РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 1 февраля 2011 года N 18-р
[О КОНЦЕПЦИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ]
____________________________________________________________________
Утратил силу с 18 июня 2018 года на основании распоряжения Правительства РК от 18.06.2018 N 287-р.
____________________________________________________________________
(в редакции распоряжения Правительства Республики Коми от 19.10.2011 N 420-р, Постановлений Правительства Республики Коми от 01.12.2011 N 537, от 29.07.2015 N 340)
В целях реализации на территории Республики Коми единой кадровой политики в соответствии со Стратегией экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года:
1. Одобрить Концепцию кадровой политики Республики Коми (далее - Концепция) согласно приложению.
2. Предложить министерствам и иным органам исполнительной власти Республики Коми, государственным органам Республики Коми, образованным Главой Республики Коми или Правительством Республики Коми, органам местного самоуправления в Республике Коми, организациям всех форм собственности в Республике Коми при планировании и проведении мероприятий в области кадрового обеспечения руководствоваться Концепцией.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми в сфере формирования и совершенствования механизма государственного регулирования экономики Республики Коми.
(п. 3 в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 29.07.2015 N 340)
Глава Республики Коми
В.ГАЙЗЕР
КОНЦЕПЦИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
1.1. Анализ ситуации по формированию и использованию человеческих ресурсов в Республике Коми показывает, что обеспечение рабочими и управленческими кадрами реального сектора экономики и бюджетной сферы серьезно влияет на социально-экономическое развитие Республики Коми.
Негативные демографические процессы и отток населения из региона приводят к уменьшению численности трудовых ресурсов, увеличению их среднего возраста, сокращению численности работников в производственной сфере и увеличению ее в непроизводственной, что создает дополнительные риски для экономики в целом. Очевидно, что высокий уровень развития человеческого капитала и эффективные механизмы его использования - важнейшие предпосылки эффективного развития общества. "Необходимо обеспечить рынок высококвалифицированными кадрами, теми кадрами, которые по-настоящему интересны рынку, которые реально востребованы работодателями и которые, конечно, подготовлены для участия в модернизации нашей экономики...", - отметил Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев на совместном заседании Государственного Совета Российской Федерации и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, которое состоялось 31 августа 2010 года.
Вместе с тем на сегодняшний день в России отсутствует государственная кадровая политика как целостная система в сфере государственного управления воспроизводством и рациональным использованием кадрового потенциала общества.
Кадровая политика и кадровая работа в советский период носила чисто прикладной характер и касалась в основном решения конкретных вопросов подбора, расстановки и воспитания кадров аппарата партийных и советских органов, различных отраслей народного хозяйства. Попытки изменить такую ситуацию предпринимались в конце 80-х годов, но не получили необходимого развития. В России проблемами кадровой политики начали серьезно заниматься лишь в 1993 году, когда вышел ряд указов Президента Российской Федерации, был создан Совет по кадровой политике при Президенте Российской Федерации, советы по кадровой политике в субъектах Российской Федерации, были начаты теоретические проработки проблем кадровой политики.
При продолжающихся процессах государственного устройства и реформирования российского общества концепция кадровой политики Российской Федерации как стратегический документ в настоящее время отсутствует, хотя некоторые вопросы кадровой политики находят отражение в федеральных законах, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и др.
В таких условиях непосредственными стратегами и организаторами работы по регулированию кадровых процессов в социальной и экономической сферах жизни выступают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Параллельно идет процесс практического решения ряда неотложных кадровых проблем, в ходе которого формируются отдельные компоненты государственной кадровой политики, делаются разработки теоретических основ кадровой политики. Указанные направления зачастую развиваются самостоятельно, не всегда взаимно обогащая, а нередко даже отрицая друг друга.
В Республике Коми с конца 90-х годов идет процесс формирования отдельных компонентов кадровой политики, отвечающей потребностям рынка труда.
На сегодняшний день в государственном управлении Республики Коми сложилась определенная система работы по регулированию кадровыми процессами в социальной и экономической сферах жизни, что позволило добиться позитивных изменений по ряду направлений.
Для дальнейшей реализации планов экономического и социального развития, обозначенных Стратегией экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, необходим концептуальный документ, который бы определял правовое и идеологическое пространство, в рамках которого могут формироваться программные документы не только по вопросам развития человеческих ресурсов.
Концепция кадровой политики Республики Коми (далее - Концепция) разработана с целью повышения эффективности государственного управления развитием человеческих ресурсов в Республике Коми, удовлетворения потребности секторов экономики и социальной сферы в профессионально подготовленных кадрах.
Концепция отражает основополагающие подходы министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми, образованных Главой Республики Коми или Правительством Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми, организаций всех форм собственности в Республике Коми к развитию человеческих ресурсов в Республике Коми. Концепция включает определяющие принципы, приоритеты и основные механизмы по формированию, воспроизводству и развитию человеческих ресурсов, соответствующие Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 года N 45.
1.2. Основные термины и понятия Концепции:
1) кадровая политика - деятельность министерств и иных органов исполнительной власти Республики Коми, государственных органов Республики Коми, образованных Главой Республики Коми или Правительством Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми, организаций всех форм собственности в Республике Коми по созданию целостной системы формирования и эффективного использования трудовых ресурсов, развития кадрового потенциала государственных органов и органов местного самоуправления, различных секторов экономики и социальной сферы, ориентированного на эффективное решение актуальных экономических, социальных и политических задач;
2) объекты кадровой политики - процессы формирования, использования и развития кадрового потенциала организаций всех форм собственности в Республике Коми;
3) субъекты государственной кадровой политики - организации всех форм собственности, являющиеся носителями определенной законодательством компетенции в системе управления;
4) механизм обеспечения кадровой политики - комплекс мер по осуществлению цели и задач кадровой политики;
5) кадровый потенциал - способность кадров решать стоящие перед ними текущие и перспективные задачи. Он определяется численностью кадров, их образовательным уровнем, личностными качествами, профессионально-квалификационной, половозрастной структурой, характеристиками трудовой и творческой активности;
6) кадры - постоянный состав работников, состоящих в трудовых отношениях с организациями всех форм собственности;
7) трудовые ресурсы - трудоспособное население, занятое независимо от возраста в экономике, а также лица трудоспособного возраста, потенциально способные к участию в труде, но занятые в домашнем и личном хозяйстве, на учебе с отрывом от производства, на военной службе;
8) человеческие ресурсы - количество людей, составляющих трудовые ресурсы, и потенциал, которым обладают эти люди (компетенция, опыт, интеллект, способность к постоянному совершенствованию и развитию).
2.1. Стратегией экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 года N 45, развитие системы кадрового обеспечения экономики отнесено к приоритетам экономического и социального развития Республики Коми.
В Республике Коми разработаны и приняты нормативные правовые акты, имеющие отношение к вопросам кадровой политики. Основным из них является постановление Правительства Республики Коми от 10 сентября 2010 года N 299 "О долгосрочной республиканской целевой программе "Развитие системы кадрового обеспечения экономики Республики Коми (2011 - 2013 годы)". Кроме того, в Республике Коми с 2004 года реализовывалась целевая республиканская программа по развитию системы профессионального образования.
2.2. Реализация в Республике Коми мероприятий в сфере кадровой политики позволила добиться существенных позитивных изменений по следующим направлениям:
1) формирование системы работы по регулированию объемов и направлений подготовки кадров в учреждениях профессионального образования и механизма государственного заказа на подготовку кадров.
Был отработан механизм формирования прогнозной потребности экономики в квалифицированных рабочих кадрах на среднесрочную перспективу. На основе сформированного прогноза проведена обоснованная реструктуризация сети образовательных учреждений профессионального образования, находящихся в государственной собственности Республики Коми, оптимизирована структура подготовки кадров в разрезе профессий и специальностей в соответствии с реальными потребностями республиканского и муниципальных рынков труда в Республике Коми.
Так, в 2009 - 2010 годах в результате реструктуризации 21-го образовательного учреждения, находящегося в государственной собственности Республики Коми, было образовано 10 новых учреждений профессионального образования, шесть из них являются многоуровневыми образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку по программам начального профессионального и среднего профессионального образования. Это позволило ликвидировать избыточную сеть образовательных учреждений, дублирующих профили и направления подготовки, повысить качество обучения специалистов. Введены четыре новые образовательные программы (профессии) в системе начального профессионального образования и две новые специальности в системе среднего профессионального образования. Прекращен прием по невостребованным профессиям: "Бухгалтер", "Оператор ЭВМ", "Коммерсант в торговле", сокращены цифры приема по профилям "Экономика и управление" и "Гуманитарные науки".
Ежегодно приказом Министерства образования Республики Коми утверждаются контрольные цифры приема в государственные образовательные учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования на подготовку кадров за счет средств республиканского бюджета Республики Коми;
2) формирование системы мероприятий, содействующих повышению профессионального уровня руководителей и специалистов организаций различных форм собственности в Республике Коми.
Ежегодно порядка 700 специалистов обучаются по различным программам подготовки, переподготовки и повышения квалификации на условиях софинансирования, для чего в республиканском бюджете Республики Коми предусматриваются соответствующие средства.
Особое внимание уделяется сельским районам республики, поэтому большая часть программ имеет выездной характер, предусматривает разработку бизнес-плана или проекта по развитию действующих производств или открытию собственного дела.
Республика Коми прочно удерживает статус региона, успешно реализующего Президентскую программу подготовки управленческих кадров (Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 года N 774 "О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации"). Всего с 1998 года прошли подготовку более 800 руководителей и специалистов, более трети из них побывали на зарубежных и российских стажировках. Слушателями программы реализовано более 500 проектов, что позволило развить действующие производства и открыть новые направления деятельности на предприятиях и в республике. Выпускниками создано более 200 новых компаний, расширены деловые контакты между предприятиями республики и других регионов, а также с зарубежными партнерами. Многие выпускники работают в органах государственного и муниципального управления республики и находятся в резерве управленческих кадров.
В целях кадровой поддержки приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Коми организуется обучение руководителей и специалистов по таким программам, как "Инвестиции в развитие инновационного потенциала региона: управление проектами и оценка их эффективности", "Менеджмент туризма", "Организация собственного дела".
Отмечаются позитивные изменения в образовательном уровне руководителей и специалистов: на 11,5 процента увеличилась доля руководителей организаций с высшим профессиональным образованием (65,8 процента от общего числа руководителей); рабочих с базовым профессиональным образованием стало больше на 2,7 процента (54,8 процента от общего числа рабочих);
3) увеличение числа организаций, реализующих системную работу по управлению персоналом.
С 2006 года Министерством экономического развития Республики Коми совместно с Кадровым клубом Республики Коми, Союзом промышленников, предпринимателей и работодателей Республики Коми, Торгово-промышленной палатой Республики Коми проводится конкурс среди предприятий республики на тему "Лучшая организация работы с персоналом". Конкурс включает целый комплекс мероприятий: тематические обучающие семинары, мастер-классы, круглые столы, научно-исследовательскую работу.
В 2009 - 2010 годах прошел первый республиканский конкурс профессионального мастерства среди специалистов кадровых служб организаций "Лучший специалист в области кадрового менеджмента". Участниками стали 78 специалистов из городов и районов республики.
В целях повышения профессионального уровня специалистов кадровых служб хозяйствующих субъектов организуются семинары-совещания по актуальным проблемам сохранения и развития кадрового потенциала организаций, реализуются обучающие программы.
За время действия в Республике Коми целевой республиканской программы по развитию системы профессионального образования выпущено 15 сборников по вопросам развития кадрового потенциала региона, в которых описан, в частности, лучший опыт организаций в области кадрового менеджмента;
4) формирование новой системы взаимоотношений между органами власти, образовательными учреждениями и сферой бизнеса - конкретных механизмов социального партнерства в сфере профессионального образования.
Действует Межведомственная комиссия по вопросам кадровой политики, трудовых отношений, охраны труда и занятости населения при Экономическом совете Республики Коми. Аналогичные комиссии созданы в шести муниципальных образованиях республики.
На 15 процентов увеличилось количество договоров на подготовку кадров, заключенных между предприятиями и образовательными учреждениями.
На некоторых предприятиях разработаны и реализованы корпоративные программы обучения кадров, ориентированные на стратегическое развитие предприятий.
На муниципальном уровне реализуется проект "Создание сети информационно-консалтинговой поддержки и развития предпринимательства на уровне поселений муниципального образования", в рамках которого осуществляется подбор и обучение бизнес-консультантов из числа местного населения, а также формируется алгоритм их сопровождения на уровне администрации муниципального образования.
В 2010 году запущен проект "Летопись рабочей славы Республики Коми", направленный на пропаганду рабочих профессий, повышение престижа начального профессионального образования, формирование среди молодежи и населения позитивного образа выпускника учреждения начального профессионального образования.
Таким образом, в Республике Коми сложилась система работы по регулированию кадровых процессов, основными направлениями которой являются:
1) разработка и реализация нормативных правовых актов, обеспечивающих формирование комплексной системы подготовки кадров и проведение соответствующей кадровой политики;
2) формирование прогноза потребности в рабочих кадрах на пятилетний период, что позволяет системно проводить работу по оптимизации сети учреждений профессионального образования в соответствии с перспективами социально-экономического развития региона;
3) государственная поддержка повышения профессионального уровня руководителей и специалистов отраслей экономики;
4) содействие предприятиям республики в работе по сохранению и развитию персонала.
2.3. Поскольку кадровые проблемы носят системный характер, ситуация по формированию и использованию кадрового потенциала Республики Коми по-прежнему остается напряженной. Она характеризуется теми же проблемами, что и в целом по России:
1) негативные демографические процессы;
2) несбалансированность реальных потребностей экономики в кадрах и подготовки специалистов в системе профессионального образования;
3) недостаточная заинтересованность работодателей в работе по подготовке и развитию персонала и неудовлетворительные качественные характеристики лиц, занятых в экономике и социальной сфере;
4) проблемы законодательного характера на федеральном уровне.
Начиная с 2003 года убыль населения в Республике Коми составляет порядка 10 тысяч человек в год. По прогнозам, до 2026 года такая тенденция сохранится, и численность населения составит 763 тысячи человек. При этом на 29 процентов (на 189 тысяч человек) уменьшится численность населения трудоспособного возраста. Продолжится процесс "старения" рабочей силы: численность населения старше трудоспособного возраста увеличится на 50 процентов, а численность населения моложе трудоспособного возраста уменьшится на 20 процентов.