 года 107,4 процента.
Экономический рост способствовал улучшению ситуации на рынке труда. За 2014 год уровень регистрируемой безработицы снизился с 1,18 процента до 1,15 процента.
Предполагаемая в 2015 году рецессия промышленного производства, ухудшение экономической ситуации предопределяет отрицательную динамику основных показателей рынка труда в Свердловской области.
Глава 2. РИСКИ И ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ЗАНЯТОСТИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В связи с ухудшением экономической ситуации в промышленном комплексе, отставанием показателей потребительского рынка Свердловской области, снижением объема инвестиций в основной капитал в 2015 году наблюдается тенденция ухудшения основных показателей рынка труда.
Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, с 01 января по 01 марта 2015 года увеличилась на 4181 человека, уровень регистрируемой безработицы вырос на 0,20 процентного пункта.
По состоянию на 01 марта 2015 года:
уровень регистрируемой безработицы составил 1,35 процента (на 01 января 2015 года - 1,15 процента);
численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, - 30755 человек (на 01 января 2015 года - 26574 человека);
количество вакантных рабочих мест, заявленных работодателями в органы службы занятости, составило 31674 вакантных рабочих места (на 01 января 2015 года - 38951 вакансия).
В 2015 году по данным мониторинга увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятостью работников (далее - мониторинг) 39 организаций осуществляют процедуру увольнения 6790 работников. Из них предполагается трудоустройство до обращения в органы службы занятости 2273 человек, обращение в органы службы занятости по вопросу трудоустройства 4434 человек, оформление страховой пенсии по старости 83 гражданам.
В ряде промышленных предприятий руководители в целях сохранения кадрового потенциала вынуждены вводить режим неполной занятости работников. Количество предприятий, на которых введен режим неполной занятости, с начала 2015 года увеличилось с 91 до 118, численность работающих граждан, находящихся под угрозой высвобождения, увеличилась на 6521 человека и по состоянию на 11.03.2015 составила 21836 работников, из них неполное рабочее время работают 12856 человек, в простое по вине работодателя находятся 8836 человек, предоставлены отпуска без сохранения заработной платы 144 работникам.
Проблемы в экономике региона, по оценке, окажут негативное влияние на занятость отдельных категорий лиц, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе граждан с ограниченными возможностями.
В Свердловской области проживают более 320 тыс. инвалидов, из них 92,5 тыс. человек трудоспособного возраста. В органы службы занятости Свердловской области ежегодно обращается более 6 тысяч инвалидов. Мероприятия, проводимые органами службы занятости, позволили повысить уровень трудоустройства инвалидов с 33,5 процента в 2013 году до 40,4 процента в 2014 году.
В условиях экономической нестабильности ожидается увеличение количества инвалидов, обратившихся в службу занятости населения.
Основными мерами поддержки занятости граждан данной категории, в том числе выпускников профессиональных образовательных организаций, в настоящее время являются квотирование рабочих мест для приема инвалидов на работу и содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места. В целях реализации дополнительных мероприятий в части трудоустройства инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места в Свердловской области кроме возмещения затрат работодателя на приобретение и монтаж оборудования предусмотрено возмещение затрат на заработную плату трудоустроенного инвалида. С 2010 года создано 1221 рабочее место для трудоустройства незанятых инвалидов.
В целях обеспечения рационального трудоустройства инвалидов из числа выпускников профессиональных образовательных организаций проводится совместная превентивная работа органов службы занятости и служб содействия трудоустройству выпускников, созданных при образовательных организациях Свердловской области. В рамках совместной деятельности организована работа по поиску потенциальных работодателей посредством проведения специализированных ярмарок вакансий, мероприятий по адаптации на рынке труда (мастер-классы по составлению резюме, самопрезентации).
Согласно мониторингу трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций ежегодно трудоустраиваются более 75 процентов инвалидов-выпускников, 20 процентов продолжают обучение на следующем уровне профессионального образования.
В 2015 году из 380 инвалидов-выпускников по образовательным программам высшего и среднего профессионального образования 42 человека продолжат обучение, 325 человек будут трудоустроены в результате совместной работы органов службы занятости и служб содействия трудоустройству выпускников, в том числе 145 человек станут участниками мероприятия по социальной занятости инвалидов.
С инвалидами-выпускниками, обратившимися в органы службы занятости, проводится индивидуальная работа по трудоустройству на адаптированное к их специальным потребностям рабочее место, в том числе на квотируемое или оборудованное (оснащенное) рабочее место.
Ежегодно из общего числа инвалидов, трудоустроенных посредством органов службы занятости, 6 процентов трудоустраиваются в счет установленной квоты, 15 процентов - на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места.
В целях обеспечения социальной стабильности трудоустройства инвалидов в 2015 году будет организовано мероприятие по социальной занятости 720 инвалидов, что позволит повысить уровень трудоустройства инвалидов до 43 процентов.
Одной из приоритетных задач деятельности органов службы занятости населения Свердловской области в 2015 году в сфере реализации государственной демографической политики, поддержки семьи, материнства и детства являются меры активной политики занятости, направленные на улучшение положения на рынке труда многодетных родителей, родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей или детей-инвалидов.
Организация предоставления данной категории жителей региона государственных услуг в области содействия занятости населения, в том числе услуг по организации профессиональной ориентации и профессионального обучения (переобучения) граждан, психологической поддержки и социальной адаптации безработных граждан и иных, обеспечивается в рамках реализации государственной программы Свердловской области "Содействие занятости населения Свердловской области до 2020 года".
Вместе с тем в условиях экономической нестабильности в целях сохранения занятости многодетных родителей, родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, из числа работников организаций, находящихся под риском увольнения, планируется их приоритетное участие в мероприятиях по опережающему обучению и временной занятости.
В целях координации действий по преодолению негативных явлений в экономике, а также для обеспечения согласованных действий исполнительных органов государственной власти Свердловской области по созданию условий, способствующих укреплению стабильности социально-экономической ситуации в области, создана Правительственная комиссия Свердловской области по содействию в обеспечении устойчивой деятельности хозяйствующих субъектов на территории Свердловской области (Постановление Правительства Свердловской области от 30.12.2014 N 1269-ПП "О создании Правительственной комиссии Свердловской области по содействию в обеспечении устойчивой деятельности хозяйствующих субъектов на территории Свердловской области").
В Свердловской области реализуется План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Свердловской области в 2015 году и на 2016 - 2017 годы, утвержденный Постановлением Правительства Свердловской области от 31.03.2015 N 228-ПП "О Плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Свердловской области в 2015 году и на 2016 - 2017 годы".
В Свердловской области реализуется Программа модернизации и создания новых рабочих мест на территории Свердловской области на период до 2020 года, утвержденная Постановлением Правительства Свердловской области от 11.07.2014 N 591-ПП "О Программе модернизации и создания новых рабочих мест на территории Свердловской области на период до 2020 года", предусматривающая создание и модернизацию 700 тыс. рабочих мест на действующих и вновь создаваемых предприятиях и организациях, в том числе:
в промышленности - 229 тыс. мест (инженер-конструктор, инженер по наладке и испытаниям, инженер-технолог, слесарь-ремонтник, машинист экскаватора, машинист крана, контролер станочных и слесарных работ, огнеупорщик, слесарь КИПиА, токарь, фрезеровщик, электрогазосварщик);
в агропромышленном комплексе - 10,4 тыс. мест (санитар ветеринарный, дояр, скотник, водитель автомобиля, машинист упаковочной машины, формовщик теста, приемщик-сдатчик пищевой продукции, укладчик хлебобулочных изделий, формовщик теста);
в лесном хозяйстве, лесозаготовках и предоставлении услуг в этой области - 3,0 тыс. мест (тракторист по подготовке лесосек, трелевке и вывозу леса, машинист бульдозера, мастер погрузочно-разгрузочных работ, водитель автомобиля);
в торговле и услугах - 75,8 тыс. мест (менеджер, продавец продовольственных и непродовольственных товаров, администратор зала, товаровед, кондитер, повар, экспедитор);
в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, включая предоставление коммунальных услуг, - 58,5 тыс. мест (инженер-теплотехник, техник-теплотехник, лаборант химического анализа, машинист насосных установок, машинист котлов, пробоотборщик, машинист-обходчик по котельному оборудованию, сливщик-разливщик, электрослесарь по обслуживанию автоматики, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования);