В рамках реализации первого этапа Программы планируется осуществить следующие мероприятия:
- провести оценку возможности перевода бюджетных организаций и учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму немуниципальных организаций;
- утвердить порядок проведения оценки потребности в предоставляемых услугах;
- провести анализ социальных услуг, предоставляемых в соответствии с требованиями действующего законодательства за счет средств городского бюджета;
- провести сравнительный анализ потребности и фактически предоставляемых бюджетных услуг в динамике за три отчетных года;
- по итогам проведенной оценки и анализа социальных услуг разработать и утвердить перечень основных социальных услуг, предоставление которых может осуществляться немуниципальными организациями. Данный перечень должен составляться исходя из возможности немуниципального (рыночного) сектора экономики оказывать аналогичные услуги.
Мероприятия Программы основаны на необходимости оптимизации и сокращения бюджетных расходов и, следовательно, расширения спектра организаций (не являющихся муниципальными), предоставляющих социальные услуги населению. Следует отметить, что сам переход существенно зависит от развития рынка услуг.
На втором этапе реализации Программы:
- разработать и утвердить порядок и план перевода бюджетных организаций и учреждений, предоставляющих социальные услуги, в форму немуниципальных организаций;
- разработать механизм взаимодействия муниципального образования с такими организациями в целях решения задач местного самоуправления на основе типовых контрактов.
Выполнение данных работ необходимо не только для формализации процедур и определения очередности перевода, но и для решения ряда ключевых вопросов, касающихся правовой формы новых немуниципальных организаций, а также путей ликвидации (преобразования) муниципальных учреждений и предприятий.
Наиболее вероятными организационно-правовыми формами организаций производителей социальных услуг являются: автономная некоммерческая организация (АНО) и хозяйственное общество (ООО, ЗАО и т.п.). Эффективность каждой из этих форм необходимо проверить в ходе эксперимента. Преимуществами АНО в данном случае являются: более простой режим управления организацией, учета, отчетности, более широкие возможности для получения ими экономической поддержки от органов власти. Для некоммерческих организаций в большей степени характерно сохранение сложившихся в бюджетных учреждениях взаимоотношений в трудовом коллективе, отсутствие конфликтов по типу "наемный работник - собственник". Кроме того, для хозяйственных обществ характерен более жесткий контроль со стороны собственника за рациональным использованием финансовых ресурсов.