Недействующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ СЕЛЕКТИВНОЙ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКЕ НА 1993 - 1995 ГОДЫ

I. Общие положения


План практических мероприятий на 1993 год по реализации концепции Программы экономического и социального развития Удмуртской Республики на 1993 - 1995 годы, принятый  постановлением Верховного Совета Удмуртской Республики от 12 марта 1993 года N 466-XII, предусматривает развернутую программу конкретных мер на республиканском уровне управления, практическая реализация которых в сочетании с усилением центральных систем исполнительной власти в рамках федеральной экономической политики позволит начать преодоление глубокого экономического кризиса в республике.

Опыт прошедшего года и первых девяти месяцев года нынешнего показал, что глобально огосударствленная хозяйственная система республики, как и России в целом, должна изменяться не только в режиме самоорганизации и саморегулирования, но и в условиях реального и целенаправленного управленческого воздействия на процессы преобразований при четко определенных приоритетах.

Важнейшим направлением государственного воздействия на экономику является активная структурная политика. Эта политика на региональном уровне не может не проводиться в русле общей стратегии экономических реформ, в сочетании и взаимной увязке с жесткой финансовой и кредитной политикой, приватизацией и другими направлениями экономических преобразований, осуществляемых федеральными органами. Ведь такие важнейшие рычаги воздействия на экономику как налоги, банковские проценты, ставки таможенных пошлин, большинство регулируемых цен и многие другие находятся вне компетенции республики. А ограниченность ресурсов, необходимость контроля над инфляцией обусловливают придание структурной политике строго селективного характера.

Цель республиканской селективной структурной политики - обеспечить повышение эффективности общественного производства в республике через целенаправленное изменение его структуры, технического уровня и номенклатуры продукции, стабилизацию и последующий рост на этой основе объемов производства путем реализации системы государственных управленческих решений и создания экономической заинтересованности предприятий и предпринимателей.

Однако, не упуская из вида стратегические цели этой политики, а также учитывая сложившиеся реалии, необходимо определить и успеть провести в жизнь первоочередные задачи уже в конце 1993 года, имея в виду достижение стабилизации производства на конкретных предприятиях на основе целенаправленного управленческого воздействия, подкрепленного жесткими мерами финансово - кредитного характера, при недопущении дальнейшего снижения уровня жизни населения.

Особенностью структурной политики, намечаемой к проведению в Удмуртии, является то обстоятельство, что ее основной производственный структурообразующий потенциал сосредоточен на ограниченном числе крупных оборонных предприятий, подпадающих в силу своей специфики под управленческие воздействия, проводимые в рамках федеральной структурной политики. Некоторые из таких мер уже предусмотрены постановлением Совета Министров Российской Федерации от 18 мая 1993 года N 469 "О стабилизации экономики Удмуртской Республики при конверсии предприятий оборонного комплекса".

Реалии сложившихся на сегодняшний день структуры и потенциала экономики Удмуртии таковы, что меры республиканской селективной структурной политики могут быть задействованы только в отношении средних и малых предприятий.

Свою основную задачу в этих условиях Совет Министров Удмуртской Республики видит в максимальном учете мероприятий, предусмотренных федеральной структурной политикой, и их возможных последствий в своих практических действиях и в проведении такой структурной политики, которая в наибольшей степени соответствовала бы выбранным приоритетам и отвечала интересам республики.

Таким образом, республиканская структурная политика на данном этапе должна обеспечивать, с одной стороны, поддержку целенаправленно выбранных групп предприятий и организаций с получением от них реальной продукции, в которой заинтересована республика, а с другой - учитывать все аспекты федеральной структурной политики.

Главным в этой работе является правильный выбор критериев республиканской селективной структурной политики и объектов ее приложения как в 1993 году, так и в последующем.

Учитывая долгосрочный характер работы, эти критерии и объемы финансовой поддержки должны, в первую очередь, определяться сложившимся положением дел в народном хозяйстве республики. Тогда согласованная селективная структурная политика относительно быстро при активной ее реализации даже в условиях ограниченных ресурсов позволит начать реальные перелив капитала на достижение экономических приоритетов. На этот процесс должны работать не только финансы и кредиты, но и налоговая система, квоты, лицензии, административные рычаги и коммерческая инициатива. Здесь необходимо иметь в виду, что большинство товаропроизводителей будет выбираться из кризиса собственными силами, а это означает серии банкротств, закрытие предприятий, волну безработицы и многие другие негативные социальные последствия. Но таков сегодня путь выживания для всех. Он может создать реальную базу для оживления экономики и на этой основе повышения уровня социальной поддержки населения.

Усилия, направленные на стабилизацию и рост объемов производства, его финансовая поддержка по важнейшим направлениям при избирательном подходе вызовут оживление и по сопряженным цепочкам будут стимулировать спрос и обеспечат сбыт продукции на значительном количестве других предприятий.

В дальнейшем перераспределение средств в пользу приоритетных направлений начнет происходить также за счет других отраслей и отдельных предприятий. Принимая во внимание неизбежность сложных последствий структурной перестройки для республики, ее дорогую социально-экономическую цену, крайне необходим контроль государственных органов за эффективным использованием финансовых ресурсов, направляемых выбранным предприятием и объектам реконструкции и строительства.

Работа в этом направлении уже ведется. В апреле 1993 года принято постановление Совета Министров Удмуртской Республики N 159 "О финансировании инвестиционных заявок и выделении средств из бюджета, внебюджетных фондов и кредитах", в котором определен порядок выделения финансовых средств под конкретные мероприятия. В настоящее время создается кредитная комиссия при Совете Министров Удмуртской Республики, куда войдут специалисты межотраслевых министерств, ведомств, Национального Банка, а также представители науки.

Основная функция этой комиссии - отбор приоритетных направлений для финансирования с учетом положений республиканской селективной структурной политики и распределение выделяемых республике централизованных льготных кредитов между конкретными предприятиями.

При реализации республиканской селективной структурной политики будут использованы несколько взаимосвязанных методов государственного воздействия на экономику. Это известные методы и задача состоит в их комплексном программно - целевом задействовании на практике.

К ним, применяя достаточно условную их группировку, можно отнести:

прямое государственное регулирование, включающее использование бюджетного финансирования и кредитных субсидий выбранным предприятиям;

регулирование финансовыми методами определенных материальных потоков, в которых заинтересована республика, на взаимовыгодной с производителями контрактной основе для обеспечения поставок продукции для государственных (республиканских) нужд. Проект Закона Удмуртской Республики "О поставках товаров и выполнении работ для государственных нужд" Советом Министров Удмуртской Республики уже подготовлен; проведение лицензирования в рамках выделенных республике квот ограниченного перечня товаров для достижения максимальной эффективности республиканской селективной структурной политики; использование методов финансового и экономического регулирования, включающих налоговые ставки и налоговые льготы, индексацию амортизационных отчислений, проведение ускоренной амортизации;

применение гарантий Совета Министров Удмуртской Республики, в том числе и в работе с иностранными инвесторами;

антимонопольное регулирование цен и создание рыночных систем их согласования между производителями и потребителями продукции.

Успех в этой практической работе, проводимой в условиях складывающихся рыночных отношений и становления экономической свободы предприятий и предпринимателей, может быть достигнут, если Верховный Совет республики, городские и районные Советы народных депутатов и их исполнительные органы поддержат и разовьют предлагаемые цели и критерии, обеспечат совместно с Советом Министров Удмуртской Республики согласованную работу между собой и с государственной банковской системой по претворению в жизнь основных положений республиканской селективной политики.