Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ "КОМПЛЕКСНАЯ СХЕМА РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА" НА 2009 - 2025 Г.Г. (с изменениями на: 18.06.2013)


3. Монорельсовый транспорт

Монорельсовый транспорт в 90% случаев применяется как парковый (прогулочный), зоопарковый (зоосады с открытым пространством для животных), в парках аттракционов, для пересадок между терминалами аэропортов. Его применение обусловлено факторами:

- перевозки не связаны с поездками на работу;

- перевозки невозможны (зоопарк), нецелесообразны (парк аттракционов) другими видами транспорта или легко компенсируются (аэропорт, короткие расстояния);

- эстакады монорельса не проходят в жилой зоне и не нарушают облик города.

Исключениями из этих правил стали лишь монорельс города Вупперталь, построенный в 1901 году и сохраняющийся по историческим причинам, а также несколько монорельсовых линий в Японии, где они построены из-за острейшей в мире нехватки жизненного пространства. И в этом случае обязательными являются условия:

- невозможность прокладки какой-либо части линии по поверхности земли (например, вся трасса проложена над промзоной или по территории аэропорта);

- отсутствие маршрутного движения (каждая линия - строго один маршрут).

Характеристики городского монорельса:

- дорогой (стоимость строительства сравнима с наземным и эстакадным метрополитеном, а эксплуатации - в 30 - 50 раз выше чем на традиционных видах транспорта);

- медленный (максимальная скорость не превышает 40 - 60 км/ч);

- уродливый (эстакады превращают города из жилого пространства в "технологию");

- экологически грязный (наличие обхватывающих резиновых колес вызывает значительный перерасход энергии и выброс канцерогенной резиновой пыли);

- неудобный в использовании (длительные пересадки, плохое сопряжение с наземным транспортом);

- опасный в чрезвычайных ситуациях (затруднительно покинуть подвижной состав при аварии);

- существующие в мире монорельсы работают только при температурах выше нуля.

При этом максимальная провозная способность монорельса не превышает 7 тыс. пассажиров в час в одном направлении: с таким потоком способен справиться даже автобус, не говоря о рельсовых видах транспорта.

Стоимость сооружения и эксплуатации монорельса однозначно свидетельствуют, что для нашей страны этот вид транспорта непригоден. Так, убытки от одной экспериментальной линии монорельса в Москве (5 км, предположительно до 40 тыс. пасс./день), составляют 1/16 убытков всего Московского метрополитена (230 км, 9 млн. пасс./день); убытки на одного пассажира монорельса в 15 раз больше чем на метрополитене.