ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 июля 2015 года N 173-рп
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 19.04.2013 N 90-РП "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2018 ГОДЫ)"
В целях уточнения мероприятий и корректировки контрольных показателей плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Ивановской области (2013 - 2018 годы)":
Внести в распоряжение Правительства Ивановской области от 19.04.2013 N 90-рп "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Ивановской области (2013 - 2018 годы)" изменение, изложив приложение к распоряжению в новой редакции (прилагается).
Губернатор Ивановской области
П.А.КОНЬКОВ
Приложение
к распоряжению
Правительства
Ивановской области
от 30.07.2015 N 173-рп
Приложение
к распоряжению
Правительства
Ивановской области
от 19.04.2013 N 90-рп
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2018 ГОДЫ)"
I. Общее описание "дорожной карты"
1. Реализация "дорожной карты" "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения в Ивановской области (2013 - 2018 годы)" направлена на обеспечение максимальной доступности и повышение качества услуг в сфере социального обслуживания посредством повышения эффективности предоставления их населению, в том числе в связи с переходом на "эффективный контракт", внедрением независимой оценки качества оказания социальных услуг организациями социального обслуживания.
В общей структуре населения Ивановской области четвертую часть составляют граждане старше трудоспособного возраста.
За последние 5 лет доля населения в возрасте старше трудоспособного увеличилась до 27,8%. В общей численности населения региона женское население преобладает над мужским, что составляет соответственно 55,1% и 44,9%, а в возрастной группе 65 лет и старше число женщин в 2,6 раза превышает число мужчин.
В Ивановской области 331 тысяча получателей пенсий и пособий. 246 тысяч человек из числа пенсионеров являются получателями льгот по различным основаниям.
Продолжают трудиться более 110 тысяч граждан, достигших пенсионного возраста. Доля работающих пенсионеров в общей численности занятого населения составляет 19,1%, в общей численности граждан пенсионного возраста - 33,2%.
Действующая в Ивановской области система социального обслуживания населения, сочетающая различные формы, виды и типы организаций, включает 37 организаций, которые предоставляют социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам.
Стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется на базе 9 организаций (на 3890 мест), в которых проживающим предоставляются социальные услуги, а также обеспечивается организация посильной трудовой деятельности, досуга и отдыха получателей социальных услуг. В течение 2014 года в областных стационарных организациях социального обслуживания обслужен 4541 человек, в том числе 124 ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В структуру областных государственных стационарных организаций социального обслуживания входят 50 отделений милосердия для граждан, полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе.
На базе психоневрологических интернатов созданы отделения реабилитации инвалидов молодого возраста, в которых проживает 454 человека. В отделениях проводится работа по созданию условий для их адаптации, социализации и интеграции в общество.
В центрах, комплексных центрах социального обслуживания населения ежедневно получают социальные услуги около 9,5 тыс. человек.
В течение 2014 года в центрах и комплексных центрах социального обслуживания более 14 тыс. человек получили различные социальные услуги: в 21 отделении временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов на обслуживании находились 1098 человек, в специальном доме для одиноких престарелых проживали 19 человек, в 118 отделениях социального обслуживания на дому получили услуги 11348 человек, в отделениях, предоставляющих социальные услуги лицам без определенного места жительства и занятий, обслужено 1638 человек.
Всего в организациях социального обслуживания Ивановской области в 2014 году получили социальные услуги более 18,5 тыс. человек.
Доля граждан, получивших социальные услуги в 2014 году, в общем числе граждан, обратившихся за их получением, составила 99,0%, что выше планового значения данного показателя (98,6%).
В полном (100%) объеме в Ивановской области удовлетворена потребность:
граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в стационарном обслуживании в условиях домов-интернатов;
детей-инвалидов с глубокими нарушениями интеллекта, нуждающихся в стационарном обслуживании в домах-интернатах;
женщин, страдающих хроническими психическими заболеваниями, нуждающихся в стационарном обслуживании в условиях психоневрологических интернатов;
граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся во временном стационарном обслуживании в отделениях временного проживания областных государственных учреждений социального обслуживания.
Существенно сократилась очередь для мужчин, страдающих психическими заболеваниями и нуждающихся в предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, в сравнении с 2013 годом очередность сократилась на 45% (с 90 до 41 человека).
В 1,7 раза сокращена очередность в предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому: по состоянию на 31.12.2014 в очереди на получение социальных услуг в форме социального обслуживания на дому состоял 151 человек, на 31.12.2013 - 258 человек.
В соответствии с планом оптимизации сети учреждений социального обслуживания в 2014 году проведены мероприятия по закрытию 11 отделений временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов в центрах и комплексных центрах социального обслуживания населения, расположенных в деревянных зданиях, имеющих низкую степень пожарной и технической безопасности, значительно удаленных от ближайших пожарных частей.
Реорганизованы путем присоединения 8 организаций социального обслуживания.
Кроме того, в 2014 году в 12 учреждениях социального обслуживания специализированные отделения социально-медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому перепрофилированы в отделения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому.
Значение показателя региональной "дорожной карты" "норматив числа получателей услуг на 1 социального работника (по среднесписочной численности работников)" в 2014 году составило 8,6 человека, что выше планового (8,1 человека).
Рост данного показателя связан с проведением внутренней реструктуризации учреждений.
В соответствии с утвержденными показателями обеспечивается рост размера среднемесячной заработной платы социальных работников в Ивановской области. Так, в 2012 году размер среднемесячной заработной платы социальных работников в Ивановской области составил 5940 рублей или 34,9% к уровню средней заработной платы по Ивановской области; в 2013 году - 9227,7 рубля или 48,8% к уровню средней заработной платы по региону; в 2014 году - 12190 рублей или 59,3% к уровню средней заработной платы по региону. Прогноз на 2015 год составляет 59,3% к прогнозируемому уровню средней заработной платы по региону.
В целях реализации с 01.01.2015 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации" в 2014 году создана региональная нормативная база: принят Закон Ивановской области, указ Губернатора Ивановской области, 7 постановлений Правительства Ивановской области, 6 локальных нормативных правовых актов Департамента социальной защиты населения Ивановской области (далее - Департамент).
Нормативными правовыми документами утверждены перечень социальных услуг по видам социальных услуг и номенклатура организаций социального обслуживания в Ивановской области; установлена предельная величина среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утверждены стандарты предоставления социальных услуг, определены исполнительные органы государственной власти Ивановской области на осуществление полномочий в сфере социального обслуживания.
Сформированы и поддерживаются в актуальном состоянии реестр поставщиков социальных услуг и регистр получателей социальных услуг.
В целях внедрения новых механизмов нормативно-подушевого финансирования в организациях социального обслуживания населения Ивановской области, направленных на повышение эффективного использования бюджетных средств, в Ивановской области разработаны и утверждены нормативно-подушевые нормативы по формам обслуживания и перечню социальных услуг.
В Ивановской области развивается рынок социальных услуг с участием негосударственного сектора. В 2014 году в регионе открыты 3 негосударственные организации, оказывающие услуги гражданам пожилого возраста. Вместе с тем, указанные организации не состоят в реестре поставщиков социальных услуг.
В регионе имеется практика привлечения благотворителей к разработке и внедрению новых социальных технологий и опыт добровольческого движения.
В целях повышения качества предоставления услуг в сфере социального обслуживания ежеквартально проводятся мониторинги эффективности деятельности организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Ивановской области, и работы их руководителей. Составляются рейтинги организаций.
Осуществляется работа по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере социального обслуживания. В 2014 году функции по проведению независимой оценки качества работы организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Ивановской области, осуществлял общественный Совет. Проведена независимая оценка работы 15 организаций различных типов. Рейтинг работы организаций социального обслуживания размещен в сети Интернет (http://szn.ivanovoobl.ru/deyatelnost/nezavisimaya-otsenka/).
В соответствии с рекомендациями, утвержденными приказом Минтруда России от 26.04.2013 N 167н "Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта", завершена работа по проведению мероприятий по аттестации специалистов учреждений с последующим их переводом на "эффективный контракт".
В соответствии с приказом Департамента в 2014 году проведена аттестация руководителей подведомственных Департаменту учреждений, аттестовано 100% руководителей.
В целях распространения лучших практик по вопросам социального обслуживания из организаций социального обслуживания Ивановской области в течение 2014 года для опубликования в МОО "Ассоциация работников социальных служб" направлено 4 статьи, 3 из них опубликованы. Кроме того, в региональных средствах массовой информации размещено 20 информационных материалов о внедрении новых технологий и видов услуг учреждениями социального обслуживания Ивановской области.
"Дорожная карта" предусматривает следующие мероприятия:
сохранение в 2015 году достигнутого уровня заработной платы социальных работников;
реализацию законодательства в сфере социального обслуживания, вступившего в действие с 01.01.2015;
осуществление "эффективного контроля" за предоставлением социальных услуг, в том числе используя ресурс общественных советов;
укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания и сокращение очередности на предоставление социальных услуг путем реализации региональных социальных программ, перспективной схемы развития и размещения стационарных организаций социального обслуживания в Ивановской области, а также путем развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания с ориентированием на обслуживание на дому;
обеспечение 99,0% доступности социальных услуг для граждан пожилого возраста и инвалидов.
2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания.
2.1. В настоящее время не обеспечена:
потребность нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов в социальном обслуживании на дому: уровень удовлетворенности составляет 98,7%;
потребность в социальном обслуживании мужчин-инвалидов, страдающих хроническими психическими заболеваниями: уровень удовлетворенности составляет 98,5%.
2.2. Заработная плата социальных работников, несмотря на реализуемые меры по ее повышению, не соответствует сложившемуся уровню цен на товары и услуги в связи с экономической ситуацией в стране.
2.3. Материально-техническая база действующих организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Ивановской области (далее - организации социального обслуживания), включает более 320 зданий и сооружений социального и хозяйственного назначения, в том числе 46 зданий с круглосуточным пребыванием людей. Большинство зданий организаций социального обслуживания являются приспособленными или построенными по типовым проектам, разработанным в середине 50 - 60-х годов прошлого столетия в соответствии с действующими на момент проектирования и ввода в эксплуатацию строительными, санитарными нормами и правилами. В этой связи имеется проблема соответствия ряда зданий и помещений социального обслуживания действующим санитарным нормам и правилам.
Нуждается в реконструкции жилой корпус на 250 мест психоневрологического интерната в составе ОБСУСО "Шуйский комплексный центр социального обслуживания населения". Необходимо строительство пристройки столовой на 120 мест.
3. Целями "дорожной карты" являются:
доведение в 2017 году средней заработной платы социальных работников до 100 процентов от средней заработной платы в Ивановской области;
укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания;
развитие рынка социальных услуг для обеспечения гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, права выбора предоставления социальных услуг федеральными организациями социального обслуживания, организациями социального обслуживания, находящимися в ведении Ивановской области, негосударственными организациями социального обслуживания, социально ориентированными некоммерческими организациями, а также физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица, благотворителями и добровольцами, осуществляющими по собственной инициативе безвозмездную или на льготных условиях деятельность по социальному обслуживанию.
4. Ожидаемые результаты реализации "дорожной карты":
4.1. Доведение уровня оплаты труда социальных работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в 2017 году до 100 процентов от средней заработной платы по Ивановской области.
Динамика роста оплаты труда социальных работников определяется с учетом Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р.
4.2. Повышение профессионального уровня специалистов, работающих с сфере социального обслуживания, и социальных работников.
4.3. Повышение уровня и качества предоставления социальных услуг:
ликвидация мужской очередности в стационарные учреждения психоневрологического профиля, соблюдение требований норм и нормативов в сфере социального обслуживания граждан в Ивановской области, утвержденных приказом Департамента от 14.10.2014 N 420-о.д.н., обеспечение соблюдения природоохранного законодательства путем реализации схемы развития и размещения стационарных организаций социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Ивановской области до 2020 года, предусматривающей строительство и реконструкцию объектов социального обслуживания;
укрепление материально-технической базы организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Ивановской области, в рамках софинансирования региональной социальной программы, в том числе за счет субсидий Пенсионного фонда Российской Федерации бюджету Ивановской области;
привлечение негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев к предоставлению социальных услуг в сфере социального обслуживания;
развитие стационарозамещающих технологий социального обслуживания с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому, в том числе с использованием ресурса мобильных бригад;