Действующий

О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРОФИЛАКТИКА ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ" НА 2009 - 2011 ГОДЫ

I. Обоснование соответствия предлагаемой к решению проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Удмуртской Республики

Реализация Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 года N 909, Концепции государственной национальной политики Удмуртской Республики, утвержденной постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 6 февраля 1998 года N 584-I, других федеральных и республиканских нормативных правовых актов в определенной степени способствует стабилизации общественно-политической ситуации и повышению уровня общественной безопасности в республике.

Вместе с тем, по-прежнему сохраняет свою актуальность деятельность в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом. Терроризм, являясь одним из наиболее опасных социально-политических явлений, оказывает весьма значительное влияние на все сферы общественной жизни. Он становится неотъемлемым фактором мирового процесса, во многом определяющим стратегию целых государств.

Как социально-политическое явление терроризм отражает конфликтное взаимодействие различных сил общества, в основе которого, как правило, лежит борьба за власть или обладание материальными и духовными ценностями. Современный всплеск терроризма - это проявление острых противоречий, вызванных неравномерностью развития стран мира, недовольства установленным миропорядком, попытка монополизации права на легитимное насилие и насаждение своих ценностей.

Различные группировки, созданные по этническому и конфессиональному признакам, для реализации своих целей успешно применяют террористические и экстремистские методы борьбы.

Проблема терроризма связана с основными сферами жизнедеятельности общества: политикой, национальными отношениями, религией, экологией, правоохранительной деятельностью. Эта связь получила отражение в существовании различных видов терроризма, к которым относят политический, националистический, религиозный, криминальный и другие виды терроризма.

Члены экстремистских организаций, осуществляющих политический террор, ставят своей задачей достижение политических, социальных или экономических изменений внутри того или иного государства, а также подрыв межгосударственных отношений, международного правопорядка.

Националистический (или, как его еще называют, национальный, этнический или сепаратистский) терроризм преследует цели решения национального вопроса, который в последнее время приобретает все больше характер сепаратистских устремлений в различных полиэтнических государствах.

Религиозный вид терроризма связан с борьбой приверженцев одной религии в рамках общего государства с приверженцами другой либо с попыткой утвердить верховенство религиозной власти.

Криминальный терроризм формируется на основе какого-либо преступного бизнеса (наркобизнес, незаконный оборот оружия, контрабанда и т.п.) с целью дестабилизации обстановки в обществе, создания условий, при которых наиболее вероятно получение сверхприбылей преступными сообществами.

По имеющейся в правоохранительных органах информации об активизации деятельности членов бандформирований, международных террористических организаций, организованных преступных групп экстремистской направленности по планированию террористических и экстремистских акций в различных городах России, терроризм и религиозно-политический экстремизм все больше приобретают характер реальной угрозы для безопасности граждан, в том числе и в Удмуртской Республике.

Удмуртия по-прежнему остается объектом устремлений зарубежных экстремистских (подрывных) центров, международных террористических организаций (МТО) и связанных с ними бандформирований, действующих в Северо-Кавказском регионе. При этом эмиссарами МТО основной упор делается на привлечение в свою среду молодежи. В 2005 - 2008 годах в республике имели место факты задержания и привлечения правоохранительными органами к ответственности лиц, причастных к деятельности ряда международных террористических организаций и незаконных вооруженных формирований, действующих в Северо-Кавказском регионе.

Кроме того, на территории республики регулярно выявляются и пресекаются факты проявления политического и национального экстремизма, которые наиболее остро проявляются в молодежной среде.

Осложняет обстановку расположение в регионе значительного количества критически важных объектов федерального и регионального уровней, совершение актов терроризма на которых может привести к тяжким последствиям.

Наиболее проблемными в республике остаются вопросы, связанные с выполнением мероприятий по улучшению материально-технического оснащения учреждений социальной инфраструктуры и мест массового пребывания граждан, уязвимых в террористическом отношении, и обеспечению их безопасности, которые требуют вложения значительных финансовых средств.

Также реальной основой для деятельности террористических и экстремистских организаций могут являться конфликты, возникающие на межнациональной основе. К числу дестабилизирующих факторов в этой сфере относятся:

рост националистических настроений в обществе на фоне сложных миграционных процессов;

низкий уровень этнокультурной компетентности населения, недостаточное или неадекватное, стереотипизированное представление о культуре, менталитете, нормах поведения народов Российской Федерации и мира;

отсутствие системы этнокультурной, социальной адаптации иммигрантов и старожильческого населения к новым этнокультурным и социальным условиям;

ослабление внимания вопросам интернационального воспитания;

имеющие место факты тенденциозного освещения в средствах массовой информации (далее - СМИ) проблемы национальных отношений.

Проблема дальнейшей гармонизации межнациональных отношений, таким образом, является неотъемлемым условием стабильного функционирования и развития всех систем жизнеобеспечения республики, что нашло свое отражение в Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы. Одними из задач, поставленных данной Программой, являются необходимость разработки и реализации эффективной государственной политики укрепления и дальнейшего распространения норм и установок толерантного сознания и поведения, формирования толерантного отношения к этнокультурным и конфессиональным различиям, воспитание чувства общероссийского патриотизма, профилактика экстремизма и ксенофобии в обществе.

Решение проблемы обеспечения межнационального мира и согласия, противодействия этническому и религиозному экстремизму является сегодня приоритетной задачей государства.

Разработка республиканской целевой программы "Профилактика терроризма и экстремизма в Удмуртской Республике" на 2009 - 2011 годы обусловлена необходимостью реализации системного подхода по противодействию возможным проявлениям террористического и экстремистского характера, важностью сохранения стабильной ситуации во всех сферах общественных отношений в Удмуртской Республике.