АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕРМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 октября 2005 года N 2554

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ГОРОДА ПЕРМИ (2006-2007 ГОДЫ)

(в редакции Постановления Администрации г. Перми от 30.11.2006 N 2426)

В соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.08.2004 N 238 "Вопросы распределения субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов" для выполнения условий участия во втором конкурсе на получение субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов и на основании Постановления администрации города от 04.03.2005 N 373 "О координационном совете по повышению результативности бюджетных расходов" постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Программу реформирования муниципальных финансов города Перми (2006-2007 годы) (далее - Программа).

2. Органами управления по реализации Программы назначить координационный совет по повышению результативности бюджетных расходов и подконтрольные ему рабочие группы для координации работ по теме "Повышение результативности бюджетных расходов в городе Перми" по основным направлениям Программы.

3. Департаменту финансов администрации города предусмотреть в проекте бюджета города на 2006 год средства на реализацию Программы.

4. Средства на реализацию Программы включить в смету расходов департамента экономики и инвестиций администрации города - координатора Программы.

С 01.12.2006 координатором Программы назначить департамент внутреннего аудита и экономики отраслей муниципального хозяйства администрации города.

(абзац введен Постановлением Администрации г. Перми от 30.11.2006 N 2426)

5. Пресс-службе администрации города разместить Программу на сайте администрации города.

6. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Главы города Бесфамильного А.Я.

Глава города
А.Л.КАМЕНЕВ

     




УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
администрации города
от 31.10.2005 N 2554

ПРОГРАММА РЕФОРМИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ГОРОДА ПЕРМИ (2006-2007 ГОДЫ)

(в редакции Постановления Администрации г. Перми от 30.11.2006 N 2426)


      1. Концепция Программы реформирования муниципальных финансов города Перми


1.1. Социально-экономическое положение муниципального образования

Город Пермь занимает достаточно выгодное географическое положение, находясь в центре страны на пересечении железнодорожного пути Европы в Азию, с водным путем по реке Каме в пять европейских морей. Воздушными линиями Пермь связана со многими городами России, СНГ, зарубежными странами.

Город протянулся почти на 70 км вдоль рек Камы и Чусовой и занимает площадь 799 кв. км, население - около 1 миллиона человек. Город Пермь разделен на 7 административных районов.

На левом берегу Камы расположен основной массив промышленной и жилой застройки, общественный центр города, два железнодорожных вокзала, речной порт, междугородный автовокзал, аэропорты.

Город Пермь, являясь административным центром Пермской области, в значительной степени определяет жизнь обширных окружающих территорий. Он является той фокусной точкой, в которой концентрируется экономический, политический, инфраструктурный и общественный потенциал области.

Пермь - "город-миллионер", промышленный мегаполис, и ему в той или иной степени присущи традиционные социальные проблемы крупных городов (высокая преступность, социальные контрасты). В то же время экономическое положение города относительно стабильно, что позволяет поддерживать уровень жизни населения на приемлемом уровне. Немаловажным фактором развития Перми выступает и богатый исторический, культурный и образовательный потенциал.

Текущая демографическая ситуация в городе Перми характеризуется устойчивым снижением численности населения, что сопоставимо с ситуацией в большинстве российских городов и субъектов Федерации. За последнее десятилетие численность населения Перми ежегодно сокращалась в среднем на 5 тысяч человек (0,5% населения). Главным фактором сокращения численности населения города является естественная убыль: смертность населения Перми стабильно превышает рождаемость.

Помимо рождаемости и смертности на динамику общей численности населения оказывало влияние и механическое движение. В этом отношении ситуация в Перми довольно неблагоприятна. Большую часть девяностых годов число убывающих из Перми превышало число прибывающих в город, лишь в 1994-1997 годах миграционный прирост был положительным и частично компенсировал естественную убыль.

Положительным фактором и одним из существенных ресурсов социально-экономического развития Перми является рост доли населения в трудоспособном возрасте. Вместе с тем, необходимо учитывать, что при всех плюсах, в условиях неустойчивого экономического роста, высокая доля трудоспособного населения заключает в себе и потенциальную угрозу роста безработицы.

Есть и другие причины для беспокойства. Так, рост трудоспособного населения в Перми осуществляется за счет сокращения доли детей и подростков, процент же пожилого населения также увеличивается. В результате растет коэффициент демографической нагрузки на трудоспособное население (численность иждивенцев на 1 человека трудоспособного возраста). Если бы не сокращение доли лиц младше трудоспособного возраста - другой категории иждивенцев - данный коэффициент вырос бы еще сильнее. Убыль детей и подростков, как и старение населения, выступают существенными факторами риска, способными в будущем в корне изменить сложившееся благоприятное демографическое положение.

Достаточно бюджетоемкими отраслями социальной сферы города являются образование и здравоохранение.

Система здравоохранения города включает 46 муниципальных учреждений, коечный фонд которых составляет 8530 коек круглосуточного пребывания. Коек дневного пребывания развернуто всего 1435, в том числе в стационаре - 972, в амбулаторно-поликлинических условиях - 463.

Профиль функционирующих муниципальных больничных и поликлинических учреждений разнообразен: медико-санитарные части, городские больницы, детские больницы, стоматологические поликлиники, диспансеры, центр восстановительного лечения детей, центр планирования семьи и репродукции населения и др.

На базе ряда лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) организованы и функционируют городские и межрайонные специализированные центры (МРЦ) - 410 коек для оказания высококвалифицированной специализированной медицинской помощи жителям Пермской области.

Повышение доступности и качества оказания медицинской помощи определило необходимость существенных изменений в деятельности медицинских служб, поиска новых наиболее эффективных и наименее затратных форм обслуживания населения. Внедрены единые по всей Пермской области медико-экономические стандарты по 29 профилям. Постоянно ведется работа по внедрению новых ресурсосберегающих технологий в диагностике и лечении. Совершенствуется работа по оказанию платных медицинских услуг. Основная цель отрасли здравоохранения города Перми - достижение современных стандартов в работе отрасли, высокого уровня качества оказания медицинской помощи, формирование у населения здорового образа жизни.

Пермь - город с давними образовательными традициями. Система образования города включает 255 учреждений дошкольного образования различной ведомственной принадлежности, 7 начальных школ, 7 основных школ, 133 средние (полные) школы, из них 10 гимназий, 9 лицеев, 1 кадетская школа, 63 школы с углубленным изучением предметов, 14 специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов, 7 детских домов и 4 школы-интерната (из них 3 - для детей-сирот с отклонениями в развитии), городская психолого-медико-педагогическая консультация, 7 районных центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, 18 центров, дворцов и домов творчества, 3 станции юных техников, 1 станция детско-юношеского туризма и экскурсий, 12 детско-юношеских спортивных школ, 9 специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. Также функционируют 2 учреждения дополнительного образования взрослых - Дом учителя, Центр развития образования им. О.С.Ветлугина, созданы "Центр дополнительного образования для детей по физической культуре, спорту и здоровьесбережению", "Информационно-аналитический центр" г. Перми.

Негативной тенденцией в образовательной отрасли Перми за последние три года стало постоянное сокращение педагогов в среднем на 4%. Если учесть, что ввиду демографической ситуации сокращение учителей начальных классов связано с сокращением классов-комплектов, то нарастающее сокращение учителей-предметников - тенденция достаточно тревожная. Настораживает ситуация с достаточно высокой текучестью кадров. Каждый десятый учитель ежегодно увольняется из образовательного учреждения. Причины ухода учителей из школы разные, но анализ показывает, что треть всех уволившихся ушли на пенсию, небольшая часть переходит из одного образовательного учреждения в другое, но большая часть - почти две трети - вообще ушли из системы образования в другие отрасли. Негативными тенденциями из года в год стали:

постоянный отток из школы учителей со стажем до 2 лет,

постоянное увеличение количества совместителей,

постоянное увеличение количества пенсионеров,

сокращается количество мужчин, работающих в образовательных учреждениях,

большое количество вакансий - ежегодно около 1 тысячи.

В то же время нельзя не отметить и позитивные тенденции. Характеризуя кадровый потенциал отрасли, необходимо сказать, что в городской системе образования работают почти семнадцать тысяч педагогов. Необходимо отметить, что из всех категорий, представляющих трудоспособное население Перми, это самый высокообразованный класс специалистов: высшее и среднее специальное образование имеют 97,2% учителей. Постоянно увеличивается количество педагогов, аттестованных на квалификационные категории. Кроме того, постоянно повышая свою квалификацию и профессиональный уровень, ежегодно 4,5 тысячи учителей получают дополнительное образование в виде переподготовки, получения второй педагогической специальности, повышения квалификации.

Город Пермь знаменит и своими культурными традициями, театрами и музеями. В городе работают 7 профессиональных театральных коллективов, 8 музеев, 7 творческих союзов, 50 муниципальных библиотек, 16 музыкальных, художественных школ и школ искусств, художественный колледж, филиал Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, Пермское государственное хореографическое училище, выставочный зал, имеются цирк, филармония, единственный на Урале планетарий, зоосад, 3 парка культуры и отдыха, 10 дворцов культуры, 9 кинотеатров. Важными направлениями отрасли является сохранение культурно-исторического наследия, совершенствование музыкального и художественного образования детей и юношества, формирование праздничной культуры горожан, взаимодействие с творческими союзами и национально-культурными общественными организациями, с учреждениями культуры и искусства других форм собственности, координация деятельности отделов культуры районов города.

На сегодняшний день Пермь является одним из крупнейших спортивных центров России. Он располагает инфраструктурой, позволяющей проводить соревнования как российского, так и международного уровня. На спортивных сооружениях Перми в 1985 и 1989 годах проходили финальные старты VIII и IX зимних Спартакиад народов России. В разные годы прошли международные турниры по греко-римской борьбе, боксу, дзюдо, борьбе самбо, фигурному катанию на коньках, хоккею с шайбой, прыжкам на лыжах с трамплина и другим видам спорта.

Ежегодно в городе проводятся: традиционный турнир по хоккею "Кубок Прикамья" с участием ведущих хоккейных клубов страны, Всероссийский юношеский турнир по греко-римской борьбе, международный юношеский турнир по баскетболу "Кубок мэра", Всероссийские соревнования по биатлону памяти В.Чернявского, традиционная легкоатлетическая эстафета на призы газеты "Звезда", юношеские хоккейные турниры памяти В.Фокеева и В.Лебедева, традиционные турниры по спортивным танцам "Золотая свеча" и "Парад граций", легкоатлетический мемориал С.Якушева и А.Стринкевича, фестивали спорта инвалидов и пожилых людей, традиционный юношеский турнир по футболу на снегу памяти А.Зеленкина, конкурс "Лучшая спортивная семья года", традиционный турнир по гандболу памяти А.Тетерина, городские юношеские игры, традиционные соревнования по художественной гимнастике памяти М.Мычелкиной, легкоатлетический мемориал М.Дедюкина, традиционный турнир по мини-футболу 7 х 7 на приз С.Ощепкова, мемориал В.Спиридонова по настольному теннису, легкоатлетический пробег "Камские белые ночи" и "Пермский осенний марафон".

Сегодня Пермь располагает 620 спортивными сооружениями. В городе имеется четыре дворца спорта, пять легкоатлетических манежей, девять плавательных бассейнов, 14 стадионов, 22 стрелковых тира, 23 лыжные базы, 252 спортивных зала.

Забота о социально незащищенных категориях граждан является одним из приоритетных направлений деятельности администрации города.

Структура подразделений социальной защиты населения в городе состоит из комитета социальной защиты населения, 7 районных комитетов социальной защиты населения в структуре районных администраций, а также 13 подведомственных городскому комитету муниципальных учреждений социального обслуживания, включая 7 районных комплексных центров социального обслуживания (по одному в каждом районе города).

Распределение специализированных отделений среди районных комплексных центров неравномерно (например, в 4 из 7 районов города отсутствуют отделения реабилитации детей-инвалидов), однако задачу заполнения таких сервисных ниш можно решать не только путем открытия новых отделений, но и с помощью механизма заказа на социальное обслуживание. В городе уже существует подобный опыт - размещение и реализация муниципального заказа на реализацию программы социальной реабилитации детей-инвалидов, страдающих ДЦП.

Серьезной проблемой является недостаток минимальных стандартов обеспечения социального обслуживания (помещение, специальное оборудование, оргтехника), что ведет к неравномерному оснащению учреждений социального обслуживания аналогичного профиля в разных районах и достаточно отрицательно отражается на общем качестве социального обслуживания в городе.

В городе ежегодно принимаются и реализуются три программы социальной помощи - "Программа адресной муниципальной помощи гражданам г. Перми", "Программа поддержки людей пожилого возраста в г. Перми", "Программа социальной поддержки и реабилитации людей с ограниченными физическими возможностями".

С 1999 года в городе ежегодно проводятся конкурсы социально значимых проектов общественных объединений. Со временем значительно выросло число конкурсных номинаций, а также объем конкурсного фонда. Активно привлекаются внебюджетные средства (благотворительные вклады местных бизнес-структур и грантовых средств, привлекаемых другими некоммерческими организациями). Конкурсы социально значимых проектов уже стали стабильным и популярным среди некоммерческих организаций города ресурсом поддержки их инициатив. Вместе с тем, на сегодняшний день уже можно не ограничиваться экстенсивным подходом к проведению конкурса, а стремиться более широко использовать его как инструмент апробации и внедрения инновационных технологий решения социальных проблем. Для этого необходимо уделять внимание более полному определению социальных проблем, которые призваны решать конкурсные проекты, а также качественной оценке реализуемых в проектах технологий. Это требует выделения соответствующих организационных и финансовых ресурсов.

В городе имеются значительные резервы оптимизации расходования средств на программы социальной помощи, в том числе за счет усиления адресности и результативности ее предоставления и демонополизации системы оказания социальных услуг путем внедрения конкурсного размещения муниципального заказа на социальное обслуживание, более широкого использования эффективных социальных технологий.

Город Пермь - крупнейший промышленный центр Прикамья. Экономика Перми занимает ведущие позиции среди муниципальных образований Пермской области по многим показателям. В Перми производится более 40% выпуска промышленной продукции Пермской области. Особенностью пермской экономики являются тесные технологические и экономические связи городских предприятий и фирм с предприятиями соседних регионов. Город демонстрирует ведущие в области показатели предпринимательской активности.

Оборот крупных и средних организаций г. Перми, включающий в себя стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, а также выручку от продажи приобретенных на стороне товаров, в январе-июне 2005 года составил 160921,1 млн. рублей, или 149,2% к январю-июню 2004 года (в действующих ценах). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года оборот организаций существенно вырос по следующим видам деятельности: обрабатывающие производства - в 2,0 раза, строительство - в 1,6 раза, затраты на государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение увеличились в 1,6 раза.

Индекс промышленного производства по видам экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства" и "Производство, передача и распределение электроэнергии, газа и воды" по крупным и средним организациям г. Перми в январе-июне 2005 года по отношению к январю-июню 2004 года составил 99,2%, в том числе "Добыча полезных ископаемых" - 102,7%, "Обрабатывающие производства" - 97,1%, "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" - 101,7%.

Объем отгруженной продукции собственного производства по крупным и средним организациям составил в действующих ценах: "Добыча полезных ископаемых" - 23243,5 млн. рублей, "Обрабатывающие производства" - 63197,5 млн. рублей, "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" - 20473,2 млн. рублей.

Выпуск продукции в натуральном выражении на предприятиях города выглядит следующим образом.

В январе-июне 2005 года произведено 7924,9 млн. кВт-ч электроэнергии (106,6% к уровню января-июня 2004 года). Теплоэнергии выработано 13314,7 тыс. Гкал (103,2%).

Добыча нефти увеличилась на 137,5 тыс. тонн (на 2,8%). Возросла добыча естественного газа - на 5,2 млн. куб. метров (на 1,2%). Из основных продуктов нефтепереработки выросло производство дизельного топлива (на 10,0%). Выработка углеводородных сжиженных газов снизилась на 38,0 тыс. тонн (на 27,3%). Объем первичной переработки нефти составил 93,2% к прошлогоднему уровню. Сократился выпуск топочного мазута (на 18,0%), смазочных и моторных масел (соответственно на 8,4 и 25,6%).

В металлургическом производстве возросла выплавка стали - почти на треть, производство проката черных металлов и годной литой заготовки, получаемой с машин непрерывного литья, - в 1,4 раза, стальных труб - в 1,3 раза.

В химическом производстве увеличился выпуск синтетического аммиака - на 3,7 тысячи тонн, соляной кислоты - на 1,6 тысячи тонн, минеральных удобрений - на 0,2 тысячи тонн, синтетических смол и пластмасс - на 0,1 тысячи тонн. Выше уровня января-июня прошлого года была выработка полимерных пленок, фталевого ангидрида, бензола, бутиловых и изобутиловых спиртов. Сократилось производство этилена - на 0,3 тысячи тонн, лакокрасочных материалов - на 0,4 тысячи тонн.

В производстве машин и оборудования увеличился выпуск бронекабеля, приборов и средств автоматизации. В 2,4 раза вырос выпуск погружных электродвигателей, в 3,2 раза - шахтных и горнорудных лебедок, в 1,7 раза - центробежных насосов, в 1,3 раза - химического оборудования. В то же время снизилось производство газотурбинных установок (75,4%), электродвигателей малой мощности (98,4%), обмоточных и эмалированных проводов (99,2%), силовых гибких кабелей (81,2%), глубинных скважинных насосов (60,8%), экскаваторов (66,7%).

Возросло производство пиломатериалов (109,9%), оконных и дверных блоков (соответственно 106,2 и 117,3%), древесно-волокнистых плит (107,6%), картона (104,0%). Сократились заготовка, вывозка и производство деловой древесины, выработка целлюлозы.

Предприятия, производящие строительные материалы, увеличили выпуск многих важнейших видов продукции: строительной извести, панелей и конструкций для крупнопанельного домостроения, крупных и мелких стеновых блоков, строительного раствора, бетонной смеси, сборного железобетона. Сокращено производство стеновых материалов, строительного кирпича, гипса, технологической извести, нерудных строительных материалов.

На предприятиях, вырабатывающих продукты питания, возросло производство животного масла, консервов, маргариновой продукции. В то же время не был достигнут уровень января-июня 2004 года по выработке мяса (64,3%), колбасных изделий (86,6%), мясных полуфабрикатов (99,2%), цельномолочной продукции (99,5%), жирных сыров (98,8%), муки (89,0%), крупы (47,3%). На 13,4% снизилось производство кондитерских, на 0,9% - хлебобулочных изделий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»