Оборот розничной торговли Клинского муниципального района в 2013 году составил 26347,3 тыс. руб., что выше аналогичного показателя 2012 года на 6,7 процента (в сопоставимых ценах). Ежегодное снижение доли рынков и нестационарных торговых объектов в обороте розничной торговли привело к тому, что оборот розничной торговли формируется в основном за счет торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в стационарной торговой сети.
Оборот оптовой торговли в 2013 году составил 19337 тыс. руб., а в 2012 году аналогичный показатель составлял 76186 тыс. руб.
Положительную динамику в 2013 году показала сфера общественного питания, оборот которой вырос на 5,5 процента и составил 542796 тыс. рублей.
На потребительском рынке наряду с группами потребителей, спрос и удовлетворение потребностей которых обеспечиваются за счет механизмов рыночного саморегулирования, существуют группы потребителей с особо низким уровнем доходов. В 2010-2012 годах темп роста цен на потребительские товары в Клинском муниципальном районе был ниже среднеобластного.
В настоящее время в Клинском муниципальном районе действует более 70 социально ориентированных предприятий розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг, осуществляющих обслуживание социально незащищенных категорий граждан. Социально ориентированные предприятия потребительского рынка и услуг располагаются крайне неравномерно. Большая их часть сосредоточена в городе Клин.
Различаются по городским и сельским поселениям района уровни обеспеченности розничной торговой сетью, предприятиями общественного питания и бытовых услуг.
Средний уровень обеспеченности торговыми площадями в 2012 году составил 828,2 кв. м на 1 тысячу жителей. Однако норматив минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов не достигнут в сельских поселениях Нудольское, Петровское, Воронинское.
Организация предприятий торговли и услуг в сельской местности является непривлекательной для бизнеса сферой деятельности. Создание объектов в отдаленных, малонаселенных сельских районах связано с серьезными рисками инвестирования и отсутствием гарантий получения прибыли. Обеспечение жителей таких территорий товарами и услугами в необходимом ассортименте организована в течение года автолавками.
Средний уровень обеспеченности услугами общественного питания в Клинском муниципальном районе в 2013 году составил 43 посадочных места на 1000 жителей, бытовыми услугами - 4,4 рабочего места на 1000 жителей. Наиболее высокие показатели в районе имеют такие виды услуг, как услуги парикмахерских, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств. Социально значимые виды бытовых услуг, восстанавливающие утраченные потребительские свойства предметов личного пользования и домашнего обихода, поддерживающие санитарно-гигиеническое состояние человека (услуги химчистки, прачечных, бань и душевых, ремонта одежды и другие), развиты недостаточно.
На территории Клинского муниципального района планом создания рынков предусмотрено 11 рынков, из них 4 в г. Клин и по одному в сельских и городских поселениях района. В настоящее время работает 1 рынок Клинского РАЙПО.
За последние годы рынки реконструируются в современные торговые центры, что соответствует требованиям цивилизованной торговли европейского уровня и современным технологиям розничной торговли. Преобразование рынков способствует повышению уровня контролируемости качества и безопасности реализуемых товаров, а также наведению порядка в трудоустройстве мигрантов.
Помимо розничной торговли в стационарных объектах торговое обслуживание жителей Клинского муниципального района осуществляется посредством нестационарной и ярмарочной торговли.
В Клинском муниципальном районе функционирует более 280 объектов нестационарной торговли, 70 процентов из которых расположены в городах Клин и Высоковск. Павильоны, палатки и киоски составляют подавляющую часть этих объектов; на автолавки и автомагазины приходится примерно 3,5 процента.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", распоряжением Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 27.12.2012 N 32-Р "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов", размещение нестационарных объектов розничной торговли в муниципальных образованиях Московской области регламентировано схемой размещения нестационарных торговых объектов. В 2013 году Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории района были согласованы и утверждены всеми поселениями.
Постановлением Правительства Московской области от 07.11.2012 N 1394/40 "Об утверждении Порядка организации ярмарок на территории Московской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них" определены общие требования к проведению ярмарочных мероприятий. С 01.01.2013 введены четкие ограниченные сроки проведения ярмарок. В 2013 году в сводный перечень мест проведения ярмарок на территории Клинского муниципального района внесено 4 площадки и проведено 177 ярмарок, в 2014 году - 6 площадок. На регулярной основе проводятся сезонные сельскохозяйственные ярмарки, международные с участием товаров белорусских производителей, ярмарки "День города" и "Рождественская".
В 2013 году по вопросам защиты прав потребителей в Администрацию Клинского муниципального района обратилось 167 потребителей. Из общего количества обращений граждан 83 процента составили жалобы на нарушения прав потребителей в розничной торговле, 11 процентов - в бытовом обслуживании, 6 процентов - в общественном питании. Количество обращений граждан на нарушения действующего законодательства по защите прав потребителей в сфере потребительского рынка и услуг в 2013 году увеличилось на 7% по сравнению с предыдущим годом.
На территории Клинского муниципального района размещено 46 кладбищ общей площадью 163,48 га. Все кладбища открыты для захоронения. Имеющиеся кладбища эксплуатируются в течение длительного периода времени, многие более 100 лет, поэтому в настоящее время не все требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ выполнены.
Смертность населения на территории Клинского муниципального района в среднем составляет 1,5 тыс. человек в год. Ежегодная потребность площадей для захоронений составляет около 0,5 га. Возникает проблема - сокращение свободных участков для захоронения на существующих кладбищах.
Мониторинг показывает, что за последние годы в содержании муниципальных кладбищ наметился положительный сдвиг. Такая тенденция может сохраниться при условии системного выполнения мероприятий муниципальных программ (подпрограмм), направленных на улучшение состояния кладбищ и повышение качества оказываемых услуг населению в этой социально значимой сфере деятельности.