ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 января 2013 года N 28
ОБ ОСНОВАХ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ПРИРОДНО-ТЕХНОГЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства Вологодской области от 01.08.2022 N 998, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 02.08.2022).
____________________________________________________________________
В целях осуществления мер по повышению уровня информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений и организации эффективного взаимодействия в области обеспечения безопасности населения и территорий Вологодской области от угроз различного характера Правительство области постановляет:
1. Утвердить Основы комплексной системы природно-техногенной безопасности жизнедеятельности населения и территорий Вологодской области (прилагаются).
2. Рекомендовать территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам местного самоуправления муниципальных образований области, организациям принять участие в создании комплексной системы.
Губернатор области
О.А.КУВШИННИКОВ
ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ПРИРОДНО-ТЕХНОГЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Комплексная безопасность жизнедеятельности населения и территорий Вологодской области - состояние защищенности населения, материальных и культурных ценностей Вологодской области от возможного нанесения ущерба, позволяющее сохранять способность нормального функционирования систем жизнеобеспечения, поддерживать стабильность экономической ситуации, благоприятную экологическую, техногенную, социально-психологическую обстановку и иные условия для социально-экономического развития области и реализации интересов личности и общества.
Комплексная система природно-техногенной безопасности жизнедеятельности населения и территорий Вологодской области (комплексная система) - совокупность взаимосвязанных подсистем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) природного, техногенного и иного характера, контроля состояния потенциально опасных и других объектов защиты, а также организационных структур (органы управления комплексной системой), объединенных в единую информационно-управляющую систему путем сопряжения существующих и создаваемых информационных и технических систем (элементы комплексной системы), в целях предупреждения, пресечения и ликвидации ЧС природного, техногенного, криминального и террористического характера на территории Вологодской области, оповещения и информирования населения при угрозе ЧС и в условиях ЧС.
Подсистема комплексной системы - комплекс создаваемых (имеющихся) информационных и технических систем, объединенных каналами связи и программно-аппаратными средствами, обеспечивающими их сопряжение, передачу данных, доступ к объединенным базам данных, а также имеющих общую организационную структуру.
Элементы комплексной системы - существующие и создаваемые информационные и технические системы, функционирующие на базе объектов защиты, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной государственной власти области, органов местного самоуправления (элементы сопряжения), а также каналы связи и программно-аппаратные средства, обеспечивающие информационное сопряжение данных систем (сопрягающие элементы).
Орган управления комплексной системы - структурный элемент органов управления РСЧС соответствующего уровня, осуществляющий оперативное управление и контроль за функционированием подсистем и звеньев в пределах имеющихся полномочий.
Субъекты обеспечения безопасности - активные участники деятельности по противодействию существующим угрозам (территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, Правительство Вологодской области, органы государственной власти Вологодской области, органы местного самоуправления, объекты защиты).
Объекты защиты - объекты инфраструктуры Вологодской области (критически важные объекты, потенциально опасные объекты, объекты транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, объекты с массовым пребыванием людей).
Критически важные объекты - объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления экономикой Вологодской области или муниципального образования, ее необратимому негативному изменению (или разрушению) или существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях, на длительный период времени.
Потенциально опасные объекты инфраструктуры Вологодской области - объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят, эксплуатируют, транспортируют или уничтожают радиоактивные, пожаровзрывоопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические сооружения, создающие реальную угрозу возникновения источника кризисной ситуации.
Принципы комплексной системы - основополагающие нормы, соблюдение которых при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности позволяет достичь ее наивысшей эффективности.
Безопасность информации - состояние защищенности информации от несанкционированного доступа к данной информации, а также от нарушения функционирования программно-технических средств сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации или от вывода указанных средств из строя, обеспеченное совокупностью мер и средств защиты информации.
Информационное взаимодействие - совместное использование данных, находящихся в общей информационной системе, и обмен данными, осуществляемые пользователями в соответствии с установленными правилами.
Кризисная ситуация - ситуация, которая характеризуется резкой сменой состояния параметров определенной группы внешних и внутренних процессов, действующих на объекты защиты, протекает в течение короткого времени и может повлечь или повлекла за собой снижение защищенности объектов.
2.1. Настоящие Основы комплексной природно-техногенной безопасности жизнедеятельности населения и территорий Вологодской области (далее - Основы) разработаны на основании Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Указа Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года N 116 "О мерах по противодействию терроризму", стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537, концепции комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, утвержденной совместным Приказом Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С.К. Шойгу (16.02.2010), Министра внутренних дел Российской Федерации Р.Г. Нургалиева (19.02.2010), Директора ФСБ Российской Федерации А.В. Бортникова (16.02.2010), Концепции федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2005 года N 1314-р.
2.2. Объектами комплексного управления выступают:
элементы социальной сферы, нуждающиеся в защите (население, инфраструктура жизнедеятельности, окружающая среда и т.д.);
опасности и угрозы, которые необходимо предотвращать, ослаблять или устранять.
2.3. На территории Вологодской области существуют угрозы природного, техногенного, биолого-социального, криминального, террористического и иного характера (далее - угрозы).
В качестве основных угроз природного характера рассматриваются риски возникновения природных пожаров (лесные и торфяные пожары), подтоплений (затоплений), сильных ветров, снегопадов, морозов.
В качестве основных угроз техногенного характера рассматриваются: аварии на критически важных и (или) потенциально опасных объектах (в том числе разрушение гидротехнических сооружений (ГРЭС на реке Суде, разрушения Шекснинского гидроузла), аварии на химически опасных объектах в городах Вологде и Череповце), на объектах транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного, морского, речного), жилищно-коммунального хозяйства (риски возникновения аварии на системах электроснабжения, теплоснабжения, магистральных газопроводах, магистральных нефтепроводах, пожары в жилом секторе и в зданиях социально-культурного и бытового назначения, сетях наружного освещения, системах безопасности домов, аварии в лифтовом хозяйстве), риски обрушения зданий, сооружений, пород.
В качестве основных угроз биолого-социального характера рассматриваются риски возникновения инфекционной заболеваемости людей, заболеваемости сельскохозяйственных растений и животных, неблагоприятной экологической обстановки.
В качестве основных угроз криминального и террористического характера рассмотрению подлежит возможность противоправных и диверсионно-подрывных действий на критически важных и (или) потенциально опасных объектах, а также объектах с массовым пребыванием людей.
2.4. Создание комплексной системы должно носить комплексный межведомственный характер, направленный на совершенствование информационно-технологической и информационно-коммуникационной инфраструктуры государственного управления на территории Вологодской области.
2.5. Создание комплексной системы должно обеспечить:
создание условий для устойчивого социально-экономического развития Вологодской области;
повышение уровня безопасности технологий, связанных с эксплуатацией объектов защиты, в том числе в условиях ЧС;
создание систем комплексного мониторинга и анализа состояния безопасности территории Вологодской области;
минимизацию последствий ЧС природного, техногенного, биолого-социального характера и террористических актов.
3.1. Целью создания комплексной системы является обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Вологодской области путем снижения вероятности возникновения ЧС природного, техногенного, биолого-социального характера и террористических актов.
3.2. Создание комплексной системы направлено на решение следующих основных задач:
проведение эффективного мониторинга текущей обстановки и представление информации (в том числе текущей информации о состоянии объектов защиты) для субъектов обеспечения безопасности, обеспечивающих своевременность принятия управленческих решений;
обеспечение и совершенствование аналитической, методической и управленческой деятельности субъектов обеспечения безопасности, а также создаваемых оперативных штабов на территории области для решения ими задач по противодействию угрозам природного, техногенного, криминального, террористического и иного характера;
обеспечение информационного взаимодействия субъектов обеспечения безопасности, а также создаваемых оперативных штабов на территории области при решении совместных задач в целях безопасности жизнедеятельности населения;
обеспечение и организация комплексного оповещения и информирования населения о прогнозируемых и возникших ЧС, вопросах обеспечения охраны общественного порядка, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий Вологодской области, приемах и способах защиты, а также пропаганда в сфере защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
информационно-аналитическое обеспечение функционирования системы оперативного реагирования на ЧС и управления действиями сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС на территории Вологодской области;
предотвращение ЧС и кризисных ситуаций путем оснащения объектов защиты техническими средствами обеспечения безопасности и инструментальными средствами контроля функционирования систем (средств) жизнеобеспечения;
совершенствование системы оперативного реагирования на ЧС и управления действиями сил территориальной подсистемы РСЧС.
4.1. Создание комплексной системы осуществляется с учетом следующих принципов:
принцип законности: строгое соответствие деятельности по обеспечению безопасности действующим законодательным и правовым актам Российской Федерации, нормам международного права и другим нормам в области обеспечения безопасности личности и государства;
принцип иерархичности: многоступенчатость комплексной системы и выделение уровней управления в ней;
принцип приоритетности: первоочередное решение проблем безопасной и благоприятной жизни каждого человека в ходе социально-экономического развития общества путем максимально возможного снижения вероятности возникновения ЧС;
принцип универсальности: управляющее воздействие на весь спектр возможных опасностей и угроз, характерных для региона;
принцип регламентирования: разработка и строгое соблюдение определенных правил, положений, инструкций, нормативов;
принцип разумной достаточности: система основывается на признании приемлемого риска, ниже которого оптимизация мероприятий по повышению безопасности жизнедеятельности населения нецелесообразна, а также на максимальном использовании существующих систем (элементов) защиты объектов;
принцип непрерывности: отсутствие в работе комплексной системы перерывов при решении возложенных на систему функциональных задач;
принцип социальной направленности: соответствие политики по обеспечению безопасности уровню социально-экономического состояния территории и степени возможных опасностей, обеспечение социально-психологического восприятия населением политики по обеспечению его безопасности.
4.2. Решение целей и задач комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Вологодской области достигается с помощью:
мониторинга окружающей среды, опасных природных процессов и явлений, прогнозирования ЧС природного характера, состояния безопасности зданий, сооружений и потенциально опасных объектов, прогнозирования техногенных ЧС и комплексного анализа состояния безопасности;
автоматизации процессов мониторинга, прогнозирования, принятия решений, контроля и информационного взаимодействия между структурными элементами, входящими в систему комплексной безопасности;
учета опыта функционирования существующих систем безопасности, который предусматривает его детальный анализ и выявление как положительных, так и отрицательных сторон деятельности по обеспечению комплексной безопасности;
обеспечения безопасности информационного обмена путем проведения комплексных правовых, организационных, технических и методических мероприятий в объеме требований, предъявляемых нормативно-методическими документами в области информационной безопасности, в том числе по защите информации от утечки по техническим каналам;
организации взаимодействия между субъектами обеспечения безопасности как внутри комплексной системы, так и вне ее;
своевременного оповещения и информирования субъектов обеспечения безопасности и населения о прогнозируемых и возникших ЧС, вопросах обеспечения охраны общественного порядка, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также пропаганды в сфере защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
4.3. Критериями приемлемости технических решений являются частота (вероятность, риск) возникновения и величина ущерба ЧС (масштабы негативных последствий). Эти показатели определяются параметрами источников ЧС и характеристиками объектов поражения (человек, объект техносферы и окружающая среда).
5.1. Управление комплексной системой обеспечения безопасности жизнедеятельности населения достигается за счет:
административно-нормативных мер, которые включают:
- выявление и изучение угроз безопасности общества;
- определение реального состояния безопасности по всем видам угроз;