Свобода конкуренции, за исключением отдельных случаев, определяемых экономической целесообразностью, является основополагающим условием эффективного социально-экономического развития. Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует. В Клинском муниципальном районе конкуренция, направленная на удержание рыночных позиций и получение сверхприбыли, все больше вытесняется соперничеством между организациями, которое связано, прежде всего, с внедрением новых технологий, поиском свободных рыночных ниш, умелой адаптацией к меняющейся экономической среде. Подпрограмма "Развитие конкуренции" направлена на оценку, выявление слабых сторон в конкурентной среде экономики Клинского района, а также на формирование с применением программно-целевого метода плана мероприятий по развитию конкуренции в отраслях Клинского района. Программно-целевой метод, применяемый для решения проблемы развития конкуренции в Клинском районе, характеризуется следующими основными положениями:
- развитие конкуренции является одной из актуальных задач развития экономики Клинского района;
- проблема развития конкуренции в Клинском районе носит комплексный характер, что выражается в необходимости государственного регулирования, непосредственном участии в решении поставленных задач центральных исполнительных органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления, необходимости высокой степени координации и функционирования всех отраслей экономики;
- необходимость информационной прозрачности действий органов исполнительной власти и особенно работы сайтов органов исполнительной власти, публикации на них актуальной, полной информации;
- решение поставленных в Подпрограмме задач носит долговременный характер, что обусловлено необходимостью формирования механизмов развития конкуренции в районе в целом и в конкурентных отраслях экономики с учетом их особенностей и применение данных механизмов в качестве инструментов для достижения задач социально-экономического развития Клинского района.
Подпрограмма содержит перечень мероприятий по развитию конкуренции в Клинском муниципальном районе на период до 2018 года. Развитие конкуренции в сфере государственных и муниципальных закупок является одним из основных направлений, так как затрагивает различные отрасли Клинского района. Управление государственными активами, направленное на выполнение государственных программ, способствует не только удовлетворению потребностей района в товарах, работах и услугах, но и приводит на рынок дополнительные ресурсы.
Формирование полного цикла реализации государственных полномочий в сфере закупок посредством размещения государственного заказа позволит:
- эффективно реализовать государственные программы;
- делать эффективным расходование бюджетных средств;
- повысить качество и создать дополнительный стимул развития отрасли за счет повышения конкуренции;
- создать простые и равные условия доступа для всех желающих к финансовым потокам бюджета, обеспечить долгосрочное планирование бизнеса хозяйствующими субъектами;
- унифицировать процедуры размещения государственного заказа Клинского района и типовых форм документации;
- обеспечить экономное, эффективное расходование средств бюджета;
- обеспечить надлежащее выполнение поставщиками, подрядчиками, исполнителями своих обязательств.
С целью унификации процедуры размещения заказов утверждаются типовые формы документов для их исполнения заказчиками при размещении заказов, в том числе конкурсная документация, документация об открытом аукционе в электронной форме, форма котировочной заявки, формы контракта на поставку товаров, контракта на выполнение работ, оказание услуг, а также контракта на выполнение строительных работ для нужд заказчиков Клинского муниципального района. Вместе с тем система размещения заказов, вводимая в районе, учитывает имеющийся опыт осуществления закупок, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В целях создания замкнутого цикла формирования, размещения и исполнения заказа Московской области и эффективного расходования бюджетных средств и внедрения полностью автоматизированного цикла размещения заказов с 01.04.2013 введена в эксплуатацию Единая автоматизированная система управления закупками Московской области (далее - ЕАСУЗ), обеспечивающая автоматизацию процессов прогнозирования, планирования, формирования, размещения, мониторинга, контроля и исполнения заказа Московской области, при разработке которой учтена ее последующая перестройка под требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. ЕАСУЗ позволяет осуществлять взаимодействие между заказчиками, уполномоченным органом, специализированными организациями, контрольными и финансовыми органами Московской области по осуществлению действий при планировании, размещении и исполнении заказов, а также мониторинг планирования, размещения заказов и исполнения заказов по установленным показателям в целях создания информационно-статистической базы для выявления и устранения системных недостатков в работе с заказчиком, выявления, пересечения и профилактики нарушений действующего законодательства заказчиками и участниками размещения заказов, противодействия коррупции с последующим обобщением.
Реализация Подпрограммы обеспечит создание дополнительных возможностей для эффективного наращивания социально-экономического потенциала Клинского муниципального района; значительного увеличения объемов производства и реализации конкурентоспособной продукции, работ и услуг; роста валового регионального продукта; повышения уровня и качества жизни населения.