Наименование | По годам | |||||
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Строительство | ||||||
автомобильных дорог, км | 79,7 | 15,5 | 20,1 | 6,2 | 3,1 | 13,6 |
мостов, шт./пог. м | 1/18,1 | 1/96,3 | 1/96,4 | 3/72,3 | 0 | 0 |
Капитальный ремонт | ||||||
автомобильных дорог, км | 104,5 | 23,5 | 44,7 | 24,8 | 26,9 | 0 |
мостов, шт./пог. м | 10/464,2 | 8/174,0 | 1/77,8 | 10/351,3 | 6/169,1 | 0 |
Приведение | 44 | 54 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Основными проблемами развития сети автомобильных дорог Удмуртской Республики являются следующие.
Из-за возникшей диспропорции в развитии парка автомобилей и сети автомобильных дорог, опережения роста интенсивности движения на автомобильных дорогах по сравнению с увеличением протяженности и пропускной способности дорог растет уровень аварийности на сети автомобильных дорог общего пользования.
Сеть автомобильных дорог находится в крайне изношенном состоянии. От их общей протяженности только 27 процентов соответствуют нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию и обеспечению безопасности дорожного движения. Более 80 процентов протяженности автомобильных дорог не отвечают современным нагрузкам от тяжеловесных транспортных средств.
Аналогичная ситуация сложилась и с искусственными сооружениями. По состоянию на 1 января 2009 года 6,3 процента деревянных мостов находятся в неудовлетворительном состоянии. В связи с растущей интенсивностью дорожного движения на автодорогах, увеличением в составе транспортных потоков доли тяжелых автомобилей мостовые сооружения требуют увеличения прочностных характеристик дорожных конструкций. Эти мосты не подлежат капитальному ремонту, необходима их реконструкция.
В Удмуртской Республике отсутствует мостовой переход через главную водную артерию региона - реку Каму. Сообщение между двумя районами республики, а также республики с близлежащими регионами осуществляется посредством паромных переправ в районе города Камбарки. В паводковый период и в период набора прочности ледовых переправ происходит полный разрыв сообщения между районами республики. Это обстоятельство сдерживает экономическое развитие Удмуртской Республики и примыкающих регионов.
Альтернативным путем сообщения для Камбарского района с г. Ижевском в период сезонных перерывов в сообщении через реку Каму является дорога через плотину Воткинской ГЭС у г. Чайковского Пермского края, пробег до которой от г. Камбарки составляет 75 км. Скорость движения автотранспорта по плотине Воткинской ГЭС ограничена до 40 км/час. Существующая интенсивность движения в приведенных единицах составляет 2500 - 3000 автомобилей в сутки.
Еще более сложное положение дел наблюдается в области развития сельских автомобильных дорог. В настоящее время сеть связывающих населенные пункты Удмуртской Республики сельских автомобильных дорог составляет 1713 км. Дороги эти находятся, как правило, на балансе сельхозпроизводителей, ведомственных организаций, муниципальных образований либо вообще не имеют балансодержателя. Обследование, проведенное силами государственного учреждения "Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики", показало, что правоустанавливающие документы на земельные участки под дорогами отсутствуют: межевание не производилось, перевод лесных земель в нелесные в случаях, когда это требуется, не произведен, перевод земель сельского назначения в категорию земель промышленности, транспорта, связи также отсутствует.
Состояние сельских дорог согласно обследованию можно определить как "неудовлетворительное" и не может не сказаться на показателях экономического и социального положения сельских жителей. Из-за отсутствия сети благоустроенных дорог снижается численность сельского населения, увеличивается доля транспортных издержек в себестоимости сельскохозяйственной продукции, остаются значительными потери от бездорожья в сельскохозяйственном производстве.
Поскольку развитие сети автомобильных дорог, в том числе приведение в нормативное состояние сельских автомобильных дорог, требует значительных инвестиций, а сроки реализации намеченных мероприятий продолжительные, имеется потребность решения стоящих в автодорожной отрасли проблем с использованием программного метода. Программно-целевой метод позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы на проведении работ по конкретным мероприятиям, а также привлечь дополнительные средства.