Недействующий

О КОНЦЕПЦИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ (с изменениями на: 29.07.2015)

2. Анализ ситуации по формированию и использованию человеческих ресурсов в Республике Коми


2.1. Стратегией экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 года N 45, развитие системы кадрового обеспечения экономики отнесено к приоритетам экономического и социального развития Республики Коми.

В Республике Коми разработаны и приняты нормативные правовые акты, имеющие отношение к вопросам кадровой политики. Основным из них является постановление Правительства Республики Коми от 10 сентября 2010 года N 299 "О долгосрочной республиканской целевой программе "Развитие системы кадрового обеспечения экономики Республики Коми (2011 - 2013 годы)". Кроме того, в Республике Коми с 2004 года реализовывалась целевая республиканская программа по развитию системы профессионального образования.

2.2. Реализация в Республике Коми мероприятий в сфере кадровой политики позволила добиться существенных позитивных изменений по следующим направлениям:

1) формирование системы работы по регулированию объемов и направлений подготовки кадров в учреждениях профессионального образования и механизма государственного заказа на подготовку кадров.

Был отработан механизм формирования прогнозной потребности экономики в квалифицированных рабочих кадрах на среднесрочную перспективу. На основе сформированного прогноза проведена обоснованная реструктуризация сети образовательных учреждений профессионального образования, находящихся в государственной собственности Республики Коми, оптимизирована структура подготовки кадров в разрезе профессий и специальностей в соответствии с реальными потребностями республиканского и муниципальных рынков труда в Республике Коми.

Так, в 2009 - 2010 годах в результате реструктуризации 21-го образовательного учреждения, находящегося в государственной собственности Республики Коми, было образовано 10 новых учреждений профессионального образования, шесть из них являются многоуровневыми образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку по программам начального профессионального и среднего профессионального образования. Это позволило ликвидировать избыточную сеть образовательных учреждений, дублирующих профили и направления подготовки, повысить качество обучения специалистов. Введены четыре новые образовательные программы (профессии) в системе начального профессионального образования и две новые специальности в системе среднего профессионального образования. Прекращен прием по невостребованным профессиям: "Бухгалтер", "Оператор ЭВМ", "Коммерсант в торговле", сокращены цифры приема по профилям "Экономика и управление" и "Гуманитарные науки".

Ежегодно приказом Министерства образования Республики Коми утверждаются контрольные цифры приема в государственные образовательные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования на подготовку кадров за счет средств республиканского бюджета Республики Коми;

2) формирование системы мероприятий, содействующих повышению профессионального уровня руководителей и специалистов организаций различных форм собственности в Республике Коми.

Ежегодно порядка 700 специалистов обучаются по различным программам подготовки, переподготовки и повышения квалификации на условиях софинансирования, для чего в республиканском бюджете Республики Коми предусматриваются соответствующие средства.

Особое внимание уделяется сельским районам республики, поэтому большая часть программ имеет выездной характер, предусматривает разработку бизнес-плана или проекта по развитию действующих производств или открытию собственного дела.

Республика Коми прочно удерживает статус региона, успешно реализующего Президентскую программу подготовки управленческих кадров (Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 года N 774 "О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации"). Всего с 1998 года прошли подготовку более 800 руководителей и специалистов, более трети из них побывали на зарубежных и российских стажировках. Слушателями программы реализовано более 500 проектов, что позволило развить действующие производства и открыть новые направления деятельности на предприятиях и в республике. Выпускниками создано более 200 новых компаний, расширены деловые контакты между предприятиями республики и других регионов, а также с зарубежными партнерами. Многие выпускники работают в органах государственного и муниципального управления республики и находятся в резерве управленческих кадров.

В целях кадровой поддержки приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Коми организуется обучение руководителей и специалистов по таким программам, как "Инвестиции в развитие инновационного потенциала региона: управление проектами и оценка их эффективности", "Менеджмент туризма", "Организация собственного дела".

Отмечаются позитивные изменения в образовательном уровне руководителей и специалистов: на 11,5 процента увеличилась доля руководителей организаций с высшим профессиональным образованием (65,8 процента от общего числа руководителей); рабочих с базовым профессиональным образованием стало больше на 2,7 процента (54,8 процента от общего числа рабочих);

3) увеличение числа организаций, реализующих системную работу по управлению персоналом.

С 2006 года Министерством экономического развития Республики Коми совместно с Кадровым клубом Республики Коми, Союзом промышленников, предпринимателей и работодателей Республики Коми, Торгово-промышленной палатой Республики Коми проводится конкурс среди предприятий республики на тему "Лучшая организация работы с персоналом". Конкурс включает целый комплекс мероприятий: тематические обучающие семинары, мастер-классы, круглые столы, научно-исследовательскую работу.

В 2009 - 2010 годах прошел первый республиканский конкурс профессионального мастерства среди специалистов кадровых служб организаций "Лучший специалист в области кадрового менеджмента". Участниками стали 78 специалистов из городов и районов республики.

В целях повышения профессионального уровня специалистов кадровых служб хозяйствующих субъектов организуются семинары-совещания по актуальным проблемам сохранения и развития кадрового потенциала организаций, реализуются обучающие программы.

За время действия в Республике Коми целевой республиканской программы по развитию системы профессионального образования выпущено 15 сборников по вопросам развития кадрового потенциала региона, в которых описан, в частности, лучший опыт организаций в области кадрового менеджмента;

4) формирование новой системы взаимоотношений между органами власти, образовательными учреждениями и сферой бизнеса - конкретных механизмов социального партнерства в сфере профессионального образования.

Действует Межведомственная комиссия по вопросам кадровой политики, трудовых отношений, охраны труда и занятости населения при Экономическом совете Республики Коми. Аналогичные комиссии созданы в шести муниципальных образованиях республики.

На 15 процентов увеличилось количество договоров на подготовку кадров, заключенных между предприятиями и образовательными учреждениями.

На некоторых предприятиях разработаны и реализованы корпоративные программы обучения кадров, ориентированные на стратегическое развитие предприятий.

На муниципальном уровне реализуется проект "Создание сети информационно-консалтинговой поддержки и развития предпринимательства на уровне поселений муниципального образования", в рамках которого осуществляется подбор и обучение бизнес-консультантов из числа местного населения, а также формируется алгоритм их сопровождения на уровне администрации муниципального образования.

В 2010 году запущен проект "Летопись рабочей славы Республики Коми", направленный на пропаганду рабочих профессий, повышение престижа начального профессионального образования, формирование среди молодежи и населения позитивного образа выпускника учреждения начального профессионального образования.

Таким образом, в Республике Коми сложилась система работы по регулированию кадровых процессов, основными направлениями которой являются:

1) разработка и реализация нормативных правовых актов, обеспечивающих формирование комплексной системы подготовки кадров и проведение соответствующей кадровой политики;

2) формирование прогноза потребности в рабочих кадрах на пятилетний период, что позволяет системно проводить работу по оптимизации сети учреждений профессионального образования в соответствии с перспективами социально-экономического развития региона;

3) государственная поддержка повышения профессионального уровня руководителей и специалистов отраслей экономики;