ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 15 ноября 2010 года N 1014-р

О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ МЯСНОГО СКОТОВОДСТВА В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2011 - 2020 ГОДЫ"


В целях эффективного развития мясного скотоводства в Удмуртской Республике:

1. Утвердить прилагаемую концепцию республиканской целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Удмуртской Республике на 2011 - 2020 годы".

2. Определить Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики заказчиком и разработчиком республиканской целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Удмуртской Республике на 2011 - 2020 годы".

3. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики обеспечить разработку проекта республиканской целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Удмуртской Республике на 2011 - 2020 годы" и в срок до 1 декабря 2010 года представить его на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики.

4. Утвердить предполагаемые изменения, вносимые в распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 6 октября 2009 года N 856-р "О Прогнозе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010 - 2012 годы", согласно приложению.

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.ПИТКЕВИЧ

     




Утверждена
распоряжением
Правительства
Удмуртской Республики
от 15 ноября 2010 года N 1014-р

КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ МЯСНОГО СКОТОВОДСТВА В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ НА 2011 - 2020 ГОДЫ"

     

I. Обоснование соответствия решения проблемы целям и приоритетным задачам социально-экономического развития Удмуртской Республики


Животноводство в Удмуртской Республике является важнейшей отраслью сельского хозяйства, дающей свыше 63% его валовой продукции.

Значение этой отрасли определяется ее высокой долей в производстве валового регионального продукта, и, как следствие, влиянием на экономику сельского хозяйства республики.

В рамках Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120, Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 24 марта 2008 года N 207-р, определены стратегические цели развития сельского хозяйства, основанные на ускоренном развитии приоритетных отраслей.

Мясной подкомплекс Удмуртской Республики является одним из важнейших составляющих агропромышленного комплекса. Его создание и развитие будет способствовать увеличению объемов производства сельскохозяйственной продукции, обеспечению эффективного ведения хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций, созданию новых рабочих мест на территориях сельских поселений.

Концепция республиканской целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Удмуртской Республике на 2011 - 2020 годы" (далее - Концепция) разработана в соответствии с отраслевой целевой программой "Развитие мясного скотоводства России на 2009 - 2012 годы", утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 6 ноября 2008 года N 494.

Настоящая Концепция содержит комплекс целей и задач по созданию условий для устойчивого развития отрасли мясного скотоводства и увеличения объемов производства высококачественной говядины в Удмуртской Республике.

Концепция разработана с учетом основных приоритетов социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010 - 2014 годы, утвержденных Законом Удмуртской Республики от 18 декабря 2009 года N 68-РЗ "О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010 - 2014 годы", и с учетом стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, утвержденной Законом Удмуртской Республики от 9 октября 2009 года N 40-РЗ "О Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года".

На сегодняшний день получение высококачественной говядины сопровождается большим количеством нерешенных проблем.

Главным препятствием успешного и устойчивого развития конкурентоспособного мясного скотоводства в Удмуртии является отсутствие специализации деятельности сельскохозяйственных организаций в направлении мясного скотоводства, низкий уровень ресурсного обеспечения отрасли.

Анализ развития отрасли животноводства за 2005 - 2009 годы позволяет выявить тенденцию роста объемов производства скота и птицы на убой при снижении численности поголовья сельскохозяйственных животных. В то же время относительно базового 1990 года объемы производства мяса сократились на 25%, поголовье крупного рогатого скота - на 37%.

За этот же период в расчете на душу населения уменьшилось производство мяса всех видов в убойной массе с 76 до 60 кг, потребление - с 71 до 55 кг. Лишь в последние 2 - 3 года наметился некоторый рост производства мяса, в основном мяса птицы и свинины как скороспелых отраслей.

В мясном балансе Удмуртской Республики на долю говядины и телятины в 2005 году приходилось 39,9%, в 2009 году - 35,4%, то есть ее удельный вес в общем объеме производства на территории Удмуртии достаточно низкий.

Основным источником производства говядины в Удмуртской Республике в 2005 - 2009 годы являются выбракованные коровы и откормочный контингент молодняка из молочных стад, на долю которых приходится 100% этого вида мяса, что свидетельствует о необходимости создания отрасли специализированного мясного скотоводства.

Реализация молодняка крупного рогатого скота (далее - КРС) живой массой 370 - 380 кг влечет за собой увеличение уровня себестоимости откорма молодняка, низкий уровень закупочных цен (в силу низкой упитанности), что, соответственно, приводит к получению убытков от производства и реализации данного вида сельскохозяйственной продукции.

Кроме того, реализация молодняка крупного рогатого скота уменьшает возможности сельскохозяйственного товаропроизводителя обеспечивать воспроизводство продуктивного молочного поголовья.

Таким образом, принимая во внимание необходимость обеспечения сохранности крупного рогатого скота молочного направления, высокую значимость сельскохозяйственного производства в развитии поселений, районов, республики, необходимо прямое участие государства в создании условий для эффективного развития отрасли мясного скотоводства в Удмуртской Республике.

II. Обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы программно-целевым методом


Развитие отрасли мясного скотоводства будет способствовать полноценному и сбалансированному использованию имеющихся в Удмуртии ресурсов земли, крупного рогатого скота, рабочей силы, кормовых и других ресурсов.

Учитывая высокий удельный вес сельских жителей в Удмуртии (32,2%), развитие отрасли позволит повысить уровень занятости населения, поступлений в бюджеты муниципальных образований, развития производственной и социальной инфраструктуры в сельской местности.

Особое значение отрасль мясного скотоводства приобретает в условиях снижения уровня производства мяса КРС.

Принимая во внимание сложившуюся ситуацию в области производства мяса КРС, очевидно, что формирование отрасли без разработки программно-целевого метода не представляется возможным.

III. Характеристика и прогноз развития проблемы без использования программно-целевого метода ее решения


Отсутствие мясного скотоводства как отдельного направления отрасли животноводства приведет к ряду упущенных возможностей агропромышленного комплекса Удмуртской Республики: снижение эффективности процесса воспроизводства крупного рогатого скота молочного направления, снижение объемов производства мяса КРС, недополучение доходов сельскохозяйственными товаропроизводителями, поступлений в бюджеты всех уровней.

Без разработки и внедрения программно-целевого метода развития отрасли мясного животноводства в Удмуртской Республике прогнозируется:

1) снижение поголовья ремонтного молодняка молочного направления;

2) дальнейшее снижение объемов производства мяса КРС;

3) усиление зависимости экономики Удмуртской Республики от других регионов в части обеспечения населения республики высококачественным мясом говядины.

IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы


Основными вариантами реализации республиканской целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Удмуртской Республике на 2011 - 2020 годы" (далее - Программа) являются:

1) формирование племенной базы крупного рогатого скота мясного направления продуктивности в специализированных хозяйствах;

2) увеличение объема производства мяса крупного рогатого скота;

3) создание комплекса специализированных сельскохозяйственных организаций с замкнутым циклом производства.

На решение проблемы могут оказывать влияние различные риски:

1. Макроэкономические риски. Снижение темпов экономического роста может привести к снижению инвестиционных возможностей и усилению зависимости от государственной поддержки. Ухудшение внутренней и внешней конъюнктуры мировых цен может снизить ожидаемую эффективность отрасли, а также уменьшить спрос на производимую продукцию вследствие сокращения реальных доходов населения.

2. Природно-климатические риски. Сельское хозяйство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от погодно-климатических условий. Снижение обеспеченности отрасли кормами вследствие неурожая.

3. Социальные риски. Возможность усиления социальной непривлекательности сельской местности, увеличения разрыва между уровнями жизни города и села создаст серьезную угрозу демографического кризиса в сельской местности, что, в свою очередь, спровоцирует нехватку трудоспособного населения, поставит под угрозу реализацию программ развития аграрного сектора.

4. Международные торгово-политические риски. Существует риск значительного возрастания ограничений на рынке продукции и конкуренции в результате вступления России во Всемирную торговую организацию.

5. Финансовые риски. Сложившаяся с 2009 года финансово-экономическая ситуация в мире и в Российской Федерации может привести к ограничению бюджетного финансирования программ, что приводит к снижению эффективности программных мероприятий в связи с сокращением объемов работ, предусмотренных Программой.


V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы


Программа предполагает развитие отрасли мясного скотоводства в Удмуртской Республике поэтапно, на период с 2011 по 2020 годы:

2011 - 2015 годы - формирование племенного потенциала отрасли с последующим развитием;

2015 - 2017 годы - стабилизация объемов производства мяса крупного рогатого скота;

2017 - 2020 годы - создание комплекса специализированных сельскохозяйственных организаций с замкнутым циклом производства мяса крупного рогатого скота, увеличение объемов производства высококачественной говядины.

VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям эффективности, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам


Исходя из основных проблем отрасли в Программе определена цель и задачи развития мясного скотоводства Удмуртии.

Цель Программы - создание конкурентоспособной отрасли мясного скотоводства и условий для ее дальнейшего устойчивого развития, что позволит в конечном итоге увеличить объемы производства высококачественной говядины.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- формирование племенных стад как базы дальнейшего развития отрасли мясного скотоводства;

- увеличение удельного веса крупного рогатого скота в структуре производства (реализации) основных видов скота и птицы на убой (в живой массе);



- создание специализированных хозяйств для содержания крупного рогатого скота мясных пород.


Прогнозные целевые индикаторы

 Наименование

 целевых

 индикаторов    

2009

год

2010

год

2011

 год

2012

 год

2013

 год

 2014

 год  

 2015

 год  

 2016

 год  

 2017

 год  

 2018

 год  

 2019

 год  

 2020

 год  

Покупка племенного

молодняка

и нетелей

специализированных

мясных пород,

голов             

 0  

 0  

250  

350  

300  

 200  

 200  

 200  

 300  

 300  

 300  

 200  

Поголовье

специализированно-

го мясного скота,

всего, голов      

 0  

 0  

250  

650  

950  

1150  

1377  

1580  

1587  

1890  

2099  

2400  

Производство мяса

крупного рогатого

скота, тыс. тонн

(ж.в.)            

58,1

58,1

 59,1

 62,3

 68  

 74,9

 82,8

 84,5

 86,1

 87,9

 89,6

 91,4

Доля производства

мяса крупного

рогатого скота, %

35,4

35,3

 35,8

 37,3

 39,5

 43,1

 46,5

 46,7

 46,9

 47,2

 47,6

 47,8

     

Социальная эффективность


В соответствии с программными мероприятиями развитие отрасли мясного скотоводства в Удмуртии позволит обеспечить создание 10 дополнительных рабочих мест в 2011 году и до 50 к 2020 году (при среднегодовой численности работников отрасли - 6600 человек).

Кроме того, решение поставленных Программой задач позволит обеспечить рост доходов работников отрасли мясного скотоводства на 15 - 17%, что составит более 6496,1 рубля в месяц (по итогам работы за 2009 год - 4997,0 рубля).

Бюджетная эффективность


В настоящее время сельскохозяйственными организациями, реализующими мясо крупного рогатого скота, уплачивается более 140,0 миллиона рублей в бюджеты всех уровней, в том числе в бюджет Удмуртской Республики - более 65,0 млн. рублей.

При условии выполнения программных мероприятий в полном объеме уровень налоговых отчислений в бюджет и бюджетная эффективность составят:

 Показатель  

 2010

 год  

 2011

 год  

 2012

 год  

 2013

 год  

 2014

 год  

 2015

 год  

 2016

 год  

 2017

 год  

 2018

 год  

 2019

 год  

 2020

 год  

Отчисления

в бюджеты всех

уровней, тыс.

рублей        

148,00

149,50

157,00

172,60

189,90

208,90

229,80

259,70

298,60

352,40

419,30

в том числе

в бюджет УР,

тыс. рублей   

 68,00

 68,70

 72,80

 77,90

 85,70

 94,30

103,70

117,20

134,70

159,00

189,20

Объем

субсидий, млн.

рублей        

 0,00

 5,78

 21,74

 28,91

 26,38

 30,47

 34,04

 56,53

 62,22

 66,59

 69,38

Бюджетная

эффективность,

%             

 -   

 8   

 30   

 37   

 31   

 32   

 33   

 48   

 46   

 42   

 37   

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»