Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЧИТА" НА 2006-2009 Г. (с изменениями на: 24.12.2009)


1.2. Обоснование необходимости проведения реформ в сфере муниципальных финансов городского округа "Город Чита"


В настоящее время система управления муниципальными финансами г. Читы является в достаточной мере организованной и интегрированной в общую систему управления городом. Управление муниципальными финансами осуществляется в полном соответствии с действующим бюджетным законодательством Российской Федерации, обеспечивается выполнение всех законодательно установленных требований федерального законодательства в части параметров муниципального бюджета. Не последняя роль в достижении этого определялась выбранной стратегией комитета по финансам, когда ставка была сделана на детальное планирование и сквозную отчетность достижения бюджетных средств. В непростой ситуации становления системы местного самоуправления, выбранная финансовая политика обеспечила стабильность функционирования всего бюджетного сектора города. Однако именно обретение стабильности ставит городу новые задачи. И в новой ситуации проверенная практика управления затратами перерастает в затратное управление.

Последовательная реализация политики, ориентированной на повышение прозрачности финансового отчета, обеспечила установление жесткого финансового контроля за использованием бюджетных ресурсов. Это решило проблему нецелевого использования бюджетных средств, но не привело к существенному росту результативности бюджетных расходов. Бюджетный процесс, выстроенный от бюджетной сети и в логике нормативного финансирования, объективно не способен обеспечивать целеориентированное развитие города.

Анализ системы управления муниципальными финансами, проведенный в рамках подготовки проекта Программы, выявил наличие определенного потенциала для совершенствования и развития.

По итогам анализа исходного состояния г. Читы можно выделить следующие ограничения системы управления муниципальными финансами:

1. Недостаточная формализация среднесрочной и долгосрочной муниципальной финансовой политики:

- недостаточная интеграция технологий управления муниципальными финансами со стратегией социально-экономического развития г. Читы.

2. Несовершенство бюджетного процесса:

- недостаточное использование современных управленческих и финансовых технологий в бюджетном процессе (методологии планирования временных кассовых разрывов, финансового анализа и т.д.);

- недостаточная формализация отдельных процедур бюджетного процесса (например, технологии финансирования временных кассовых разрывов);

- отсутствие технологии автоматизированного формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и других элементов комплексной автоматизации бюджетного процесса;

- недостаточное использование инструментов среднесрочного финансового планирования;

- недостаточное делегирование полномочий между участниками бюджетного процесса.

3. Несовершенство системы управления расходами бюджета:

- необходимость совершенствования технологии казначейского исполнения бюджета для полного соответствия требованиям бюджетного законодательства;

- отсутствие автоматизированных процедур реализации муниципального заказа (в т.ч. необходимость реализации требований нового федерального законодательства по вопросам организации муниципальных закупок);

- отсутствие практики применения "электронных торгов";

- недостаточная публичность муниципальных закупок;

- отсутствие формализованных и автоматизированных технологий ведения реестра расходных обязательств муниципального образования, разделения действующих и вновь принимаемых бюджетных обязательств.

4. Ограничения при реализации реформы бюджетной сети и решении вопросов качества бюджетных услуг, предоставляемых населению:

- недостаточная инвентаризация системы бюджетных учреждений;

- отсутствие четкой программы оптимизации и реструктуризации сети бюджетных учреждений и муниципальных унитарных предприятий;

- отсутствие интегрированной системы учета показателей бюджетного (муниципального) сектора, в частности показателей деятельности муниципальных унитарных предприятий.

5. Отсутствие комплексной системы индикаторов и методик для перехода к бюджетному планированию, ориентированному на результат:

- отсутствие перечня бюджетных услуг и организаций, объективно требующих финансирования из бюджета;

- отсутствие системы оценки качества муниципальных бюджетных услуг, предоставляемых населению;

- отсутствие комплексной системы стандартов предоставления бюджетных услуг.

6. Ограничения системы управления муниципальным долгом:

- недостаточная формализация процедур муниципальной политики по управлению долгом и инвестициями;