РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 27 октября 2008 года N 982-р
О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРОФИЛАКТИКА ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ" НА 2009 - 2011 ГОДЫ
В целях совершенствования системы профилактических мер антитеррористической и антиэкстремистской направленности, укрепления и дальнейшего распространения норм и установок толерантного сознания и поведения:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Профилактика терроризма и экстремизма в Удмуртской Республике" на 2009 - 2011 годы.
2. Определить Правительство Удмуртской Республики заказчиком республиканской целевой программы "Профилактика терроризма и экстремизма в Удмуртской Республике" на 2009 - 2011 годы.
3. Поручить Министерству национальной политики Удмуртской Республики в срок до 1 декабря 2008 года разработать проект республиканской целевой программы "Профилактика терроризма и экстремизма в Удмуртской Республике" на 2009 - 2011 годы и внести его на рассмотрение в Правительство Удмуртской Республики.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.ПИТКЕВИЧ
КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРОФИЛАКТИКА ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ" НА 2009 - 2011 ГОДЫ
Реализация Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 года N 909, Концепции государственной национальной политики Удмуртской Республики, утвержденной постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 6 февраля 1998 года N 584-I, других федеральных и республиканских нормативных правовых актов в определенной степени способствует стабилизации общественно-политической ситуации и повышению уровня общественной безопасности в республике.
Вместе с тем, по-прежнему сохраняет свою актуальность деятельность в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом. Терроризм, являясь одним из наиболее опасных социально-политических явлений, оказывает весьма значительное влияние на все сферы общественной жизни. Он становится неотъемлемым фактором мирового процесса, во многом определяющим стратегию целых государств.
Как социально-политическое явление терроризм отражает конфликтное взаимодействие различных сил общества, в основе которого, как правило, лежит борьба за власть или обладание материальными и духовными ценностями. Современный всплеск терроризма - это проявление острых противоречий, вызванных неравномерностью развития стран мира, недовольства установленным миропорядком, попытка монополизации права на легитимное насилие и насаждение своих ценностей.
Различные группировки, созданные по этническому и конфессиональному признакам, для реализации своих целей успешно применяют террористические и экстремистские методы борьбы.
Проблема терроризма связана с основными сферами жизнедеятельности общества: политикой, национальными отношениями, религией, экологией, правоохранительной деятельностью. Эта связь получила отражение в существовании различных видов терроризма, к которым относят политический, националистический, религиозный, криминальный и другие виды терроризма.
Члены экстремистских организаций, осуществляющих политический террор, ставят своей задачей достижение политических, социальных или экономических изменений внутри того или иного государства, а также подрыв межгосударственных отношений, международного правопорядка.
Националистический (или, как его еще называют, национальный, этнический или сепаратистский) терроризм преследует цели решения национального вопроса, который в последнее время приобретает все больше характер сепаратистских устремлений в различных полиэтнических государствах.
Религиозный вид терроризма связан с борьбой приверженцев одной религии в рамках общего государства с приверженцами другой либо с попыткой утвердить верховенство религиозной власти.
Криминальный терроризм формируется на основе какого-либо преступного бизнеса (наркобизнес, незаконный оборот оружия, контрабанда и т.п.) с целью дестабилизации обстановки в обществе, создания условий, при которых наиболее вероятно получение сверхприбылей преступными сообществами.
По имеющейся в правоохранительных органах информации об активизации деятельности членов бандформирований, международных террористических организаций, организованных преступных групп экстремистской направленности по планированию террористических и экстремистских акций в различных городах России, терроризм и религиозно-политический экстремизм все больше приобретают характер реальной угрозы для безопасности граждан, в том числе и в Удмуртской Республике.
Удмуртия по-прежнему остается объектом устремлений зарубежных экстремистских (подрывных) центров, международных террористических организаций (МТО) и связанных с ними бандформирований, действующих в Северо-Кавказском регионе. При этом эмиссарами МТО основной упор делается на привлечение в свою среду молодежи. В 2005 - 2008 годах в республике имели место факты задержания и привлечения правоохранительными органами к ответственности лиц, причастных к деятельности ряда международных террористических организаций и незаконных вооруженных формирований, действующих в Северо-Кавказском регионе.
Кроме того, на территории республики регулярно выявляются и пресекаются факты проявления политического и национального экстремизма, которые наиболее остро проявляются в молодежной среде.
Осложняет обстановку расположение в регионе значительного количества критически важных объектов федерального и регионального уровней, совершение актов терроризма на которых может привести к тяжким последствиям.
Наиболее проблемными в республике остаются вопросы, связанные с выполнением мероприятий по улучшению материально-технического оснащения учреждений социальной инфраструктуры и мест массового пребывания граждан, уязвимых в террористическом отношении, и обеспечению их безопасности, которые требуют вложения значительных финансовых средств.
Также реальной основой для деятельности террористических и экстремистских организаций могут являться конфликты, возникающие на межнациональной основе. К числу дестабилизирующих факторов в этой сфере относятся:
рост националистических настроений в обществе на фоне сложных миграционных процессов;
низкий уровень этнокультурной компетентности населения, недостаточное или неадекватное, стереотипизированное представление о культуре, менталитете, нормах поведения народов Российской Федерации и мира;
отсутствие системы этнокультурной, социальной адаптации иммигрантов и старожильческого населения к новым этнокультурным и социальным условиям;
ослабление внимания вопросам интернационального воспитания;
имеющие место факты тенденциозного освещения в средствах массовой информации (далее - СМИ) проблемы национальных отношений.
Проблема дальнейшей гармонизации межнациональных отношений, таким образом, является неотъемлемым условием стабильного функционирования и развития всех систем жизнеобеспечения республики, что нашло свое отражение в Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы. Одними из задач, поставленных данной Программой, являются необходимость разработки и реализации эффективной государственной политики укрепления и дальнейшего распространения норм и установок толерантного сознания и поведения, формирования толерантного отношения к этнокультурным и конфессиональным различиям, воспитание чувства общероссийского патриотизма, профилактика экстремизма и ксенофобии в обществе.
Решение проблемы обеспечения межнационального мира и согласия, противодействия этническому и религиозному экстремизму является сегодня приоритетной задачей государства.
Разработка республиканской целевой программы "Профилактика терроризма и экстремизма в Удмуртской Республике" на 2009 - 2011 годы обусловлена необходимостью реализации системного подхода по противодействию возможным проявлениям террористического и экстремистского характера, важностью сохранения стабильной ситуации во всех сферах общественных отношений в Удмуртской Республике.
С учетом важности и сложности задачи профилактики проявлений терроризма и экстремизма, ксенофобии, гармонизации межэтнических и межкультурных отношений эффективное ее решение не может быть достигнуто в рамках деятельности отдельного исполнительного органа государственной власти.
В настоящее время недостаточно разработан механизм координации деятельности органов власти различного уровня, учреждений и организаций, общественных объединений по выполнению обозначенной задачи, что приводит к разобщенности и в итоге низкой эффективности осуществляемой в этой области деятельности.
Обладая многоплановостью, терроризм, экстремизм и ксенофобия в современных условиях постоянно изменяются, при этом серьезно возрастают масштабы людских потерь, существенно поднимается уровень материального и морального ущерба для граждан, всего общества, расширяется спектр этого ущерба. Прямые или косвенные деструктивные последствия террористической и экстремистской деятельности затрагивают все основные сферы общественной жизни - политическую, экономическую, социальную, духовную. Все это выдвигает целый ряд новых требований к организации и содержанию противодействия терроризму и экстремизму на всех уровнях и во всех аспектах этой работы, в том числе в сфере их профилактики, борьбы с носителями потенциальных угроз, а также в области минимизации последствий их деятельности.
Анализ негативных процессов, зафиксированных социологическими исследованиями, свидетельствует о необходимости проведения постоянной целенаправленной работы комплексного характера, разработки действенных мер и механизмов по внедрению норм толерантного поведения в социальную практику.
В сложившихся современных условиях лишь с помощью программно-целевого подхода возможно решение проблемы интолерантных, ксенофобных установок в обществе, более результативная профилактика терроризма и экстремизма. Только путем комплексного подхода, подкрепленного соответствующими финансовыми и материально-техническими средствами, объединив усилия правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления, институтов гражданского общества, средств массовой информации, учреждений образования и культуры, можно добиться повышения уровня антитеррористической и антиэкстремистской защищенности жителей республики, эффективности управления процессами межнациональных отношений.
При отсутствии системного подхода в вопросах профилактики терроризма и экстремизма с большой долей вероятности прогнозируется ухудшение ситуации в вопросах антитеррористической защищенности критически важных объектов промышленности, транспорта, связи и социальной инфраструктуры, объектов с массовым пребыванием граждан.
Кроме того, можно прогнозировать, что в среднесрочной перспективе ситуация в области межнациональных и межрелигиозных отношений при отсутствии системного подхода в вопросе формирования толерантных установок поведения, профилактики ксенофобных настроений в обществе в целом и в особенности в молодежной среде может ухудшиться. Сравнительно-сопоставительный анализ результатов этносоциологических исследований, проведенных в студенческой среде в 2001 и 2006 годах, показывает усиление этнофобных настроений: с 30% до 47% увеличилось число респондентов, отметивших личную неприязнь к представителям каких-либо народов. Чаще всего неприязненное отношение молодежь высказывает к представителям новых этнических групп, образовавшихся в последние годы в результате интенсификации миграционных процессов. Необходимо отметить и потенциал возможной этнической мобилизации молодежи. По собственному признанию, три четверти опрошенных полагают возможным для себя принять активное участие в конфликте в интересах своего народа, причем каждый пятый респондент считает для себя этот выбор безусловным. Особую обеспокоенность вызывает готовность молодых людей использовать при этом оружие (11% студентов и 22% учащихся).
Можно прогнозировать, таким образом, ухудшение ситуации в части подъема уровня антииммигрантских отношений в обществе, ксенофобных настроений в молодежной среде, появления в республике организаций с откровенной или латентной националистической идеологией.
При этом следует отметить тот факт, что органы власти различных уровней, учреждения и организации, общественные организации республики проводят постоянную работу по минимизации негативных проявлений в обществе. Однако при сложившейся ситуации без использования программно-целевого метода будут по-прежнему негативно влиять на эффективность проводимой работы следующие проблемы:
невозможность в условиях современной ведомственной разобщенности выстраивания единой, научно обоснованной стратегии и тактики деятельности, планирования действий и существующих ресурсов;
невозможность определения единых индикаторов результативности работы в данной сфере (у каждого ведомства и учреждения они свои);
организационная разобщенность и автономная структура управления государственных органов власти всех уровней, органов местного самоуправления и общественных объединений;
невозможность полного и эффективного использования системного и комплексного подходов при разработке мероприятий;
отсутствие эффективных механизмов координации и контроля мероприятий, а также последовательности их реализации.
Вследствие этого достижение необходимых результатов в приемлемые сроки становится затруднительным, затраты же для их достижения неизбежно возрастут.
Таким образом, комплексные, системные действия, в основе которых лежит программно-целевой метод, в сферах национальной, миграционной, молодежной, информационной политики, образования, охраны порядка, взаимодействия местных сообществ позволят избежать обострения ситуации в республике.
Наибольший риск связан с тем, что при отсутствии Программы не будут учтены все возможности, силы и средства, необходимые для борьбы с проявлениями терроризма и экстремизма на территории Удмуртской Республики.
В случаях меньшего по сравнению с планируемым объема финансирования будут реализованы отдельные мероприятия Программы в пределах средств, полученных из источников финансирования, предусмотренных Программой.
Сроки реализации Программы: 2009 - 2011 годы.
Основные этапы реализации Программы:
1-й этап (2009 год);
2-й этап (2010 - 2011 годы).
Целями данной Программы являются совершенствование системы профилактических мер антитеррористической и антиэкстремистской направленности, предупреждение террористических, экстремистских и ксенофобных проявлений, укрепление и дальнейшее распространение норм и установок толерантного сознания и поведения, формирование уважительного отношения к этнокультурным и конфессиональным различиям.
Мероприятия Программы направлены на решение следующих задач:
сведение к минимуму условий для проявлений терроризма и экстремизма на территории республики;
повышение уровня межведомственного взаимодействия и координации деятельности органов государственной власти Удмуртской Республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в вопросах профилактики терроризма и экстремизма;
усиление антитеррористической защищенности критически важных объектов социальной инфраструктуры и с массовым пребыванием граждан, объектов промышленности, транспорта, связи;
проведение воспитательной работы с населением, направленной на предупреждение террористической и экстремистской деятельности, повышение бдительности, уровня правовой осведомленности и правовой культуры граждан;
дальнейшее развитие системы государственной поддержки гражданских, общественных инициатив, способствующих поддержанию межнационального мира и согласия;
развитие системы мер раннего учета и предупреждения межнациональных конфликтов на основе аналитического мониторинга межэтнических процессов;
определение, разработка и внедрение эффективных социокультурных технологий преодоления негативных этнических стереотипов;
активизация деятельности органов местного самоуправления по профилактике национального экстремизма, формированию культуры межэтнического диалога;
проведение просветительской работы среди жителей республики, направленной на распространение адекватных и объективных знаний и представлений об истории и культуре народов Удмуртии и России, о многонациональности населения Удмуртской Республики;