Темпы роста ВРП и важнейших показателей социально-экономического развития Удмуртской Республики по годам
Показатели | Ед. изм. | 2004, факт | 2005, факт | 2006, факт | 2007, факт | 2008, факт | 2009, оценка |
ВРП | млрд. руб. | 107,3 | 128,8 | 163,0 | 196,0 | 240,5 | 226,1 |
Продукция промышленности | млрд. руб. | 100,1 | 128,5 <*> | 159,9 <*> | 196,6 <*> | 226,9 <*> | 199,0 <*> |
Продукция сельского хозяйства (во всех категориях хозяйств) | млрд. руб. | 16,1 | 18,7 | 21,8 | 25,4 | 32,2 | 34,2 |
Инвестиции в основной капитал | млрд. руб. | 15,4 | 25,3 | 34,3 | 44,5 | 49,9 | 37,8 |
Розничный товарооборот | млрд. руб. | 33,5 | 41,6 | 53,5 | 70,4 | 98,3 | 101,7 |
Среднемесячная зарплата | руб. | 5131 | 6373 | 7798 | 9839 | 12154 | 12850 |
________________
<*> Отгружено товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по добыче полезных ископаемых, обрабатывающим производствам, производству и распределению электроэнергии, газа и воды (по чистым видам экономической деятельности) по полному кругу организаций-производителей.
В настоящее время экономика республики, как и экономика России, сталкивается с целым рядом кратко- и среднесрочных проблем развития, обусловленных мировым финансовым кризисом. В этих условиях возрастает значимость улучшения конкурентной среды, повышения качества и конкурентоспособности продукции для перспективного развития экономики Удмуртской Республики.
В среднесрочной перспективе целью государственной экономической политики Удмуртской Республики является создание конкурентоспособной, эффективной, стабильно развивающейся, социально ориентированной экономической системы, которая должна иметь информационно-телекоммуникационную основу для развития взаимовыгодных долгосрочных производственных, торгово-экономических, культурных связей с российскими и зарубежными партнерами, сформированные рынки сбыта продукции, чтобы обеспечить воспроизводство значительной добавленной стоимости, занятость населения, регулярные налоговые платежи, качество систем жизнеобеспечения, достойный уровень их социальных стандартов.
Ключевыми факторами достижения поставленной цели являются:
структурная диверсификация производства основных отраслей промышленности Удмуртской Республики, ориентированная на выпуск конкурентоспособной продукции, использование трудовых ресурсов, качественное корпоративное управление и инвестиционный потенциал экономики. Структурная диверсификация обеспечивается инновационно-промышленной политикой - оптимальным сочетанием программ и отдельных мероприятий по стимулированию конкуренции и предпринимательской инициативы и государственной поддержки системных прорывных проектов, прежде всего, в рамках государственно-частного партнерства;
снижение избыточного регулирования, административных барьеров на пути развития предпринимательства;
(абзац введен распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 20.02.2012 N 111-р)
создание правовых, экономических, организационных, инфраструктурных, технических и социальных условий, способствующих развитию добросовестной конкуренции, открытости рынка Удмуртской Республики и противодействию коррупции;
(абзац введен распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 20.02.2012 N 111-р)
освоение новых внешних рынков сбыта продукции товаропроизводителей республики, внешних рынков высокотехнологичной продукции.
Решение вышеназванных задач требует эффективного управления инвестиционными процессами и создания благоприятных условий, позволяющих максимизировать приток инвестиций в Удмуртскую Республику.
В республике создана правовая основа государственного регулирования инвестиционной деятельности, закрепляющая максимально широкий спектр экономических преференций для предприятий республики и потенциальных инвесторов. Это Закон Удмуртской Республики от 5 марта 2003 года N 8-РЗ "О налоговых льготах, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности", Закон Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике", Закон Удмуртской Республики от 22 июня 2006 года N 26-РЗ "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике".
Основными формами государственной поддержки потенциальных инвесторов являются льгота по налогу на прибыль организаций в размере 4,5% и льгота по налогу на имущество организаций в размере 2,2% в части, зачисляемой в бюджет Удмуртской Республики, а также субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по коммерческим кредитам на реализацию инвестиционных проектов и лизингу (из расчета 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ) для предприятий машиностроения, лесопромышленного комплекса и легкой промышленности, а также на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на создание запасов сырья и материалов для предприятий лесопромышленного комплекса и легкой промышленности.
Конкурсы инвестиционных проектов организаций на право получения льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество проводятся с 2004 года.
Всего с начала проведения конкурсов инвестиционных проектов общая сумма налоговых льгот, полученных организациями-победителями, составила 298,6 млн. рублей. Объем налоговых платежей в бюджет Удмуртской Республики от реализации проектов превысил сумму предоставленных льгот почти в 8 раз и составил около 2,4 млрд. руб. Привлечено инвестиций на сумму более 11 млрд. рублей, создано более 2000 новых рабочих мест.
За период с 2006 года по 2009 год проведено 10 конкурсов инвестиционных проектов на право возмещения за счет средств бюджета Удмуртской Республики части процентной ставки по кредитам и части затрат по уплате лизинговых платежей, заключено 52 договора о предоставлении субсидии на общую сумму 28,7 млн. рублей для реализации 31 инвестиционного проекта.
За период с 2005 года было размещено три облигационных займа Удмуртской Республики. В 2005 году размещен облигационный заем объемом 1 млрд. рублей под 8% годовых сроком на 3 года. Привлеченные средства в результате размещения были направлены на реализацию инвестиционных и инновационных проектов реального сектора экономики, строительство жилья (ипотечное кредитование), поддержку субъектов малого предпринимательства, а также предоставление бюджетных кредитов администрациям муниципальных образований на реализацию мероприятий по оптимизации расходов социальной сферы. В конце 2008 года Удмуртская Республика исполнила в полном объеме обязательства по погашению привлеченных средств облигационного займа.
Средства, привлеченные в результате размещения облигационного займа в 2007 году в объеме 1,5 млрд. рублей по ставке 8,4% годовых сроком на 5 лет и в 2008 году в объеме 1 млрд. руб. под 10,9% годовых сроком на 5 лет, были направлены на реализацию инвестиционных проектов, финансирование капитальных вложений и дорожных работ.
В рамках Республиканской целевой программы "Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Удмуртскую Республику на 2007 - 2009 годы" реализован ряд мероприятий, направленных на повышение инвестиционной привлекательности Удмуртской Республики.
Кредитный рейтинг, присваиваемый международным рейтинговым агентством "Мудис Инвесторс Сервис, Инк." ("Moody's Investors Service, Inc."), подтверждает, что сегодня Удмуртская Республика по национальной шкале находится на достаточно высоком уровне Aa1(ru) (очень высокая кредитоспособность), а по глобальной шкале - на уровне Ba1 (прогноз рейтингов - стабильный). Такой же рейтинговый уровень имеют Белгородская, Вологодская, Челябинская и Самарская области, Краснодарский и Пермский края, Республики Татарстан и Башкортостан и ряд других регионов - доноров.
В 2007 году создан информационный интерактивный сайт www.udminvest.ru, на котором каждый инвестор может ознакомиться с инвестиционным законодательством, условиями участия в проводимых конкурсах и мероприятиях, перспективными инвестиционными проектами, аналитическими и статистическими отчетами о состоянии инвестиционной сферы экономики Удмуртии, узнать контакты для установления деловых связей.
Абзацы двадцать первый - двадцать шестой исключены. - Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 20.02.2012 N 111-р.