Наименование программы | Муниципальная программа "Экология и природные ресурсы муниципального образования "город Екатеринбург" на 2014 - 2016 годы (далее - программа) |
Основания для разработки программы, сведения о наличии государственных программ Российской Федерации, государственных программ Свердловской области | Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; Водный кодекс Российской Федерации; Решение Екатеринбургской городской Думы от 10.06.2003 N 40/6 "О Стратегическом плане развития Екатеринбурга" |
Направление Стратегического плана, наименование стратегической программы и стратегического проекта | Стратегическое направление "Формирование комфортной, экологически благополучной городской среды"; Стратегическая программа "Оздоровление окружающей природной среды"; Стратегические проекты: "Управление отходами"; "Вода для жизни"; "Чистый воздух"; "Экологическое просвещение и образование населения"; "Зеленый город" |
Инициатор постановки проблемы | Администрация города Екатеринбурга |
Координатор программы | Заместитель главы Администрации города Екатеринбурга по вопросам благоустройства, транспорта и экологии |
Разработчик программы | Комитет по экологии и природопользованию Администрации города Екатеринбурга |
Объем и источники финансирования программы | Общий объем финансирования Программы составит 341838 тысяч рублей, в том числе: за счет средств областного бюджета - 45597 тысяч рублей, за счет средств бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" (далее - бюджет города) - 296241 тысяча рублей |
Формулировка проблемы | Состояние атмосферного воздуха. Экологическая обстановка на территории муниципального образования "город Екатеринбург" на протяжении длительного времени остается сложной. Промышленные предприятия, автотранспорт, природные и техногенные катастрофы являются мощными источниками загрязнения атмосферного воздуха. Расположение Екатеринбурга в зоне низкого уровня рассеивания загрязняющих веществ еще больше усугубляет неблагополучную экологическую ситуацию. Качество атмосферного воздуха является одним из факторов, влияющих на состояние окружающей среды и здоровье населения. В условиях развития промышленного мегаполиса особенно важно соблюдение предприятиями утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу и реализация запланированных природоохранных мероприятий. Разработка природоохранной документации обязательна для всех предприятий и учреждений, на территории которых находятся источники выбросов загрязняющих веществ. |
Водные ресурсы, их состояние, охрана и использование. Поверхностные водные источники подвергаются загрязнению промышленными и бытовыми сточными водами. Сброс стоков официально осуществляют 89 предприятий Екатеринбурга. Гидрохимические и микробиологические показатели состояния воды не соответствуют норме. С целью улучшения ситуации требуется осуществление контроля за соблюдением санитарных и экологических норм содержания водоохранных зон и береговых полос водных объектов, осуществление на регулярной основе мониторинга качества воды, проведение очистки акватории рек и водохранилищ. Выполнение инвентаризации коллекторов ливневой канализации является важным этапом работы по улучшению качества воды в водоемах и водотоках, так как позволяет получать данные о качественных и количественных характеристиках сточных вод и принимать технологические решения по размещению локальных очистных сооружений. Санитарное содержание прилегающих к водным объектам территорий способствует снижению массы поступающих загрязняющих веществ в водоемы и улучшению их качественного состояния. В целях обеспечения населения питьевой водой хорошего качества ежегодно проводится обустройство (текущий ремонт) родников, вода из которых используется для питья, а также оснащение социально значимых учреждений установками доочистки питьевой воды. В предыдущие годы выполнялись мероприятия по очистке акватории и береговой полосы реки Исеть и прудов Городского, Нижне-Исетского, мероприятия по обследованию территории водосбора Верх-Исетского пруда. Реконструированы родники "Янтарный ключ" и "Серебряный ключ", количество обустроенных родников достигло 20 единиц. Установками доочистки питьевой воды оснащены 68 социально значимых учреждений (детские сады, школы). Определены приоритеты развития зон рекреации водных объектов, установлена рекреационная емкость каждого водоема на основании региональных норм градостроительного проектирования и санитарных норм и правил. | |
Отходы производства и потребления. В муниципальном образовании "город Екатеринбург" ежегодно образуется более миллиона тонн отходов производства и потребления, из них 556 тысяч тонн твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) поступают на полигоны ТКО "Широкореченский" и "Северный". В целях обеспечения минимального негативного влияния ТКО, размещенных на полигонах, на состояние окружающей среды и санитарное состояние территории муниципального образования "город Екатеринбург", развития отходоперерабатывающей отрасли необходимо начать работу по рекультивации полигона ТКО "Широкореченский", модернизации контейнерного парка, расширению возможностей вторичного использования ТКО, реализации проекта по раздельному сбору ТКО. Увеличение объема ТКО, отходов производства и потребления, размещаемых и уничтожаемых вне специально отведенных мест, влияют на загрязнение почв и грунтов на территории муниципального образования "город Екатеринбург". В предыдущие годы введен в эксплуатацию завод по сортировке ТКО, приобретена специализированная техника для его обслуживания. Ежегодно ведется реализация проекта по раздельному сбору ТКО и приему ртутьсодержащих отходов от населения. Увеличилось количество обезвреженных отходов за счет внедрения современных производств и установок. Ежегодно территория муниципального образования город Екатеринбург" содержится в надлежащем санитарном состоянии за счет реализации мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок, вывозу отходов из частного сектора, отлову безнадзорных животных, очистке территории от мусора после проведения общегородских и праздничных мероприятий. | |
Экологическое просвещение и образование населения. Целью реализации мероприятий по экологическому просвещению является изменение мировоззрения и, как следствие, стиля поведения человека. Экологическое образование и просвещение населения играют важную роль в формировании экологической культуры. Действенными и эффективными механизмами экологического образования и просвещения населения являются реализация экологических образовательных программ в образовательных учреждениях всех уровней, проведение экологических и просветительских акций, размещение рекламы на территории муниципального образования "город Екатеринбург", в телеэфире, издание книг экологической тематики, участие в теле- и радиопрограммах, посвященных проблемам экологии муниципального образования "город Екатеринбург". Процесс формирования экологической культуры очень длительный, поэтому реализация мероприятий по экологическому просвещению остается актуальной | |
Сохранение и воспроизводство зеленого фонда. Зеленый фонд является неотъемлемой частью единой экологической системы муниципального образования "город Екатеринбург". Муниципальное бюджетное учреждение Дендрологический парк-выставка" создано в целях сохранения, изучения и обогащения в искусственных и естественных условиях различных декоративных растительных ресурсов, наиболее эффективного научного, культурного и хозяйственного использования указанных ресурсов. В связи с суровыми климатическими погодными условиями на Урале, проявлением вандализма со стороны населения сохранение редких и исчезающих видов коллекций растений усложняется. Решение проблем усматривается в регулярном уходе и охране территорий дендропарков, а также в создании семенных фондов, организации обмена семенами и живыми растениями с различными организациями для сохранения и пополнения коллекций. Одним из основных мероприятий по правильному содержанию городских зеленых насаждений является формирование кроны посредством обрезки. Эффективные мероприятия по формированию крон деревьев и кустарников позволят улучшить эстетический облик городского ландшафта. | |
Обеспечение контроля за соблюдением природоохранного законодательства. В целях обеспечения благоприятной окружающей среды, привлечения нарушителей природоохранного, лесного, водного законодательства и правил благоустройства к административной ответственности в муниципальном образовании "город Екатеринбург" создана специализированная организация - муниципальное бюджетное учреждение "Инспекция охраны окружающей среды города Екатеринбурга" | |
Цель программы | Улучшение экологической обстановки, создание благоприятных условий для проживания населения на территории муниципального образования "город Екатеринбург", повышение уровня экологической культуры населения |
Основные задачи программы | Снижение выбросов в атмосферу загрязняющих веществ стационарными источниками. Улучшение качества воды в водоемах и водотоках. Совершенствование технологий сбора, удаления, обезвреживания и захоронения отходов. Регулирование численности безнадзорных животных. Совершенствование системы экологического образования, воспитания и просвещения населения. Сохранение и воспроизводство зеленого фонда муниципального образования "город Екатеринбург". Снижение риска развития экологически обусловленных заболеваний. Контроль за соблюдением требований в области охраны окружающей среды субъектами хозяйственной и иной деятельности |
Ожидаемые результаты от реализации программы | К 2017 году планируется: снижение объема выбросов загрязняющих веществ стационарными источниками до 24,2 тыс. тонн; снижение объема загрязненных сточных вод, поступающих в поверхностные водные объекты, до 159,5 млн. куб. м; увеличение количества обезвреженных отходов; улучшение санитарного содержания территории муниципального образования "город Екатеринбург": увеличение количества отлавливаемых безнадзорных животных; охват всех слоев населения различными формами экологического просвещения; повышение эффективности контроля за соблюдением требований в области охраны окружающей среды субъектами хозяйственной и иной деятельности; обеспечение сохранности редких коллекций растений; поддержание санитарного и эстетического состояния дендропарков |