Действующий

О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2009 - 2013 ГОДЫ"

1. Обоснование соответствия предлагаемых к решению проблем и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Удмуртской Республики


Концепция республиканской целевой программы "Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2009 - 2013 годы" разработана в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и с учетом основных приоритетов социально-экономического развития Удмуртской Республики, предусмотренных Стратегией социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы и на период до 2014 года и Законом Удмуртской Республики от 12 ноября 2004 года N 60-РЗ "О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы", в целях создания условий, обеспечивающих эффективное управление лесами при соблюдении требований непрерывного рационального использования лесов, повышения доходов от использования лесных ресурсов, превращения лесопромышленного комплекса республики в самофинансируемый, рентабельный, конкурентоспособный, динамично развивающийся сектор экономики.

1.1. Проблемы в области лесного хозяйства в Российской Федерации.

Общий запас древесины в Российской Федерации составляет 82 млрд. м3 (четверть мировых запасов). Установленная расчетная годовая лесосека по рубкам главного пользования составляет 576 млн. м3 и используется только на 23 процента. Недостаточное развитие инфраструктуры лесного хозяйства (на одну тысячу квадратных километров леса в России приходится лишь 1,2 км лесных дорог) приводит к тому, что по объемам заготавливаемой древесины Россия уступает США, Канаде и Бразилии, заготавливая только 6% от мирового объема.

Высоки потери лесного хозяйства от лесных пожаров, вредителей и болезней леса, промышленных выбросов и незаконных заготовок. Ежегодный ущерб от лесных пожаров оценивается в 3 - 3,5 млрд. рублей. Около 40 тыс. гектаров лесов ежегодно усыхает вследствие вспышек размножения вредителей и болезней. По данным Фонда дикой природы (WWF), до 35% всей древесины, заготовленной в европейской части России, имеют незаконное происхождение.

Следует отметить также несвоевременное проведение лесоустройства, старение производственных мощностей и недостаток кадрового обеспечения всех уровней - от квалифицированных рабочих до инженерных и технических кадров - как для лесхозов, так и органов управления лесами.

Сложившуюся ситуацию в лесном хозяйстве России призван изменить действующий с 1 января 2007 года Лесной кодекс Российской Федерации.

Основными приоритетными направлениями развития лесного комплекса являются:

развитие нормативной правовой базы в рамках разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области лесных отношений;

создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов;

резкое сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины.

Развитие лесной транспортной инфраструктуры, включающей обеспечение экономической доступности лесных участков, повышение рентабельности заготовки древесины посредством строительства лесных дорог круглогодичного действия позволят существенно увеличить объемы использования лесов.

1.2. Проблемы в области лесного хозяйства в Удмуртской Республике.

В настоящее время основные проблемы в области лесного хозяйства России характерны и для Удмуртской Республики, а именно:

снижение использования расчетной лесосеки. За 2006 год использование расчетной лесосеки составило 42% против 44% в 2005 году. Из распределенного лесосечного фонда почти 800 тыс. м3 остались невостребованными;

низкий объем аренды для заготовки древесины. Ежегодный размер лесопользования на участках лесного фонда, переданных в аренду, составляет только 17% от расчетной лесосеки;

нарушение периодичности проведения лесоустроительных работ на территории Удмуртской Республики. Последнее лесоустройство проводилось в 1995 - 1997 годах. В соответствии с требованиями лесного законодательства срок повторяемости всего комплекса лесоустроительных работ в республике должен составлять 10 лет;

нерешенность вопроса по порядку финансирования лесоустройства. До 2007 года организация проведения лесоустройства на землях лесного фонда относилась к полномочиям Российской Федерации и лесоустроительные работы финансировались за счет средств федерального бюджета. Согласно Лесному кодексу Российской Федерации система лесоустройства значительно преобразована. Источниками финансирования выполнения работ и оказания услуг по лесоустройству в зависимости от их вида теперь могут быть соответственно федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, внебюджетные источники финансирования, а также средства отдельных лесопользователей;

в связи с упразднением государственной лесной охраны в органах управления лесным хозяйством возникла проблема по охране лесов от незаконных порубок и оборота древесины, а в весенне-летний период - по своевременному выявлению очагов возгораний;

отсутствие современной высокотехнологичной техники для качественного ведения лесного хозяйства. Имеющиеся технические средства представлены в недостаточном количестве и имеют высокую изношенность;

неоправданные большие денежные и энергетические затраты при восстановлении низко бонитетных коренных типов еловых и сосновых лесов, устойчиво вытесненных на отдельных участках производными экосистемами березняков, осинников I - II классов бонитета, в связи с отнесением Рослесхозом березовых насаждений на территории Удмуртской Республики к малоценным мягколиственным породам, не имеющим хозяйственного ценного значения в лесной отрасли.

Решение проблем в области лесного хозяйства в Удмуртской Республике требует координации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления по выработке мер поддержки эффективных инвестиционных проектов, выделению лесных ресурсов, подбору промышленных площадок, содействию в формировании социально-производственной инфраструктуры, а также по другим направлениям.

Для решения таких сложных многоуровневых проблем целесообразно применить программно-целевой метод, позволяющий консолидировать усилия всех заинтересованных сторон, исключить параллельное решение одних и тех же задач, аккумулировать финансовые вложения из различных источников на решение наиболее проблемных вопросов.

1.3. Проблемы в области лесопромышленного комплекса в Российской Федерации.

Лесопромышленный комплекс в Российской Федерации является одним из важнейших направлений деятельности национальной экономики, которое обеспечивает своей продукцией практически все отрасли промышленности Российской Федерации. В 45 субъектах Российской Федерации продукция комплекса составляет от 10 до 50% от общего объема промышленного производства. Однако деятельность его сегодня стала неэффективной ввиду накопившихся и не решавшихся в последние годы проблем, сдерживающих развитие отрасли:

снижены темпы роста объемов выпуска продукции. Рост производства в целом по лесопромышленному комплексу в 2006 году составил 102% против 104,2% в 2005 году;

доля лесопромышленного комплекса в совокупном объеме ВВП в 2006 году снизилась и составила 3% против 4,3% в 2005 году;

около 9 млн. кбм заготовленной древесины не находят применения в связи с отсутствием мощностей по глубокой переработке древесины;

около 56% предприятий лесопромышленного комплекса работают убыточно;