В настоящее время система управления муниципальными финансами г. Читы является в достаточной мере организованной и интегрированной в общую систему управления городом. Управление муниципальными финансами осуществляется в полном соответствии с действующим бюджетным законодательством Российской Федерации, обеспечивается выполнение всех законодательно установленных требований федерального законодательства в части параметров муниципального бюджета. Не последняя роль в достижении этого определялась выбранной стратегией комитета по финансам, когда ставка была сделана на детальное планирование и сквозную отчетность достижения бюджетных средств. В непростой ситуации становления системы местного самоуправления, выбранная финансовая политика обеспечила стабильность функционирования всего бюджетного сектора города. Однако именно обретение стабильности ставит городу новые задачи. И в новой ситуации проверенная практика управления затратами перерастает в затратное управление.
Последовательная реализация политики, ориентированной на повышение прозрачности финансового отчета, обеспечила установление жесткого финансового контроля за использованием бюджетных ресурсов. Это решило проблему нецелевого использования бюджетных средств, но не привело к существенному росту результативности бюджетных расходов. Бюджетный процесс, выстроенный от бюджетной сети и в логике нормативного финансирования, объективно не способен обеспечивать целеориентированное развитие города.
Анализ системы управления муниципальными финансами, проведенный в рамках подготовки проекта Программы, выявил наличие определенного потенциала для совершенствования и развития.
По итогам анализа исходного состояния г. Читы можно выделить следующие ограничения системы управления муниципальными финансами:
1. Недостаточная формализация среднесрочной и долгосрочной муниципальной финансовой политики:
- недостаточная интеграция технологий управления муниципальными финансами со стратегией социально-экономического развития г. Читы.
2. Несовершенство бюджетного процесса:
- недостаточное использование современных управленческих и финансовых технологий в бюджетном процессе (методологии планирования временных кассовых разрывов, финансового анализа и т.д.);
- недостаточная формализация отдельных процедур бюджетного процесса (например, технологии финансирования временных кассовых разрывов);
- отсутствие технологии автоматизированного формирования проекта бюджета на очередной финансовый год и других элементов комплексной автоматизации бюджетного процесса;
- недостаточное использование инструментов среднесрочного финансового планирования;
- недостаточное делегирование полномочий между участниками бюджетного процесса.
3. Несовершенство системы управления расходами бюджета:
- необходимость совершенствования технологии казначейского исполнения бюджета для полного соответствия требованиям бюджетного законодательства;
- отсутствие автоматизированных процедур реализации муниципального заказа (в т.ч. необходимость реализации требований нового федерального законодательства по вопросам организации муниципальных закупок);
- отсутствие практики применения "электронных торгов";
- недостаточная публичность муниципальных закупок;
- отсутствие формализованных и автоматизированных технологий ведения реестра расходных обязательств муниципального образования, разделения действующих и вновь принимаемых бюджетных обязательств.
4. Ограничения при реализации реформы бюджетной сети и решении вопросов качества бюджетных услуг, предоставляемых населению:
- недостаточная инвентаризация системы бюджетных учреждений;
- отсутствие четкой программы оптимизации и реструктуризации сети бюджетных учреждений и муниципальных унитарных предприятий;
- отсутствие интегрированной системы учета показателей бюджетного (муниципального) сектора, в частности показателей деятельности муниципальных унитарных предприятий.
5. Отсутствие комплексной системы индикаторов и методик для перехода к бюджетному планированию, ориентированному на результат:
- отсутствие перечня бюджетных услуг и организаций, объективно требующих финансирования из бюджета;
- отсутствие системы оценки качества муниципальных бюджетных услуг, предоставляемых населению;
- отсутствие комплексной системы стандартов предоставления бюджетных услуг.
6. Ограничения системы управления муниципальным долгом:
- недостаточная формализация процедур муниципальной политики по управлению долгом и инвестициями;