ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 26 октября 2009 года N 910-р

О РАЗРАБОТКЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ НА 2010 - 2012 ГОДЫ"


В целях обеспечения социальной поддержки инвалидов:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2010 - 2012 годы".

2. Определить заказчиком республиканской целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2010 - 2012 годы" Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики.

3. Поручить Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики в срок до 13 ноября 2009 года разработать проект республиканской целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2010 - 2012 годы" и внести его на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики.

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.ПИТКЕВИЧ

     




Приложение
к распоряжению
Правительства
Удмуртской Республики
от 26 октября 2009 года N 910-р

КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ НА 2010 - 2012 ГОДЫ" (ДАЛЕЕ - КОНЦЕПЦИЯ)

1. Обоснование соответствия решения проблемы целям и приоритетным задачам социально-экономического развития Удмуртской Республики

Концепция республиканской целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2010 - 2012 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Конвенцией о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН от 13 декабря 2006 года, подписанной Российской Федерацией распоряжением Президента Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 450-рп "О подписании Конвенции о правах инвалидов", Федеральной целевой программой "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 года N 832 "О Федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы".

Для обеспечения равных возможностей людей с ограниченными возможностями в шести субъектах Российской Федерации Приволжского федерального округа разработаны и приняты целевые программы поддержки инвалидов.

Концепция содержит комплекс целей, задач по созданию условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, а также повышению уровня их жизни, предполагаемую систему мероприятий, обеспечивающую их достижение, а также систему управления и контроль за ходом реализации Республиканской целевой программы.

Концепция разработана с учетом основных приоритетов социально-экономического развития Удмуртской Республики, предусмотренных в Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы, утвержденной Законом Удмуртской Республики от 12 ноября 2004 года N 60-РЗ "О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы".

2. Обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы программно-целевым методом

Необходимость комплексного решения вопросов, связанных с инвалидностью, программно-целевым методом обусловлена сложностью и многообразием проблем инвалидов, что предполагает разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимосвязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям. Использование программно-целевого метода в сложных социально-экономических условиях способствует более эффективному и комплексному решению поставленных задач, концентрации финансовых, материальных, трудовых ресурсов. Конкретизация мероприятий, обеспечение контроля за их реализацией, закрепление исполнителей будут способствовать надежности и эффективности реализации Программы. Исполнители мероприятий несут ответственность за ход их реализации и ответственны перед государственным заказчиком Программы - Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики. С учетом имеющегося опыта реализации целевых программ по социальной защите инвалидов на федеральном уровне использование программно-целевого метода представляется наиболее целесообразным для создания в Удмуртской Республике комплексной системы социальной поддержки и реабилитации инвалидов.

3. Характеристика и прогноз развития проблемной ситуации без использования программно-целевого метода ее решения


В Удмуртской Республике наблюдается рост численности инвалидов (2004 год - 94,1 тысяч человек, 2005 год - 104,2 тысяч человек, 2008 год - 109 тысяч человек, 2009 год - 115 тысяч человек), что составляет более 7% от общего количества населения Удмуртской Республики. Ежегодно впервые признаются инвалидами около 10,0 тысяч человек, из них граждане трудоспособного возраста составляют более 35%.

Одной из важнейших задач как в целом в Российской Федерации, так и в Удмуртской Республике стало формирование системы комплексной многопрофильной реабилитации, позволяющей решить проблемы интеграции в общество людей с ограниченными возможностями.

В Удмуртской Республике открыты 2 специализированных учреждения реабилитации для детей с ограниченными возможностями: "Глазовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" и "Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями". Ежегодно в этих центрах проходят реабилитацию около 1500 детей-инвалидов. Вместе с тем существующая система реабилитационных учреждений не удовлетворяет потребности инвалидов в реабилитационных услугах и не позволяет в полной мере решать проблемы лиц с ограниченными возможностями, поэтому в Удмуртской Республике необходим комплексный многопрофильный центр реабилитации для инвалидов.

Существует проблема трудоустройства инвалидов: в службу занятости в 2008 году обратилось 2206 инвалидов, из них трудоустроено 1618 человек, в том числе 234 инвалида трудоустроены в счет установленной законодательством квоты, около 600 человек не трудоустроено.

В рамках административной реформы проведено разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по решению проблем инвалидов. К полномочиям субъекта Российской Федерации отнесены вопросы участия в реализации государственной социальной политики в отношении инвалидов, утверждения региональных программ, содействия общественным объединениям инвалидов, содействия занятости инвалидов, реабилитации инвалидов. В случае решения проблем, связанных с инвалидностью, без использования программно-целевого метода может произойти снижение показателя реабилитации инвалидов, что приведет к увеличению их количества, ограничению доступности инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, низкому уровню занятости, трудоустройства, профессионального образования инвалидов и ухудшению их социального положения в обществе.

Для решения этих проблем необходимо межведомственное взаимодействие и координация усилий органов государственной власти различных уровней и негосударственных организаций, что возможно только при использовании программно-целевого подхода.

4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

Вариантов оптимального решения проблемы реабилитации инвалидов, интеграции их в общество, которые были бы альтернативой программно-целевому методу и позволяли достичь аналогичного эффекта, в социальной практике не отмечено. Сокращение финансирования Программы приведет к невозможности реализации ряда программных мероприятий. Факторами риска при решении указанной проблемы программно-целевым методом могут быть ухудшение в целом социально-экономической ситуации в стране, возникновение техногенных аварий, экологических катастроф и вооруженных конфликтов. Вследствие этих причин возможно снижение жизненного уровня населения, увеличение количества граждан, нуждающихся в проведении медико-социальной экспертизы и реабилитационных услугах.

Финансирование Программы планируется осуществлять из следующих источников:

- за счет средств бюджета Российской Федерации;

- за счет средств бюджета Удмуртской Республики;

- за счет средств бюджетов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике.

Для получения средств из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации планируется участие Удмуртской Республики в разработке социальных программ по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанию адресной социальной помощи неработающим пенсионерам. Источником финансирования являются субсидии из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. За период с 2005 по 2008 годы удалось привлечь из Пенсионного фонда Российской Федерации 78,2 млн. рублей.

Финансирование социальных программ проводится ежегодно в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации об условиях и порядке предоставления субсидий бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на социальные программы субъектов Российской Федерации, связанные с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам. Определение размера субсидий осуществляется исходя из объема финансирования бюджета субъекта Российской Федерации, направляемого на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам.

Практика показывает, что отсутствие целевых программ значительно снижает эффективность государственной социальной защиты инвалидов. Преимущества применения программно-целевого метода в том, что он позволяет осуществить межведомственную координацию по социальной поддержке инвалидов.

5. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы


Программа будет рассчитана на 2010 - 2012 годы и ее реализацию планируется осуществить в три этапа.

Первый этап (2010 год) предполагает организационную работу по реализации Программы, включает выполнение первоочередных мероприятий в интересах инвалидов. Производится также уточнение программных мероприятий и объемов финансирования на последующие годы.

Второй этап (2011 год) наряду с осуществлением запланированных мероприятий включает при необходимости подготовку в установленном порядке предложений по их корректировке.

Третий этап (2012 год), являясь завершающим, предполагает проведение оценки эффективности реализации Программы, подготовку предложений и рекомендаций по совершенствованию деятельности в интересах инвалидов.

Кроме того, ежегодно производится корректировка объемов финансирования программных мероприятий с учетом утвержденных расходов бюджета Удмуртской Республики.

6. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям эффективности, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам

Основной целью Программы является: создание условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, а также повышения уровня их жизни.

В рамках Программы предусматривается решение следующих задач:

удовлетворение потребностей инвалидов в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;

повышение эффективности межведомственной координации и совершенствования механизмов взаимодействия органов государственной власти и общественных объединений по проблемам инвалидов;

создание условий для повышения качества социального обслуживания и реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

Решение этих задач позволит сократить количество инвалидов, а также ежегодно возвращать к профессиональной, общественной и трудовой деятельности до 400 - 500 инвалидов. В этих целях потребуется осуществить комплекс мероприятий по следующим взаимосвязанным направлениям:

Первое направление - мероприятия по улучшению социального положения лиц с ограниченными возможностями. Данное направление предусматривает осуществление комплексной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, открытие в республике реабилитационного центра с предоставлением реабилитационных услуг ежегодно более 1000 инвалидов, оснащение средствами реабилитации и предметами ухода учреждений социальной защиты населения Удмуртской Республики с использованием новых технологий социально-бытовой, социально-медицинской, социально-трудовой реабилитации. Проводимые мероприятия позволят улучшить качество жизни и адаптировать в общество около 40000 инвалидов (2009 год - 13000 инвалидов, 2010 год - 13000 инвалидов, 2011 год - 14000 инвалидов). Показателем эффективности реализации данных программных мероприятий является увеличение количества инвалидов, которым по результатам переосвидетельствования снижена тяжесть инвалидности (2010 год - 1350 человек, 2011 год - 1500 человек, 2012 год - 1600 человек).

Второе направление - формирование доступной среды жизнедеятельности инвалидов. Данное направление предусматривает обеспечение широкого доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (установка пандусов, поручней, средств ориентации), обеспечение информационной доступности телевизионных передач для инвалидов по слуху (наложение субтитров в программе "Основные новости", организация жестового перевода в программе "Главные новости"). В результате более трех тысяч инвалидов по слуху получат доступ к информации.

7. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы

Ориентировочный объем средств из бюджета (в ценах текущих лет) Удмуртской Республики в 2010 - 2012 гг. составит 16000,0 тысяч рублей, в том числе:

     тысяч рублей

Источники финансирования

 2010 г.   

 2011 г.  

 2012 г.   

 Всего   

Бюджет Удмуртской
Республики              

 5000,0   

 6000,0   

 5000,0   

 16000,0  

Текущее финансирование  

 4747,0   

 4747,0   

 4747,0   

 14241,0  

Бюджет Пенсионного фонда

 по согласованию                 

Федеральный бюджет      

 по согласованию                 


Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

8. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемых вариантов решения проблемы


Основным объективным показателем реализации Программы является увеличение количества инвалидов, которые в результате осуществления комплекса специально организованных реабилитационных и интеграционных мероприятий смогут полностью или частично преодолеть имевшиеся ограничения жизнедеятельности.

Будут достигнуты следующие качественные и количественные результаты по направлениям Программы:

 Направления
 Программы     

 Мероприятия        

 Результаты         

Меры по улучшению
социального
положения лиц
с ограниченными
возможностями     

Открытие и оснащение
оборудованием
республиканского
многопрофильного центра
реабилитации для инвалидов

Открытие в республике
реабилитационного центра
позволит предоставить
реабилитационные услуги
ежегодно около 1000
инвалидов                  

Оснащение техническими
средствами реабилитации
и предметами ухода
учреждений социальной
защиты населения          

Показателем эффективности
реализации данных
программных мероприятий
является увеличение
количества инвалидов,
которым по результатам
переосвидетельствования
снижена тяжесть
инвалидности (2010 год -
1350 человек, 2011 год -
1500 человек, 2012 год -
1600 человек).
Более 1000 малоимущим
инвалидам ежегодно будет
оказана материальная
государственная социальная
помощь. Более 400 граждан,
нуждающихся в протезно-
ортопедической помощи,
будут обеспечены протезно-
ортопедическими изделиями  

Оказание государственной
социальной помощи
малоимущим инвалидам      

Обеспечение граждан,
нуждающихся в протезно-
ортопедической помощи,
протезно-ортопедическими
изделиями                 

Формирование
доступной среды
жизнедеятельности
инвалидов         

Обеспечение широкого
доступа инвалидов
к объектам социальной
инфраструктуры (установка
пандусов, поручней,
средств ориентации),
обеспечение информационной
доступности телевизионных
передач для инвалидов
по слуху (наложение
субтитров в программе
"Основные новости",
организация жестового
перевода в программе
"Главные новости")        

Обеспечение широкого
доступа инвалидов
к информации и объектам
социальной инфраструктуры
(более 15 тысячам инвалидов
будут улучшены условия
доступа к информации
и объектам социальной
инфраструктуры)            

9. Предложения по разработчикам проекта Программы, государственным заказчикам Программы (государственным заказчикам-координаторам) и исполнителям Программы

В качестве государственного заказчика Программы предлагается утвердить Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики.

Исполнители мероприятий Программы:

Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики;

органы местного самоуправления в Удмуртской Республике (учреждения социального обслуживания).

К реализации работ по отдельным мероприятиям Программы будут привлекаться организации с соблюдением требований Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»