(тыс. га)
Земли сельскохозяйственного назначения | 2005 год | 2006 год | 2007 год |
Общая площадь, | 4505.1 | 4506.0 <1> | 4506.0 <2> |
- сельскохозяйственные угодья; из них: | 1096.8 | 1097.1 | 1097.4 |
пашня | 718.4 | 718.7 | 717.4 |
залежь | 42.4 | 42.7 | 44.0 |
многолетние насаждения | 6.4 | 6.4 | 6.4 |
сенокос | 182.5 | 182.5 | 182.7 |
пастбища | 147.1 | 146.8 | 146.9 |
- в стадии мелиоративного строительства | 0 | 0.2 | 0 |
- лесные земли и древесно-кустарниковая растительность, не входящая в лесной фонд | 3184.7 | 3185.2 | 3185.1 |
- под водой | 44.6 | 44.7 | 44.7 |
- под постройками, дорогами | 50.0 | 50.0 | 50.0 |
- нарушенные, прочие земли | 22.8 | 22.5 | 22.5 |
- болота | 106.2 | 106.3 | 106.3 |
________________
<1> По состоянию на 1 января 2007 года площадь земель сельскохозяйственного назначения по сравнению с предшествующим годом увеличилась на 0.9 тыс. га в результате возврата земель временного пользования из земель промышленности и предоставления земель гражданам для сельскохозяйственного производства из земель запаса.
<2> По состоянию на 1 января 2008 года площадь земель сельскохозяйственного назначения по сравнению с предшествующим годом в целом не изменилась, но произошло движение за счет перевода земель данной категории в земли промышленности (0.2 тыс. га) и земли населенных пунктов (0.2 тыс. га), а также перевода в земли данной категории земель запаса (0.4 тыс. га).
Сельскохозяйственные угодья, которые являются основой производства сельскохозяйственной продукции и, соответственно, основой развития сельских территорий, составляют лишь четвертую часть из общего количества земель сельскохозяйственного назначения.
Количество невостребованных земельных долей, собственники которых не распорядились ими в течение трех лет и более, составляет 545.4 тыс. га, или 65.8% от общей площади приватизированных в виде земельных долей сельскохозяйственных угодий. При этом в настоящее время наметилась тенденция к увеличению количества невостребованных земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения.
По состоянию на 1 января 2007 года в собственности сельскохозяйственных организаций находилось 35 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, что составляет менее 1% от общей площади земель сельскохозяйственного назначения, используется же сельскохозяйственными организациями области более 110 тыс. га сельскохозяйственных угодий (10.03% от общей площади сельскохозяйственных угодий области), предоставленных им в аренду собственниками земельных долей в соответствии с действующим законодательством; то есть собственники земельных долей и сельскохозяйственные организации, использующие находящиеся в общей долевой собственности земельные участки, проявляют инертность в оформлении прав на такие земельные участки и определении порядка владения, пользования и распоряжения ими.
Таким образом, сложившаяся в отрасли ситуация оценивается следующим образом.
Собственниками не реализуется механизм распоряжения земельными долями, большинство земель сельскохозяйственного назначения используется без надлежащего оформления прав на эти земли.
На территории области фактически не реализуется механизм ипотечного кредитования (земельная ипотека).
Земли сельскохозяйственного назначения не стали тем экономическим потенциалом, которым должны быть. Вместе с тем, учитывая сложившуюся ситуацию на продовольственным рынке, следует вывод о том, что с каждым годом значимость сельскохозяйственных угодий будет возрастать. А это означает, что в ближайшие 20 лет в России будут востребованы земельные ресурсы, спрос на сельскохозяйственные угодья будет расти и многое будет зависеть от того, в чьих руках они окажутся.
В целях совершенствования законодательного, организационного и административного обеспечения в сфере управления землепользованием на землях сельскохозяйственного назначения принят Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения". Указанным законом органы местного самоуправления поселений и городских округов:
наделяются полномочиями по признанию права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли;
в срок до 1 июля 2013 года обязаны обеспечить образование земельных участков, выделяемых в счет земельных долей, из земельных участков земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности.
(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 29.11.2011 N 1491)
Вместе с тем система земельного законодательства и, как ее следствие, управление землепользованием по-прежнему нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 29.11.2011 N 1491)
В соответствии с мероприятиями по реализации Плана Губернатора области на 2007 - 2012 годы, утвержденными постановлением Правительства области от 30 октября 2007 года N 1452, на территории области планируется значительное промышленное строительство, ориентированное на развитие лесоперерабатывающей промышленности и иных высокотехнологичных перерабатывающих отраслей, которое позволит увеличить инвестиции в экономику области и количество рабочих мест.
Так, до 2012 года планируется построить и ввести в эксплуатацию ряд новых предприятий лесоперерабатывающей промышленности и предприятий иных отраслей. Кроме того, строительство таких предприятий неизбежно повлечет за собой необходимость совершенствования дорожной инфраструктуры, в том числе развитие сети лесных дорог. Наиболее активно планируется развитие промышленного строительства в специально создаваемых промышленных зонах (индустриальный парк "Шексна").
Для реализации такого строительства необходимы большие площади земель, что невозможно без плановой и эффективной политики области в сфере земельных отношений. Вологодская область обладает достаточными земельными ресурсами, чтобы обеспечить массовое промышленное строительство.
Наибольшим потенциалом в сфере развития оборота земель на территории области обладает направление по реализации органами местного самоуправления поселений и городских округов мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения". Указанное направление деятельности до 1 июля 2013 года должно обеспечить выдел земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в счет земельных долей и возможность регистрации прав всех форм собственности на выделенные земельные участки. Тем самым будут созданы условия для вовлечения в оборот земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности.
(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 29.11.2011 N 1491)
Деятельность по реализации областью преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в условиях сложившейся экономической и финансовой нестабильности вряд ли реализуема в полном объеме в ближайшие два года. Между тем при стабилизации экономической обстановки в дальнейшие годы данное направление деятельности позволит области приобретать в свою собственность земельные участки как с целью их дальнейшего предоставления в интересах области, так и с целью пополнения казны области и дальнейшей продажи при необходимости изыскания дополнительных финансовых резервов.
Такое направление деятельности, как включение земельных участков (в основном из земель сельскохозяйственного назначения) в границы населенных пунктов с одновременным изменением вида их разрешенного использования, позволит в соответствии с положениями статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решить вопрос обеспечения реализации на территории области национального проекта "Доступное и комфортное жилье гражданам России", нужды образования и здравоохранения, так как на включаемых в границы населенных пунктов земельных участках будет возможным осуществлять жилищное, в том числе малоэтажное, строительство, комплексную застройку земельных участков со строительством на них не только жилого комплекса, но и социальных объектов: детских садов, школ, больниц, медицинских пунктов, а также создавать зоны отдыха, в которых могут размещаться не только гостиничные комплексы, но и дома отдыха, санатории.
Земли населенных пунктов обладают огромным потенциалом. Именно земли населенных пунктов являются основным источником поступления средств от использования земли в бюджеты различных уровней. Завершение разграничения государственной собственности на землю позволит сделать земли населенных пунктов еще более рентабельными.