РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 26 октября 2009 года N 910-р
О РАЗРАБОТКЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ НА 2010 - 2012 ГОДЫ"
В целях обеспечения социальной поддержки инвалидов:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2010 - 2012 годы".
2. Определить заказчиком республиканской целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2010 - 2012 годы" Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики.
3. Поручить Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики в срок до 13 ноября 2009 года разработать проект республиканской целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2010 - 2012 годы" и внести его на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.ПИТКЕВИЧ
КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ НА 2010 - 2012 ГОДЫ" (ДАЛЕЕ - КОНЦЕПЦИЯ)
Концепция республиканской целевой программы "Социальная поддержка инвалидов на 2010 - 2012 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Конвенцией о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН от 13 декабря 2006 года, подписанной Российской Федерацией распоряжением Президента Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 450-рп "О подписании Конвенции о правах инвалидов", Федеральной целевой программой "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 года N 832 "О Федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы".
Для обеспечения равных возможностей людей с ограниченными возможностями в шести субъектах Российской Федерации Приволжского федерального округа разработаны и приняты целевые программы поддержки инвалидов.
Концепция содержит комплекс целей, задач по созданию условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, а также повышению уровня их жизни, предполагаемую систему мероприятий, обеспечивающую их достижение, а также систему управления и контроль за ходом реализации Республиканской целевой программы.
Концепция разработана с учетом основных приоритетов социально-экономического развития Удмуртской Республики, предусмотренных в Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы, утвержденной Законом Удмуртской Республики от 12 ноября 2004 года N 60-РЗ "О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005 - 2009 годы".
Необходимость комплексного решения вопросов, связанных с инвалидностью, программно-целевым методом обусловлена сложностью и многообразием проблем инвалидов, что предполагает разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимосвязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям. Использование программно-целевого метода в сложных социально-экономических условиях способствует более эффективному и комплексному решению поставленных задач, концентрации финансовых, материальных, трудовых ресурсов. Конкретизация мероприятий, обеспечение контроля за их реализацией, закрепление исполнителей будут способствовать надежности и эффективности реализации Программы. Исполнители мероприятий несут ответственность за ход их реализации и ответственны перед государственным заказчиком Программы - Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики. С учетом имеющегося опыта реализации целевых программ по социальной защите инвалидов на федеральном уровне использование программно-целевого метода представляется наиболее целесообразным для создания в Удмуртской Республике комплексной системы социальной поддержки и реабилитации инвалидов.
В Удмуртской Республике наблюдается рост численности инвалидов (2004 год - 94,1 тысяч человек, 2005 год - 104,2 тысяч человек, 2008 год - 109 тысяч человек, 2009 год - 115 тысяч человек), что составляет более 7% от общего количества населения Удмуртской Республики. Ежегодно впервые признаются инвалидами около 10,0 тысяч человек, из них граждане трудоспособного возраста составляют более 35%.
Одной из важнейших задач как в целом в Российской Федерации, так и в Удмуртской Республике стало формирование системы комплексной многопрофильной реабилитации, позволяющей решить проблемы интеграции в общество людей с ограниченными возможностями.
В Удмуртской Республике открыты 2 специализированных учреждения реабилитации для детей с ограниченными возможностями: "Глазовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями" и "Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями". Ежегодно в этих центрах проходят реабилитацию около 1500 детей-инвалидов. Вместе с тем существующая система реабилитационных учреждений не удовлетворяет потребности инвалидов в реабилитационных услугах и не позволяет в полной мере решать проблемы лиц с ограниченными возможностями, поэтому в Удмуртской Республике необходим комплексный многопрофильный центр реабилитации для инвалидов.
Существует проблема трудоустройства инвалидов: в службу занятости в 2008 году обратилось 2206 инвалидов, из них трудоустроено 1618 человек, в том числе 234 инвалида трудоустроены в счет установленной законодательством квоты, около 600 человек не трудоустроено.
В рамках административной реформы проведено разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по решению проблем инвалидов. К полномочиям субъекта Российской Федерации отнесены вопросы участия в реализации государственной социальной политики в отношении инвалидов, утверждения региональных программ, содействия общественным объединениям инвалидов, содействия занятости инвалидов, реабилитации инвалидов. В случае решения проблем, связанных с инвалидностью, без использования программно-целевого метода может произойти снижение показателя реабилитации инвалидов, что приведет к увеличению их количества, ограничению доступности инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, низкому уровню занятости, трудоустройства, профессионального образования инвалидов и ухудшению их социального положения в обществе.
Для решения этих проблем необходимо межведомственное взаимодействие и координация усилий органов государственной власти различных уровней и негосударственных организаций, что возможно только при использовании программно-целевого подхода.
Вариантов оптимального решения проблемы реабилитации инвалидов, интеграции их в общество, которые были бы альтернативой программно-целевому методу и позволяли достичь аналогичного эффекта, в социальной практике не отмечено. Сокращение финансирования Программы приведет к невозможности реализации ряда программных мероприятий. Факторами риска при решении указанной проблемы программно-целевым методом могут быть ухудшение в целом социально-экономической ситуации в стране, возникновение техногенных аварий, экологических катастроф и вооруженных конфликтов. Вследствие этих причин возможно снижение жизненного уровня населения, увеличение количества граждан, нуждающихся в проведении медико-социальной экспертизы и реабилитационных услугах.
Финансирование Программы планируется осуществлять из следующих источников:
- за счет средств бюджета Российской Федерации;
- за счет средств бюджета Удмуртской Республики;
- за счет средств бюджетов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике.
Для получения средств из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации планируется участие Удмуртской Республики в разработке социальных программ по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанию адресной социальной помощи неработающим пенсионерам. Источником финансирования являются субсидии из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. За период с 2005 по 2008 годы удалось привлечь из Пенсионного фонда Российской Федерации 78,2 млн. рублей.
Финансирование социальных программ проводится ежегодно в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации об условиях и порядке предоставления субсидий бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на социальные программы субъектов Российской Федерации, связанные с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам. Определение размера субсидий осуществляется исходя из объема финансирования бюджета субъекта Российской Федерации, направляемого на укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам.
Практика показывает, что отсутствие целевых программ значительно снижает эффективность государственной социальной защиты инвалидов. Преимущества применения программно-целевого метода в том, что он позволяет осуществить межведомственную координацию по социальной поддержке инвалидов.
Программа будет рассчитана на 2010 - 2012 годы и ее реализацию планируется осуществить в три этапа.
Первый этап (2010 год) предполагает организационную работу по реализации Программы, включает выполнение первоочередных мероприятий в интересах инвалидов. Производится также уточнение программных мероприятий и объемов финансирования на последующие годы.
Второй этап (2011 год) наряду с осуществлением запланированных мероприятий включает при необходимости подготовку в установленном порядке предложений по их корректировке.
Третий этап (2012 год), являясь завершающим, предполагает проведение оценки эффективности реализации Программы, подготовку предложений и рекомендаций по совершенствованию деятельности в интересах инвалидов.
Кроме того, ежегодно производится корректировка объемов финансирования программных мероприятий с учетом утвержденных расходов бюджета Удмуртской Республики.
Основной целью Программы является: создание условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, а также повышения уровня их жизни.
В рамках Программы предусматривается решение следующих задач:
удовлетворение потребностей инвалидов в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;
повышение эффективности межведомственной координации и совершенствования механизмов взаимодействия органов государственной власти и общественных объединений по проблемам инвалидов;
создание условий для повышения качества социального обслуживания и реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
Решение этих задач позволит сократить количество инвалидов, а также ежегодно возвращать к профессиональной, общественной и трудовой деятельности до 400 - 500 инвалидов. В этих целях потребуется осуществить комплекс мероприятий по следующим взаимосвязанным направлениям:
Первое направление - мероприятия по улучшению социального положения лиц с ограниченными возможностями. Данное направление предусматривает осуществление комплексной реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, открытие в республике реабилитационного центра с предоставлением реабилитационных услуг ежегодно более 1000 инвалидов, оснащение средствами реабилитации и предметами ухода учреждений социальной защиты населения Удмуртской Республики с использованием новых технологий социально-бытовой, социально-медицинской, социально-трудовой реабилитации. Проводимые мероприятия позволят улучшить качество жизни и адаптировать в общество около 40000 инвалидов (2009 год - 13000 инвалидов, 2010 год - 13000 инвалидов, 2011 год - 14000 инвалидов). Показателем эффективности реализации данных программных мероприятий является увеличение количества инвалидов, которым по результатам переосвидетельствования снижена тяжесть инвалидности (2010 год - 1350 человек, 2011 год - 1500 человек, 2012 год - 1600 человек).
Второе направление - формирование доступной среды жизнедеятельности инвалидов. Данное направление предусматривает обеспечение широкого доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (установка пандусов, поручней, средств ориентации), обеспечение информационной доступности телевизионных передач для инвалидов по слуху (наложение субтитров в программе "Основные новости", организация жестового перевода в программе "Главные новости"). В результате более трех тысяч инвалидов по слуху получат доступ к информации.
Ориентировочный объем средств из бюджета (в ценах текущих лет) Удмуртской Республики в 2010 - 2012 гг. составит 16000,0 тысяч рублей, в том числе:
тысяч рублей
Источники финансирования | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | Всего |
Бюджет Удмуртской | 5000,0 | 6000,0 | 5000,0 | 16000,0 |
Текущее финансирование | 4747,0 | 4747,0 | 4747,0 | 14241,0 |
Бюджет Пенсионного фонда | по согласованию | |||
Федеральный бюджет | по согласованию |
Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
Основным объективным показателем реализации Программы является увеличение количества инвалидов, которые в результате осуществления комплекса специально организованных реабилитационных и интеграционных мероприятий смогут полностью или частично преодолеть имевшиеся ограничения жизнедеятельности.
Будут достигнуты следующие качественные и количественные результаты по направлениям Программы:
Направления | Мероприятия | Результаты |
Меры по улучшению | Открытие и оснащение | Открытие в республике |
Оснащение техническими | Показателем эффективности | |
Оказание государственной | ||
Обеспечение граждан, | ||
Формирование | Обеспечение широкого | Обеспечение широкого |
В качестве государственного заказчика Программы предлагается утвердить Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики.
Исполнители мероприятий Программы:
Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики;
органы местного самоуправления в Удмуртской Республике (учреждения социального обслуживания).
К реализации работ по отдельным мероприятиям Программы будут привлекаться организации с соблюдением требований Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".