ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 1993 года N 548
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ СЕЛЕКТИВНОЙ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКЕ НА 1993 - 1995 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 18.04.2005 N 72
____________________________________________________________________
Во исполнение постановления XIII сессии Верховного Совета Удмуртской Республики от 19 ноября 1992 года N 414-XII "О концепции Программы экономического и социального развития Удмуртской Республики на 1993 - 1995 годы", в соответствии с постановлением Совета Министров Российской Федерации от 12 апреля 1993 года N 306 "О государственной селективной структурной политике в 1993 году", в целях организации работы, связанной с практической реализацией структурной политики, предусмотренной Программой экономического и социального развития Удмуртской Республики на 1993 - 1995 годы, и контроля за ходом ее проведения, Совет Министров Удмуртской Республики постановляет:
1. Одобрить прилагаемые Основные положения и критерии республиканской селективной структурной политики на 1993 - 1995 годы.
2. Министерству экономики Удмуртской Республики (Богатырев В.В.) в двухмесячный срок разработать Программу структурной перестройки экономики Удмуртской Республики в соответствии с Основными положениями и критериями республиканской селективной структурной политики на 1993 - 1995 годы и внести ее на Президиум Совета Министров Удмуртской Республики.
3. Министерству промышленности (Власов О.Г.) и Министерству экономики Удмуртской Республики (Богатырев В.В.) обеспечить взаимоувязку и координацию работ, проводимых в рамках федеральной селективной структурной политики (конверсия), с мероприятиями, намечаемыми Программой структурной перестройки экономики Удмуртской Республики.
4. Министерствам и ведомствам Удмуртской Республики, районным и городским исполнительным комитетам развернуть практическую работу в соответствии с Основными положениями и критериями республиканской селективной структурной политики на 1993 - 1995 годы и в срок до 10 января 1994 года представить в Министерство экономики Удмуртской Республики информацию для разработки Программы структурной перестройки экономики Удмуртской Республики по запрашиваемым формам.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Совета Министров Удмуртской Республики Каримова Р.М.
Председатель Совета Министров
Удмуртской Республики
А.А.ВОЛКОВ
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И КРИТЕРИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ СЕЛЕКТИВНОЙ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ НА 1993 - 1995 ГОДЫ
План практических мероприятий на 1993 год по реализации концепции Программы экономического и социального развития Удмуртской Республики на 1993 - 1995 годы, принятый постановлением Верховного Совета Удмуртской Республики от 12 марта 1993 года N 466-XII, предусматривает развернутую программу конкретных мер на республиканском уровне управления, практическая реализация которых в сочетании с усилением центральных систем исполнительной власти в рамках федеральной экономической политики позволит начать преодоление глубокого экономического кризиса в республике.
Опыт прошедшего года и первых девяти месяцев года нынешнего показал, что глобально огосударствленная хозяйственная система республики, как и России в целом, должна изменяться не только в режиме самоорганизации и саморегулирования, но и в условиях реального и целенаправленного управленческого воздействия на процессы преобразований при четко определенных приоритетах.
Важнейшим направлением государственного воздействия на экономику является активная структурная политика. Эта политика на региональном уровне не может не проводиться в русле общей стратегии экономических реформ, в сочетании и взаимной увязке с жесткой финансовой и кредитной политикой, приватизацией и другими направлениями экономических преобразований, осуществляемых федеральными органами. Ведь такие важнейшие рычаги воздействия на экономику как налоги, банковские проценты, ставки таможенных пошлин, большинство регулируемых цен и многие другие находятся вне компетенции республики. А ограниченность ресурсов, необходимость контроля над инфляцией обусловливают придание структурной политике строго селективного характера.
Цель республиканской селективной структурной политики - обеспечить повышение эффективности общественного производства в республике через целенаправленное изменение его структуры, технического уровня и номенклатуры продукции, стабилизацию и последующий рост на этой основе объемов производства путем реализации системы государственных управленческих решений и создания экономической заинтересованности предприятий и предпринимателей.
Однако, не упуская из вида стратегические цели этой политики, а также учитывая сложившиеся реалии, необходимо определить и успеть провести в жизнь первоочередные задачи уже в конце 1993 года, имея в виду достижение стабилизации производства на конкретных предприятиях на основе целенаправленного управленческого воздействия, подкрепленного жесткими мерами финансово - кредитного характера, при недопущении дальнейшего снижения уровня жизни населения.
Особенностью структурной политики, намечаемой к проведению в Удмуртии, является то обстоятельство, что ее основной производственный структурообразующий потенциал сосредоточен на ограниченном числе крупных оборонных предприятий, подпадающих в силу своей специфики под управленческие воздействия, проводимые в рамках федеральной структурной политики. Некоторые из таких мер уже предусмотрены постановлением Совета Министров Российской Федерации от 18 мая 1993 года N 469 "О стабилизации экономики Удмуртской Республики при конверсии предприятий оборонного комплекса".
Реалии сложившихся на сегодняшний день структуры и потенциала экономики Удмуртии таковы, что меры республиканской селективной структурной политики могут быть задействованы только в отношении средних и малых предприятий.
Свою основную задачу в этих условиях Совет Министров Удмуртской Республики видит в максимальном учете мероприятий, предусмотренных федеральной структурной политикой, и их возможных последствий в своих практических действиях и в проведении такой структурной политики, которая в наибольшей степени соответствовала бы выбранным приоритетам и отвечала интересам республики.
Таким образом, республиканская структурная политика на данном этапе должна обеспечивать, с одной стороны, поддержку целенаправленно выбранных групп предприятий и организаций с получением от них реальной продукции, в которой заинтересована республика, а с другой - учитывать все аспекты федеральной структурной политики.
Главным в этой работе является правильный выбор критериев республиканской селективной структурной политики и объектов ее приложения как в 1993 году, так и в последующем.
Учитывая долгосрочный характер работы, эти критерии и объемы финансовой поддержки должны, в первую очередь, определяться сложившимся положением дел в народном хозяйстве республики. Тогда согласованная селективная структурная политика относительно быстро при активной ее реализации даже в условиях ограниченных ресурсов позволит начать реальные перелив капитала на достижение экономических приоритетов. На этот процесс должны работать не только финансы и кредиты, но и налоговая система, квоты, лицензии, административные рычаги и коммерческая инициатива. Здесь необходимо иметь в виду, что большинство товаропроизводителей будет выбираться из кризиса собственными силами, а это означает серии банкротств, закрытие предприятий, волну безработицы и многие другие негативные социальные последствия. Но таков сегодня путь выживания для всех. Он может создать реальную базу для оживления экономики и на этой основе повышения уровня социальной поддержки населения.
Усилия, направленные на стабилизацию и рост объемов производства, его финансовая поддержка по важнейшим направлениям при избирательном подходе вызовут оживление и по сопряженным цепочкам будут стимулировать спрос и обеспечат сбыт продукции на значительном количестве других предприятий.
В дальнейшем перераспределение средств в пользу приоритетных направлений начнет происходить также за счет других отраслей и отдельных предприятий. Принимая во внимание неизбежность сложных последствий структурной перестройки для республики, ее дорогую социально-экономическую цену, крайне необходим контроль государственных органов за эффективным использованием финансовых ресурсов, направляемых выбранным предприятием и объектам реконструкции и строительства.
Работа в этом направлении уже ведется. В апреле 1993 года принято постановление Совета Министров Удмуртской Республики N 159 "О финансировании инвестиционных заявок и выделении средств из бюджета, внебюджетных фондов и кредитах", в котором определен порядок выделения финансовых средств под конкретные мероприятия. В настоящее время создается кредитная комиссия при Совете Министров Удмуртской Республики, куда войдут специалисты межотраслевых министерств, ведомств, Национального Банка, а также представители науки.
Основная функция этой комиссии - отбор приоритетных направлений для финансирования с учетом положений республиканской селективной структурной политики и распределение выделяемых республике централизованных льготных кредитов между конкретными предприятиями.
При реализации республиканской селективной структурной политики будут использованы несколько взаимосвязанных методов государственного воздействия на экономику. Это известные методы и задача состоит в их комплексном программно - целевом задействовании на практике.
К ним, применяя достаточно условную их группировку, можно отнести:
прямое государственное регулирование, включающее использование бюджетного финансирования и кредитных субсидий выбранным предприятиям;
регулирование финансовыми методами определенных материальных потоков, в которых заинтересована республика, на взаимовыгодной с производителями контрактной основе для обеспечения поставок продукции для государственных (республиканских) нужд. Проект Закона Удмуртской Республики "О поставках товаров и выполнении работ для государственных нужд" Советом Министров Удмуртской Республики уже подготовлен; проведение лицензирования в рамках выделенных республике квот ограниченного перечня товаров для достижения максимальной эффективности республиканской селективной структурной политики; использование методов финансового и экономического регулирования, включающих налоговые ставки и налоговые льготы, индексацию амортизационных отчислений, проведение ускоренной амортизации;
применение гарантий Совета Министров Удмуртской Республики, в том числе и в работе с иностранными инвесторами;
антимонопольное регулирование цен и создание рыночных систем их согласования между производителями и потребителями продукции.
Успех в этой практической работе, проводимой в условиях складывающихся рыночных отношений и становления экономической свободы предприятий и предпринимателей, может быть достигнут, если Верховный Совет республики, городские и районные Советы народных депутатов и их исполнительные органы поддержат и разовьют предлагаемые цели и критерии, обеспечат совместно с Советом Министров Удмуртской Республики согласованную работу между собой и с государственной банковской системой по претворению в жизнь основных положений республиканской селективной политики.
При формировании республиканской селективной структурной политики предлагается ориентироваться на следующие критерии.
Первый. Программой экономического и социального развития Удмуртской Республики на 1993 - 1995 годы предусмотрены следующие приоритеты структурной политики:
продовольствие;
конверсия;
недропользование;
топливо и энергия;
жилье;
транспорт, связь и информатика.
Как уже отмечалось, некоторые направления будут реализовываться в рамках федеральной селективной структурной политики. К их числу можно отнести конверсию, недропользование и, в значительной мере, топливо и энергию. Другие - предопределят основные направления республиканской селективной структурной политики. По каждому из таких направлений должны быть определены конкретные предприятия, намечены размеры их финансирования с республиканского уровня и оценены возможные объемы продукции, реально формирующие прогрессивную общую структуру экономики или меняющие ее в благоприятную сторону. Следует обеспечить прямую ответственность предприятий за взятые у Министерства финансов Удмуртской Республики или Национального банка Удмуртской Республики финансовые средства. Именно такая работа обеспечивает реальный переход от финансирования отраслей и направлений "по площадям" к целевому селективному финансированию отдельных предприятий при конкретном прогнозе по кварталам 1994 года и в целом на 1995 год получаемой от них продукции в результате осуществления такой политики.
Второй. Необходимо, чтобы эта работа во всех органах государственного управления имела достаточно четкие финансовые ориентиры или определенные финансовые рамки. Уже на первом этапе Минфин Удмуртской Республики и Минэкономики Удмуртской Республики по согласованию с Национальным Банком Удмуртской Республики должны сформировать эти ориентиры в конкретных цифрах и довести их до соответствующих участников работы.
Третий. Следует организовать четкую работу по поставкам продукции для удовлетворения государственных нужд республики. Эта продукция должна выкупаться по рыночным ценам и отражать один из важнейших элементов селективной структурной политики, так как республика заказывает конкретную продукцию и платит за нее из бюджета.
Четвертый. Важнейшим направлением является формирование системы государственного предпринимательства. В такую систему включаются предприятия, приватизация которых в соответствии с государственной программой приватизации запрещена, а также предприятия, приватизация которых осуществляется только по решению Совета Министров России. Из их числа также необходимо выбрать адресатов селективной структурной политики, помочь им финансами и ориентировать на производство необходимой продукции. Это должен быть достаточно четкий критерий. Его необходимо выработать с учетом мнений Госкомитета по управлению Госимуществом Удмуртской Республики и Удмуртского территориального управления Госкомитета России по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.
Пятый. Кроме бюджета и кредитных ассигнований в качестве финансовой основы селективной структурной политики будут привлекаться средства, получаемые республикой от реализации нефти по квотам, а также оружия и спецтехники. Необходимо, чтобы проблемы, связанные с получением средств из этих источников, оперативно решались как по линии Верховного Совета республики, так и Совета Министров.
Шестой. Весьма сложная задача стоит перед Минсельхозпродом Удмуртии. Здесь, в силу раздробленности сельхозпроизводителей, видимо, не избежать распределения ресурсов по районам республики. В этой связи резко возрастает роль местных органов власти в части координации этой работы, имея в виду республиканскую и районную специализацию сельхозпроизводства и его сравнительную эффективность. Но должен быть сразу продуман механизм обратной связи с сельскими производителями, включая фермеров. Необходимо с максимальной точностью оценить объем запрашиваемых средств, сравнить его с прогнозируемыми объемами реализации сельхозпродукции и в рамках этих реалий вести практическую работу весь текущий год.
Седьмой. При проведении избирательной структурной политики необходимо не забывать те предприятия, которые остались за чертой приоритетов и пока еще принадлежат государству, но в силу ужесточения финансовой политики останутся один на один с рынком. Следует целенаправленно работать и с такими предприятиями, не допуская их банкротства, а упреждающе преобразовывать их, оказывать предприятиям помощь не финансами, а принципиально новыми условиями хозяйствования.
Восьмой. Следует в кратчайшие сроки представить и довести до всех разработчиков практических мер по реализации республиканской селективной структурной политики программу структурной перестройки экономики Удмуртской Республики. Причем этот документ не должен восприниматься как окончательная директива или безусловное руководство к действию. Его цель - увязать разрозненные действия многочисленных разработчиков селективной структурной политики в единую и согласованную программу практических мер, с четко оговоренными сроками и объемами финансирования.
В этой связи необходимо всемерно использовать и расширять накопленный опыт Минэкономики республики по доведению до министерств, ведомств и отдельных предприятий финансовых средств из государственного бюджета и других источников на основе представленных бизнес - планов и экономических обоснований. Следует также тщательно проработать меры контроля, а также предупреждения перекачки таких средств в фонды потребления предприятий.
Поскольку все органы республиканского управления представляют собой в совокупности весьма сложную систему исполнительной власти, необходима единая схема организации этой работы. Но для этого следует (пусть даже в схематичном виде) представить сегодня общую картину намечаемой работы: с чего начинать, как ее развивать, чем заканчивать и какие необходимо наметить этапы.
На первом этапе (до 10 октября 1993 года) необходимо на основе сформулированных Основных положений и критериев начать активную работу в органах республиканского управления под руководством соответствующих заместителей Совета Министров Удмуртской Республики.
Этот этап заключается прежде всего в организационном начале работы, подключении к ней наиболее квалифицированных специалистов не только органов исполнительной власти, но и научных работников, а также представителей общественных организаций и коммерческих структур.
На этом этапе отрабатываются принципы, уточняются необходимые критерии и финансово-экономические ориентиры с тем, чтобы к концу этапа выйти на конкретные параметры республиканской селективной структурной политики по всем направлениям.
Второй этап - это период завершения формирования адресных точек и направлений реализации селективной структурной политики с выходом на конкретные суммы финансирования из республиканского бюджета, по линии кредитов Национального Банка или за счет средств внебюджетного источника. Этот период должен завершиться до 1 ноября 1993 года согласованием намеченных к использованию в 1994 году финансовых средств по всем источникам финансирования для реализации структурной политики со структурными изменениями и возможными объемами выпускаемой продукции.
После принятия принципиальных решений Минфину и Минэкономики Удмуртии по согласованию с Национальным Банком Удмуртской Республики следует осуществить адресное доведение совокупных финансовых средств с тем, чтобы предприятия, которые попали в сферу влияния государственной селективной структурной политики, знали конкретно, на какие источники они могут рассчитывать со стороны, сколько им надо заработать самостоятельно.
На основе такой конкретной информации до 15 ноября целесообразно осуществить третий и последний этап работы по формированию республиканской селективной структурной политики. Он заключается в том, что Минэкономики Удмуртской Республики, привлекая все министерства и ведомства, участвовавшие в формировании такой политики, подготавливает совместно с Минфином Удмуртской Республики прогнозные оценки работы экономики Удмуртии в этом году. Эти прогнозные оценки станут ориентиром в работе системы исполнительной власти в 1994 году.
Таким образом, все три этапа своей работы Совет Министров Удмуртской Республики должен завершить в сжатые сроки. Естественно, что затем следует проанализировать, как проходила эта работа на практике, внести в организационные и "технологические" механизмы необходимые коррективы и войти в будущий год более организованно по всем управленческим параметрам, которые находятся в компетенции Совета Министров Удмуртской Республики.