Так называемое "легкое" метро фактически является обыкновенным метрополитеном, для которого ослаблены требования отечественных СНиПов "Метрополитены" по минимальным радиусам в кривых и уменьшена длина составов. Системы с подобными допусками за рубежом работают в качестве обыкновенного метрополитена (метрополитен Чикаго, треть линий метро Нью-Йорка и т.п. - как правило, самые старые линии, уступающие современному метро в скорости и провозной способности). Принципиальными отличиями скоростного трамвая (который в современной западной литературе называют ЛРТ, легкорельсовым транспортом) от метрополитенов являются:
метрополитен (в т.ч. "легкий") | ЛРТ | |
нагрузка на ось | 15 тонн/ось | 7,5 тонн/ось |
токосъем | нижний (контактный рельс) | верхний (контактный провод) |
платформы | высокие | обычно низкие: уровень тротуара |
стоимость строительства | "легкий": теоретически от 20 - 25 млн. $/км подземный: ~ 30 - 100 млн. $/км | 1 - 10 млн. $/км |
Существующие СНиП разрабатывались с учетом многолетнего опыта и испытаний. Они однозначно регламентируют сферы применения рельсовых видов транспорта (при потоках до 15 тыс. пасс/час - трамвай, 15 - 30 тыс. - скоростной трамвай, свыше 30 тыс. - метрополитен). Созданный в нарушение СНиП "легкий метрополитен" (ЛМ) не обладает ни одним преимуществом перед скоростным трамваем (ЛРТ), но по всем качествам ему уступает:
- повышенная нагрузка на ось требует сооружения более тяжелого и прочного пути и балласта, что значительно повышает стоимость строительства;
- по той же причине возникает повышенный шум и вибрация (их увеличение прямо пропорционально увеличению нагрузки на ось - в два раза);
- контактный рельс требует полной изоляции "легкого метро", проведения его линий исключительно на эстакадах или в тоннелях. Это также ведет к удорожанию строительства;
- увеличивается время посадки и пересадок (подъем пассажиров на эстакаду или спуск в тоннель), из-за чего падает средняя скорость поездки;
- эстакады ЛМ во всем мире признаны уродливыми и шумными. Построенные в начале XX века эстакады метро стремятся заменить подземными участками или вовсе закрывают. Районы, по которым проходят эстакадные линии, как правило, находятся в низшей ценовой категории (Гарлем, Южный Чикаго, Западная Филадельфия и т.п.);
- исчезает свойственная трамваю гибкость: возможность работать как на скоростных участках, так и в пешеходных зонах на уровне земли, с переходом на исторические трамвайные линии.
Таким образом, т.н. "легкое" метро (ЛМ) не имеет ничего общего с интенсивно развиваемым на Западе легкорельсовым транспортом (ЛРТ), присутствие слова "легкое" в названии "легкого" метро лишь запутывает чиновников и общественность.