Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июля 2009 года N 1043

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2017 года на основании постановления Правительства Вологодской области от 19.12.2016 N 1149.
____________________________________________________________________

(в редакции постановлений Правительства Вологодской области от 29.11.2011 N 1491, от 11.03.2012 N 194, от 11.07.2016 N 609)


Во исполнение постановления Губернатора области от 12 июля 2007 года N 226 "О разработке Стратегий развития отраслей до 2020 года" Правительство области постановляет:

1. Одобрить Стратегию развития отрасли земельных отношений Вологодской области до 2020 года (прилагается).

2. Департаменту земельных отношений области (В.В. Белоречева) принять меры к реализации Стратегии развития отрасли земельных отношений Вологодской области до 2020 года.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области, полномочного представителя Губернатора области и Правительства области в Законодательном Собрании области Э.Н. Зайнака.

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 11.07.2016 N 609)

Информацию о ходе выполнения постановления представлять ежегодно к 15 марта начиная с 2010 года. Окончательную справку о выполнении постановления представить к 15 марта 2021 года.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области учитывать положения Стратегии развития отрасли земельных отношений Вологодской области до 2020 года при управлении и распоряжении земельными ресурсами.

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор области
В.Е.ПОЗГАЛЕВ



Одобрена
Постановлением
Правительства области
от 7 июля 2009 года N 1043

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА (ДАЛЕЕ - СТРАТЕГИЯ)

  (в редакции постановления Правительства Вологодской области от 29.11.2011 N 1491)


 1. Общие положения


Настоящая Стратегия имеет целью выполнение проводимой в Российской Федерации реформы в сфере совершенствования земельных отношений через создание современной системы кадастра, регистрации прав, вовлечения земли и недвижимого имущества в гражданско-правовой оборот, превращения земельной собственности в реальный финансовый актив, содействующий развитию рыночной экономики.

Развитие земельных отношений - составляющий фактор развития экономики как Вологодской области, так и Российской Федерации в целом. Актуальность развития земельных правоотношений продиктована необходимостью упорядочения способов распоряжения земельными участками, в том числе необходимостью совершенствования действующего законодательства.

Программной основой совершенствования земельных отношений стали основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, которые определяют цели, принципы, основные направления и стратегию государственной политики в сфере земельных отношений.

Стратегической целью государственной политики, реализуемой как Российской Федерацией в целом, так и ее субъектами в области регулирования и реформирования земельных отношений, является обеспечение условий для эффективного развития рынка земли как одного из ключевых условий экономического развития, а также обеспечение устойчивого экономического роста области путем обеспечения эффективного управления и распоряжения земельными ресурсами области.

На настоящем этапе экономического развития основным направлением земельной реформы является создание условий для вовлечения в хозяйственный оборот земли как объекта права собственности и как особого объекта производства в сельском и лесном хозяйстве.

Государственная земельная политика - это целостная система мер правового, экономического и информационного характера, задачей которой является обеспечение устойчивого социально-экономического развития общества и рационального использования земельных ресурсов области.

Государственная земельная политика основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах области и органов местного самоуправления и является составной частью экономической и социальной политики области.

Процесс реформирования земельных отношений сталкивается со значительными трудностями и проходит недостаточно интенсивно. На первых этапах реализации земельной реформы основной причиной таких трудностей являлось отсутствие нормативных правовых актов, регулирующих данную сферу. На современном этапе правовое регулирование земельных отношений определено. Следующим должен стать этап совершенствования нормативной правовой базы.

Планомерная и системная реализация земельной политики на территории области предусматривает достижение следующих целей:

совершенствование областного земельного законодательства, реализация положений федерального законодательства;

участие в создании на территории области единого информационного ресурса (общая "электронная карта области") для планомерной и последовательной реализации политики по эффективному использованию земли и иной недвижимости;

вовлечение земли и недвижимости в хозяйственный оборот, обеспечение возможности гражданского оборота единых объектов недвижимости, оптимизация финансовой составляющей рынка земли; реализация принципа единства судьбы земельного участка и находящегося на нем объекта недвижимости;

учет интересов области и муниципальных образований при реализации положений федерального и областного законодательства в отношении земель сельскохозяйственного назначения с целью создания благоприятных условий развития сельскохозяйственного производства и сохранения земель сельскохозяйственного назначения.


2. Характеристика ситуации в отрасли земельных отношений


Вологодская область является одной из самых крупных областей Российской Федерации и занимает 145.7 тыс. кв. км. Примерно 60% территории области занято землями лесного фонда, находящимися в федеральной собственности, 31% - землями сельскохозяйственного назначения, 1% - землями населенных пунктов, 6% - землями запаса. Остальная территория области занята землями иных категорий.


Распределение земельного фонда области по категориям земель


Распределение земельного фонда области по категориям земель представлено в таблице 1.




Таблица 1


(тыс. га)

N п/п

Категория земель

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

1.

Земли сельскохозяйственного назначения

4505.0

4505.1

4506.0

4506.0

2.

Земли населенных пунктов

198.1

198.1

198.1

198.3

3.

Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения

131.3

131.3

131.2

131.6

4.

Земли особо охраняемых территорий и объектов

138.8

138.8

138.8

139.0

5.

Земли лесного фонда

8636.7

8636.7

8636.6

8636.3

6.

Земли запаса

842.8

842.7

842.0

841.5

Итого земель в административных границах области

14452.7

14452.7

14452.7

14452.7




Специфичность отрасли земельных отношений заключается в том, что для каждой категории земель, определенной действующим законодательством, установлены самостоятельные принципы их использования, поэтому развитие земельных отношений необходимо рассматривать в разрезе каждой категории земель.

Основными направлениями государственной земельной политики в области являются:

создание условий для эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения и их вовлечения в хозяйственный оборот;

рациональное и эффективное использование земель населенных пунктов;

инвестиционное развитие земель промышленности;

рациональное и эффективное использование земель запаса;

рациональное использование и охрана земель особо охраняемых территорий и объектов;

разграничение государственной собственности на землю;

закрепление всех земельных участков за землепользователями;

контроль за соблюдением землепользователями разрешенного использования земельных участков.


3. Анализ внешних условий, влияющих на развитие отрасли земельных отношений, и ресурсного потенциала развития рынка земли


Развитие отрасли земельных отношений взаимосвязано с другими отраслями экономики области и Российской Федерации в целом. В решении любого экономического вопроса в первую очередь неизменно встает вопрос обеспечения землей. Без предоставления земельных участков невозможно строительство жилья, промышленных объектов, дорог, линий электропередач и других линейных объектов.

Решение задачи по развитию жилищного, в том числе малоэтажного, строительства тесно связано с реализацией федеральных целевых программ "Жилище" и "Социальное развитие села до 2012 года", Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Вологодская область является одним из участников реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года", приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". В целях их реализации в области приняты следующие документы: долгосрочная целевая программа "Доступное жилье в Вологодской области на 2009 - 2010 годы" и долгосрочная целевая программа "Социальное развитие села на 2009 - 2012 годы".

С 2001 года в области последовательно реализуется политика, направленная на обеспечение жителей области доступным и современным жильем. Данная политика закреплена системой нормативных правовых актов и осуществляется через комплекс взаимосвязанных долгосрочных целевых программ.

В последнее время объемы строительства жилья в области резко возросли, что неизбежно привело к росту спроса на земельные участки для строительства. Количество земельных участков в населенных пунктах области ограничено, в связи с этим встал вопрос о строительстве жилья за пределами населенных пунктов. Законодательство Российской Федерации позволяет включать земельные участки в границы населенных пунктов, в том числе для жилищного строительства, что в свою очередь создает условия для развития индивидуального жилищного строительства в сельской местности, вблизи крупных городов - Вологды, Череповца, Великого Устюга, а также вблизи планируемых промышленных зон (индустриальных парков) и центров муниципальных районов области. В настоящее время в Вологодском районе реализуется проект "Экспериментальный жилой поселок "Марфино-Семенково", строительство которого осуществляется на бывших землях сельскохозяйственного назначения площадью 41.9 га, которые включены в границы населенного пункта д. Марфино. Кроме того, планируется строительство второй очереди данного поселка на земельном участке площадью 60 га.

В настоящее время в области организовано активное взаимодействие с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (далее - фонд "РЖС") в рамках действия Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", что позволит использовать для жилищного строительства земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, в Вологодском, Грязовецком, Шекснинском муниципальных районах области, а также на территории муниципального образования "Город Вологда".

Несмотря на наметившиеся положительные тенденции, темпы роста объемов жилищного строительства намного отстают от потребностей населения. Отставание предложения жилья от спроса связано не столько с физическим отсутствием земельных участков, сколько с длительными сроками их подготовки для предоставления под строительство, включая обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой, определение параметров разрешенного строительства.

Отрицательное влияние на темпы роста объемов жилищного строительства оказывает то обстоятельство, что градостроительная документация большинства городских и сельских поселений области устарела и требует корректировки. Это сдерживает развитие рынка земли и усложняет процедуру формирования земельных участков для строительства. Кроме того, сроки предоставления земельных участков для строительства объектов жилищного строительства затянуты.

Немаловажное значение имеет отрасль земельных отношений при развитии транспортной инфраструктуры.

В Мероприятиях по реализации Плана Губернатора области на 2007 - 2012 годы, утвержденных постановлением Правительства области от 30 октября 2007 года N 1452, поставлена задача повышения эффективности транспортной системы.

Устойчивое и эффективное функционирование транспортного комплекса является одним из необходимых условий стабилизации и развития экономики области, а также улучшения условий и уровня жизни населения, поэтому необходимо создавать новые инфраструктуры, повышающие конкурентоспособность экономики области.

Мероприятия по реализации указанной задачи, развитие и совершенствование транспортной сети области невозможны без решения вопроса об отводе земельных участков как для строительства новых объектов, так и для реконструкции существующих, так как для строительства новых дорог необходимо 250 кв. км земель.

Активное развитие туристского бизнеса, особенно популярность проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза", способствует проведению мероприятий по реконструкции существующих в области аэропортов.

Для реализации указанной задачи необходимо:

развивать транспортную инфраструктуру в соответствии с правилами землепользования и застройки;

учитывать необходимость резервирования земель для перспективного развития опорной транспортной сети.

В соответствии с Соглашением о взаимодействии Правительства области и ОАО РАО "ЕЭС России" по развитию электроэнергетической системы области и обеспечению надежного электроснабжения ее потребителей предусматривается реализация инвестиционных проектов по строительству и реконструкции электроэнергетических объектов на территории области с целью предотвращения дефицита мощности и обеспечения возможности присоединения новых потребителей. Планируется строительство пяти объектов генерирующего комплекса, строительство и реконструкция более двадцати подстанций, а также более 700 километров электрических сетей. Для строительства новых объектов электроэнергетики, размещаемых на территории области, предусматривается резервирование земельных участков площадью 3 - 4 га на каждый объект.

Намеченные мероприятия по развитию энергосистемы области будут способствовать повышению надежности электроснабжения потребителей и усилению связей между ОЭС Северо-Запад и ОЭС Центр.

Последние годы на территории области активно идет строительство объектов газотранспортной системы, которая в настоящее время представляет собой 3414 км магистральных газопроводов и газопроводов-отводов, 5 компрессорных станций, 30 газораспределительных станций, 4041 км распределительных газовых сетей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»