Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ ГОРОДА ПЕРМИ НА ПЕРИОД ДО 2014 ГОДА (с изменениями на: 01.03.2013)

II. Необходимость разработки и реализации Программы


Важным этапом реформирования системы региональных финансов стало реформирование сферы бюджетных отношений в 2000-х годах, когда на федеральном уровне был принят ряд основополагающих документов и проведен комплекс мероприятий, обеспечивших качественные сдвиги в системе управления финансами, в том числе:

введен в действие Бюджетный кодекс Российской Федерации;

реализованы среднесрочные программы бюджетных реформ;

проведена реформа федеративных отношений (разграничение полномочий между уровнями власти);

организовано казначейское исполнение бюджетов всех уровней.

Переход от "управления затратами" к "управлению результатами" путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса в рамках четких среднесрочных ориентиров стал очередным этапом развития бюджетной системы города Перми.

В муниципальном образовании город Пермь в соответствии с направлениями проводимого в Российской Федерации реформирования бюджетных правоотношений также была осуществлена реформа бюджетного процесса.

В марте 2005 года был создан Координационный совет по повышению результативности бюджетных расходов (Постановление администрации города Перми от 4 марта 2005 года N 373) в целях координации действий структурных подразделений администрации города Перми для реализации мер по повышению результативности бюджетных расходов, переходу на бюджет, ориентированный на результат.

Постановлением администрации города Перми от 31 октября 2005 года N 2554 была утверждена Программа реформирования муниципальных финансов города Перми (2006-2007 годы).

Результатами реализации указанной Программы реформирования муниципальных финансов стали институциональные преобразования в сфере регулирования общественных финансов, принятие принципиально новых нормативных правовых актов, внедрение в практику новых инструментов управления финансами, формирование основы для повышения эффективности бюджетных расходов.

В соответствии с масштабными изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации в 2007 году, решением Пермской городской Думы от 28 августа 2007 года N 185 была утверждена новая редакция Положения о бюджете и бюджетном процессе в городе Перми, вступившая в силу с 1 января 2008 г.

Особенностью Положения о бюджете и бюджетном процессе в городе Перми стала норма о переходе на трехлетний бюджетный цикл. Начиная с 2008 года органы местного самоуправления города Перми вошли в процесс трехлетнего бюджетного планирования с утверждением бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Переход на трехлетний бюджет позволил повысить стабильность бюджета, определить перспективные возможности бюджета по принятию и выполнению расходных обязательств, перераспределять ассигнования между годами, заключать долгосрочные контракты.

В последние годы был принят ряд федеральных законов, направленных на повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг.

Федеральный закон от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ) направлен на изменение правового положения существующих бюджетных учреждений, способных функционировать на основе рыночных принципов, а также на создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек и повышения эффективности их деятельности.

210-ФЗ предопределил регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

Предусматривается, в частности, что услуги, предоставляемые муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме. При этом под муниципальной услугой понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставом муниципального образования.

Кроме того, в 2012 году ожидается принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования бюджетного процесса и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым планируется создать правовую базу для перехода к формированию бюджетов на основе программно-целевого принципа и реализации отдельных мероприятий.

В связи с этим, а также учитывая сложность и многоаспектность задач, которые необходимо решить в рамках нового этапа бюджетной реформы, очевидна необходимость реализации Программы.

Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития города Перми в условиях адаптации бюджетной системы к замедлению темпов роста бюджетных доходов увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления, а также по модернизации управления общественными финансами города Перми.

Управление расходами является важной частью бюджетной политики и в значительной мере определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета в части расходов, а также контролем его исполнения. Таким образом, совершенствование практики бюджетирования следует рассматривать как важный инструмент повышения эффективности и результативности муниципальных расходов.