ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2015 года N 357
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ МОБИЛЬНОСТИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ НА 2015 - 2017 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Забайкальского края от 13.11.2015 N 553.
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, в целях повышения мобильности трудовых ресурсов Правительство Забайкальского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу повышения мобильности трудовых ресурсов в Забайкальском крае на 2015 - 2017 годы (далее - Программа).
2. Министерству финансов Забайкальского края подготовить предложения о внесении в установленном порядке соответствующих изменений в Закон Забайкальского края "О бюджете Забайкальского края на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" в части финансирования Программы.
Губернатор Забайкальского края
К.К.ИЛЬКОВСКИЙ
ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ МОБИЛЬНОСТИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ НА 2015 - 2017 ГОДЫ
Наименование Программы | Программа повышения мобильности трудовых ресурсов в Забайкальском крае на 2015 - 2017 годы (далее - Программа). |
Ответственный исполнитель Программы | Министерство экономического развития Забайкальского края; Государственная служба занятости населения Забайкальского края. |
Участники Программы | Работодатели, участвующие в реализации инвестиционных проектов на территории края: ООО "Байкалруд"; ООО "Новый материк"; ООО "РСК "Восток"; ООО "ЦПК Полярная". |
Цели Программы | Повышение качества кадрового потенциала для реализации инвестиционных проектов, обеспечивающих достижение приоритетов и целей социально-экономического развития Забайкальского края. |
Задачи Программы | 1. Содействие работодателям в привлечении квалифицированных кадров, в том числе высококвалифицированных специалистов, из других субъектов Российской Федерации. 2. Повышение обеспеченности края квалифицированными трудовыми ресурсами. 3. Создание правовых, организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих привлечению работников для трудоустройства из других субъектов Российской Федерации, не включенных в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным. 4. Поэтапное снижение квоты на привлечение иностранной рабочей силы на региональном рынке труда. |
Целевые показатели (индикаторы) Программы с указанием плановых значений по годам ее реализации | 1. Создание новых рабочих мест, в том числе высокопроизводительных, всего: 2015 год - 98 единиц; 2016 год - 421 единица; 2017 год - 770 единиц. 2. Численность работников, привлеченных для трудоустройства из других субъектов Российской Федерации, не включенных в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, в том числе по годам: 2015 год - 80 человек; 2016 год - 232 человека; 2017 год - 238 человек. 3. Доля работников, продолжающих осуществлять трудовую деятельность, на конец отчетного периода в общей численности работников, привлеченных работодателями для реализации инвестиционных проектов, включенных в региональную программу, из других субъектов Российской Федерации, в том числе по годам: 2015 год - 100%; 2016 год - 100%; 2017 год - 100%. 4. Доля высококвалифицированных специалистов в общей численности работников, привлеченных работодателями для реализации инвестиционных проектов, в том числе по годам: 2015 год - 80%; 2016 год - 60%; 2017 год - 50%. |
Срок реализации Программы | 2015 - 2017 годы. |
Этапы реализации Программы | Программа реализуется в один этап. |
Объемы и источники финансирования Программы | Программа финансируется за счет средств федерального бюджета в виде субсидий бюджету Забайкальского края на софинансирование Программы в рамках подпрограммы "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", средств бюджета Забайкальского края, внебюджетных средств (средств работодателя). Прогнозный объем финансирования на период реализации Программы составляет 156373,3 тыс. рублей, в том числе по годам: 2015 год - 22745,2 тыс. рублей; 2016 год - 65961,1 тыс. рублей; 2017 год - 67667,0 тыс. рублей; из них: средства краевого бюджета - 32623,3 тыс. рублей, в том числе по годам: 2015 год - 4745,2 тыс. рублей; 2016 год - 13761,1 тыс. рублей; 2017 год - 14117,0 тыс. рублей; средства федерального бюджета - 91126,7 тыс. рублей, в том числе по годам: 2015 год - 13254,8 тыс. рублей; 2016 год - 38438,9 тыс. рублей; 2017 год - 39433,0 тыс. рублей; внебюджетных средств (средств работодателей) - 32623,3 тыс. рублей, в том числе по годам: 2015 год - 4745,2 тыс. рублей; 2016 год - 13761,1 тыс. рублей; 2017 год - 14117,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Реализация Программы позволит обеспечить: 1. Привлечение квалифицированных трудовых ресурсов на территорию Забайкальского края из других субъектов Российской Федерации для реализации инвестиционных проектов, в том числе по годам: 2015 год - 80 человек; 2016 год - 232 человека; 2017 год - 238 человек. 2. Создание новых рабочих мест, в том числе высокопроизводительных: 2015 год - 98 единиц; 2016 год - 421 единица; 2017 год - 770 единиц. 3. Трудоустройство на вновь созданные рабочие места граждан. |
В Забайкальском крае социально-экономическая ситуация характеризуется сохранением позитивных тенденций в социальной сфере и отраслях реального сектора экономики. Результаты социально-экономического развития Забайкальского края за 2014 год отражают положительную динамику по видам деятельности: добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, объем инвестиций в основной капитал, оборот общественного питания, объем платных услуг населению, связь. Темп роста в промышленности обеспечен горнодобывающим комплексом.
В составе рынка труда Забайкальского края сформированы и функционируют все необходимые структурные единицы и категории участников. Вместе с тем присутствует ряд проблем, требующих системного решения. В частности, не совпадают сегменты спроса и предложения по трудовым ресурсам. Структура по специальностям и категориям выпускников профессиональных учебных заведений края в значительной степени (до 10%) не соответствует ожиданиям организаций-работодателей. При наличии высокой фактической безработицы среди жителей края (10,0% по методологии МОТ в среднем за 2014 год) количество иностранной рабочей силы и трудовых ресурсов из других регионов, привлеченных организациями вахтовым методом, составляет до 2,9% от всей численности занятых, при этом в горнорудной промышленности и строительном комплексе - около 18,6% от числа привлеченной иностранной рабочей силы и трудовых ресурсов из других регионов. Качество предложений по трудоустройству, предлагаемых работодателями и аккумулируемых в центрах занятости населения, зачастую не соответствует ожиданиям участников рынка труда.
Критически стареют кадры основных работников организаций экономики, социальной и других сфер, особенно: в сельском хозяйстве, общем образовании, машиностроении. В условиях сокращения численности высокотехнологичных производств и недостатка качественных высокооплачиваемых рабочих мест, а также низкой конкурентоспособности социокультурных, бытовых и других условий жизни в регионе происходит интенсивный отток из края высококвалифицированных и наиболее конкурентоспособных инженерных и других технических кадров и перспективной молодежи.
В настоящее время Забайкальский край относится к числу субъектов Российской Федерации, в которых население сокращается за счет превышения миграционной убыли над естественным приростом.
По данным Забайкалкрайстата, за 2014 год миграционная убыль составила 6742 человека (за 2013 год - 8554 человека).
За 2014 год из края в другие страны выехало 283 человека, прибыло - 1209 человек. Возрастной состав мигрантов, как выбывших, так и прибывших, находится практически на одном уровне.
В 2014 году в общем числе выбывших из края мигранты в трудоспособном возрасте составили 74,5%, в возрасте от 20 до 39 лет - 47,7%.
В 2014 году из всех выехавших в другие регионы мигрантов старше 14 лет 53,7% имели высшее и среднее профессиональное образование, в том числе с высшим и неполным высшим образованием - 8954 человека, со средним профессиональным - 7627 человек.
Сложившаяся ситуация влечет за собой сокращение трудового потенциала, т.е. контингентов в границах трудоспособного возраста. При этом не только численность потенциальных работников становится меньше, но и их возрастной состав - старше.
Учитывая, что имеющиеся трудовые ресурсы края не позволяют в полной мере обеспечить потребности в квалифицированных рабочих кадрах, на протяжении нескольких лет работодателями привлекается иностранная рабочая сила.
С 2008 года ведется работа по замещению иностранных работников российскими трудовыми ресурсами. Если на 2012 год квота на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности составила 16875 разрешений, что на 33,4% ниже по сравнению с 2008 годом, то на 2013 год квота на привлечение иностранных работников сформирована в количестве 12818 разрешений, что на 24% ниже квоты 2012 года. В 2014 году квота составила 11742 разрешения, что на 8,4% ниже квоты 2013 года.
Сокращение квоты на привлечение иностранной рабочей силы направлено, прежде всего, на предотвращение социальной напряженности в обществе, которая возникает как реакция на конкуренцию на рынке труда в условиях сокращения рабочих мест и имеющейся безработицы (уровень регистрируемой безработицы на 15 июля 2015 года - 2,3%).
При ежегодном снижении численности привлекаемых иностранных работников обеспечить кадровую потребность работодателей в специалистах Правительство Забайкальского края предлагает путем заключения с государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования договора о целевой контрактной подготовке студентов очной формы обучения в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
Нехватка трудовых ресурсов будет ощущаться и на вновь открываемых предприятиях, создаваемых в результате реализации инвестиционных проектов.
Существующий и грядущий дефицит рабочей силы, прежде всего квалифицированных трудовых ресурсов, является сдерживающим фактором для развития экономического потенциала Забайкальского края.
В соответствии с Планом мероприятий по замещению иностранных граждан, привлекаемых в целях осуществления трудовой деятельности, российскими гражданами, в том числе из числа работников, находящихся под риском увольнения, ежегодное снижение квоты на привлечение иностранных работников на период 2015 - 2017 гг. составляет 10%.
Проводится информирование работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу, о возможности подготовки и переобучения безработных граждан по профессиям, заявленным в квоте, для дальнейшего замещения иностранных работников.
В результате сотрудничества с работодателями, использующими труд иностранных работников, с начала 2015 года трудоустроено 215 безработных граждан, из них 14 человек - на рабочие места, заявленные для привлечения иностранных работников, и 201 человек - дополнительно к иностранным работникам.
За январь - июнь 2015 года направлено на профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования 108 безработных граждан по профессиям, востребованным на рынке труда края: водитель автомобиля категории "C", машинист бульдозера, машинист экскаватора, монтер пути, машинист (кочегар) котельной, повар, тракторист, каменщик, слесарь по ремонту автомобиля, электрогазосварщик, стропальщик и др. В целях замещения рабочих мест, на которые предполагается привлечение иностранных работников, профессиональное обучение завершили 30 российских граждан.
Реализация приоритета по развитию рынка труда и занятости населения предполагает:
создание в экономике и других сферах достаточного количества высокооплачиваемых и качественных рабочих мест;
формирование необходимых условий и достижение устойчивой тенденции закрепления молодых специалистов и рабочих в производственной и других сферах;
поддержку и содействие профессиональной и территориальной мобильности населения на основе профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для обеспечения трудовыми ресурсами инвестиционных проектов, проектов модернизации и реструктуризации производств;
оказание поддержки организациям, осуществляющим ввод новых качественных и высокотехнологичных рабочих мест, в том числе в рамках инвестиционных проектов и модернизации производств;
развитие малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах инноваций, качественных услуг, производства, в социальной сфере, в целях обеспечения занятости населения, в том числе безработных граждан;
содействие самозанятости безработных граждан путем предоставления единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также субсидирования создания ими рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;
обеспечение профессиональной ориентации среди учащихся общеобразовательных организаций с целью популяризации рабочих профессий;
развитие системы среднего и начального профессионального образования, соответствующего региональному трудовому спросу, в том числе с участием крупных производственных предприятий и отраслевых союзов;
развитие системы трудоустройства молодых специалистов;
создание гибкой, конкурентоспособной системы профессионального переобучения на уровнях высшего, среднего и начального профессионального обучения;
расширение спектра и повышение качества предоставления услуг в области содействия занятости населения на основе взаимодействия органов власти края, местного самоуправления, работодателей, студенческих и коммерческих кадровых агентств;
использование новых информационных технологий и обеспечение доступности информационных ресурсов в сфере занятости населения и трудовых отношений;
повышение социального статуса и общественного престижа наиболее востребованных категорий специалистов и работников массовых профессий.
В сфере жилищной политики приоритетом определено обеспечение населения Забайкальского края доступным и комфортным жильем.
В настоящее время в крае действуют государственные программы Забайкальского края, которые предусматривают социальные выплаты на приобретение и строительство жилья:
1) "Государственное регулирование территориального развития Забайкальского края", в рамках которой реализуются:
подпрограмма "Создание условий для развития жилищного строительства", предусматривающая создание условий для развития жилищного строительства, в том числе малоэтажного, расширение деревянной одноэтажной застройки;
подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", участником которой может быть молодая семья, имеющая одного и более детей, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей;
2) "Устойчивое развитие сельских территорий (2014 - 2020 годы)".
Программа предусматривает улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Согласно Закону Забайкальского края "О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края" определены нормы предоставления земельных участков для ведения крестьянского (фермерского хозяйства), для садоводства, для огородничества, для животноводства, для дачного строительства. Определены категории граждан, которым предоставляются бесплатно в собственность земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также предельные размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет.
Территориальная система медицинского обеспечения населения края представлена многоуровневым комплексом государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений. На территории края функционируют 51 больничное и 20 амбулаторно-поликлинических учреждений государственной и муниципальной форм собственности, имеющих статус юридического лица. В их числе - 8 специализированных диспансеров.
В рамках программы модернизации здравоохранения проводится реформирование инфраструктуры и сети учреждений здравоохранения и приведение их в соответствие с потребностью и численным составом населения и с учетом структуры заболеваемости и смертности.
Жители Забайкальского края имеют возможность получения диагностических обследований практически по всем заболеваниям без выезда за пределы края.
Приоритетом развития культуры определено создание условий, гарантирующих равные возможности населения на доступ к ценностям культуры, информационным ресурсам, обеспечивающих гармоничное развитие личности, нравственности, социальную мобильность членов гражданского общества, развитие человеческого потенциала.
Отмечаются позитивные изменения в развитии культуры Забайкальского края:
увеличение количества проводимых культурно-досуговых и событийных мероприятий;
увеличение охвата населения культурными и информационными услугами;
повышение удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры;
увеличение количества выездов профессиональных театров края в рамках сводных гастрольных туров в муниципальные образования;
увеличение числа новых ежегодных фестивалей, праздников в рамках развития культурных брендов края и муниципальных образований до 5 мероприятий.
Динамично повышаются основные показатели развития физической культуры и спорта, приоритетными направлениями являются создание условий, обеспечивающих возможность для населения края вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к современной инфраструктуре, и повышение конкурентоспособности забайкальского спорта высших достижений.
Отмечается позитивная динамика: увеличение общего количества физкультурно-спортивных сооружений на 281 единицу, введены в эксплуатацию крупные спортивные объекты (стадион "Юность" с искусственным покрытием поля, спортивный зал ГОУДОД СДЮСШОР Забайкальского края по боксу, спортивно-культурный комплекс "Мегаполис-Спорт", медицинский центр для реабилитации спортсменов и т.д.). Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, увеличилась с 18,3% в 2008 году до 19,9% в 2012 году.