1. Реализация плана мероприятий "дорожной карты" "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Ямало-Ненецком автономном округе (2014 - 2018 годы)" (далее - "дорожная карта") направлена на обеспечение доступности, повышение эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания, увязанных с переходом на "эффективный контракт".
Для полного удовлетворения потребностей пожилых граждан и инвалидов в социальных услугах, отвечающих современным требованиям, необходима модернизация и развитие системы социального обслуживания населения, ее адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям, в том числе путем решения кадровых проблем отрасли.
С целью сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии социальных работников необходимо провести комплекс мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты труда.
Реформирование и дальнейшее развитие системы социального обслуживания возможно лишь на обновленной законодательной базе, состоящей из федерального и регионального законодательства, гармоничное развитие которых должно представлять собой взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс.
2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения, обусловлены следующими обстоятельствами:
2.1. неразвитость отдельных (в том числе значительно востребованных) видов социального обслуживания. Из восьми видов социального обслуживания, предусмотренных статьей 19 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 02 ноября 2005 года N 74-ЗАО "О социальном обслуживании населения в Ямало-Ненецком автономном округе", только 62% являются достаточно развитыми. Среди неразвитых (недостаточно развитых) видов социального обслуживания в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) наиболее социально востребованные:
- социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов;
- полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного либо ночного пребывания (только в семи муниципальных образованиях в автономном округе развито полустационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов старше 18 лет, в четырех муниципальных образованиях в автономном округе - детей-инвалидов);
- реабилитационные услуги (ни в одном муниципальном образовании в автономном округе нет реабилитационных центров для инвалидов (в то время как численность инвалидов ежегодно увеличивается), отсутствуют центры социальной адаптации для лиц, освободившихся из мест лишения свободы.
Стационарное социальное обслуживание характеризуется отсутствием в автономном округе психоневрологических домов-интернатов, специальных домов-интернатов для престарелых и инвалидов и детских домов-интернатов для умственно отсталых детей. В связи с отсутствием данных типов учреждений стационарного социального обслуживания на территории автономного округа граждане направляются в учреждения социального обслуживания Тюменской, Курганской и Рязанской областей на основании заключенных государственных контрактов;
2.2. дефицит квалифицированных кадров в системе социального обслуживания, связанный с низким уровнем оплаты труда социальных работников, не соответствующий напряженности и интенсивности их труда.
В 2013 году размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы социальных работников составил 39,1 тыс. рублей.
На конец 2013 года среднесписочная численность социальных работников системы социальной защиты составляла 235 человек (без учета внешних совместителей);
2.3. несоответствие зданий, в которых расположены учреждения, требованиям СанПиН и нормам пожарной безопасности, что, безусловно, не позволяет предоставлять качественные социальные услуги.
Причина данной проблемы прежде всего в том, что только 10% зданий от всех, в которых расположены учреждения социального обслуживания населения, были специально построены для социальных служб, в остальных случаях учреждения располагаются в приспособленных помещениях.
40% от всех учреждений социального обслуживания в автономном округе расположены в деревянных зданиях и, как следствие, имеют высокую степень пожароопасности. Среди учреждений социального обслуживания с круглосуточным пребыванием граждан пожилого возраста, инвалидов и детей данный показатель составляет 55%. Ни одно из зданий учреждений социального обслуживания населения в полном объеме не приспособлено к потребностям маломобильных категорий граждан.
Более 35% зданий социальных служб имеют свыше 50% износа. Учитывая высокую степень износа основных фондов в сфере социального обслуживания, можно констатировать наличие наметившейся тенденции кризисности в состоянии основного капитала.
В таких условиях проблематично обеспечить достаточную степень комплексной безопасности на объектах социального обслуживания населения;
2.4. отсутствие негосударственных учреждений социального обслуживания в системе социального обслуживания автономного округа.
3. Целями "дорожной карты" являются:
3.1. совершенствование правового регулирования сферы социального обслуживания в рамках действия Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
3.2. оптимизация структуры и штатной численности учреждений путем внедрения комплексного подхода к созданию многопрофильных современных организаций социального обслуживания населения в целях концентрации источников финансового обеспечения, ликвидации неэффективных подразделений, проведения эффективной кадровой политики, повышения заинтересованности работников в труде и поднятия престижа профессии социального работника;
3.3. повышение в 2017 году средней заработной платы социальных работников учреждений социального обслуживания до 100% от средней заработной платы в автономном округе;
3.4. укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения;
3.5. развитие рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;
3.6. предоставление гражданину, нуждающемуся в получении социальных услуг, права выбора организации социального обслуживания или индивидуального предпринимателя для получения социальных услуг.
4. Ожидаемые результаты реализации "дорожной карты":
4.1. подготовка комплексных предложений по повышению качества социального обслуживания на основе детального анализа положения дел в сфере социального обслуживания и выявления существующих проблем в отрасли;