Одним из механизмов повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и юридическими лицами является создание многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ).
В связи с этим распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р предусматривает в качестве основного направления реализации административной реформы в 2009 - 2010 годах работу по созданию на территориях субъектов Российской Федерации сети МФЦ. Принят Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в статье 30 которого определены:
возможные организационно-правовые формы МФЦ;
функции МФЦ;
правила формирования системы взаимодействия МФЦ с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
МФЦ - государственное, муниципальное (в т.ч. автономное) учреждение, созданное или уполномоченное органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, обеспечивающее информирование граждан и организаций, прием и выдачу документов, обработку персональных данных, связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг, на основе взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг.
МФЦ должны стать ключевой формой предоставления любых публичных услуг, единой точкой приема заявителей и предоставления им конечного результата услуги - справки, лицензии, разрешения, субсидии и других документов.
В Удмуртской Республике начата планомерная работа по развитию МФЦ в городах и районах. Распоряжением Президента Удмуртской Республики от 17 апреля 2008 года N 84-РП "О создании в Удмуртской Республике многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг" принято решение о создании МФЦ в городе Ижевске. В соответствии с распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 2 июня 2008 года N 513-р "О создании автономного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Ижевске" зарегистрирован устав данного автономного учреждения.
За счет средств, полученных в 2008 году по конкурсу, проведенному в соответствии с Указом Президента Удмуртской Республики от 12 февраля 2008 года N 19 "Об оказании поддержки проведения исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики и местными администрациями (исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований) в Удмуртской Республике административной реформы", 5 органов местного самоуправления представили проекты по внедрению принципа "одного окна": Администрации муниципальных образований "Город Ижевск", "Город Глазов", "Малопургинский район", "Увинский район" и "Красногорский район".
С начала 2009 года в режиме опытной эксплуатации реализуется пилотный проект Управления по защите прав потребителей Администрации города Ижевска по внедрению единого телефонного номера для обращений граждан с использованием аутсорсингового контакт-центра. По многоканальному телефону 935-205 граждане могут получить справку по вопросам торговли, бытового, медицинского, туристического, коммунального обслуживания и оказания иных услуг или записаться на консультацию по вопросам защиты прав потребителей в круглосуточном режиме. Во внерабочее время каждый звонок фиксируется, то есть гражданин может задать свой вопрос, когда ему удобно.
В Увинском районе создан объединенный центр услуг, в котором по принципу "одного окна" оказываются услуги в сфере земельных отношений. В центре организована совместная работа сотрудников Управления имущества Администрации Увинского района и Увинского территориального отдела Роснедвижимости.
В Малопургинском районе по принципу "одного окна" организовано предоставление муниципальной услуги по передаче жилых помещений муниципального жилищного фонда в собственность граждан в порядке приватизации. Для этого налажена совместная работа сотрудников Правового управления и Управления по имущественным и земельным отношениям Администрации Малопургинского района, БТИ и Малопургинского территориального отдела Росрегистрации. Создана мобильная служба "одного окна", осуществляющая сбор документов у жителей населенных пунктов района.
В результате реализации проектов в Увинском и Малопургинском районах удалось снизить:
количество инстанций, которые заявитель вынужден пройти для получения услуги, с 5 до 3;
количество необходимых поездок заявителя в районный центр с 6 до 2;
срок предоставления услуги с 2,5 месяца до 1 месяца;
количество представляемых документов с 9 до 7.
Однако проведение этой работы выявило ряд проблем при оказании государственных и муниципальных услуг гражданам и юридическим лицам. Во-первых, отсутствие регламентов большинства государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления в Удмуртской Республике, усложняет административные процедуры предоставления услуг и приводит к учащению случаев личного усмотрения должностных лиц при оказании услуг.
Во-вторых, решение задач межведомственного и (или) внутриведомственного взаимодействия должностных лиц, принимающих участие в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг, в настоящее время обеспечивается в основном за счет потребителей этих услуг.
В-третьих, длительность оказания некоторых услуг в настоящее время может длиться 2 - 3 года.
Эти проблемы наиболее эффективно могут быть решены в условиях МФЦ. Когда работа органов исполнительной власти различных уровней (федеральных, региональных, местных) может быть синхронизирована по времени, могут быть установлены процедуры межуровневого и межведомственного взаимодействия, внедрены стандарты комфортности предоставления государственных и муниципальных услуг, обеспечены современные требования к инфраструктуре предоставления государственных и муниципальных услуг.
Взаимодействие многофункционального центра с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляется в порядке, установленном соглашениями, заключаемыми между ними.