Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ" (с изменениями на: 19.05.2014)

2.8.1. Характеристика состояния сферы социально-экономического развития, в рамках которой реализуется подпрограмма, в том числе основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития

Защита прав потребителей, а также безопасность и качество поступающих и реализуемых товаров (работ, услуг) на потребительском рынке является одним из важнейших социально значимых направлений государственной политики. В условиях вхождения России во Всемирную торговую организацию вопросы продовольственной безопасности, сохранение существующих и поиск новых рынков сбыта удмуртской продукции имеют особое значение. Защита прав потребителей, в том числе и обеспечение потребителей безопасной и качественной продукцией, - это прежде всего защита соответствующих прав конкретного гражданина, чьи нарушенные интересы могут быть эффективно восстановлены только при должной организации деятельности в этом направлении на региональном и местном уровне.

Развитие современного рынка товаров и услуг ведет к возникновению новых проблем правового, экономического, организационного и социального характера. Снижение таможенных тарифов облегчит доступ иностранных товаров и услуг на российский рынок. Приток импортной продукции может негативно отразиться на работе ряда отраслей отечественной промышленности, сферы торговли и услуг. Это относится к пищевой, легкой промышленности, а также розничной торговле, в частности, малому и среднему бизнесу. Обилие и дешевизна импортных товаров не всегда высокого качества могут быть полезны отечественному потребителю лишь в условиях здоровой конкуренции, обеспечения безопасности и качества отечественной продукции, в том числе удмуртского производства, а также эффективной системы защиты прав потребителей.

В последние годы расширился спектр вопросов деятельности потребительского рынка, с которыми жители Удмуртской Республики обращаются в органы контроля и надзора.

Контрольно-надзорные мероприятия, проведенные Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике, направлены на защиту прав, как конкретных граждан, так и неопределенного круга потребителей. В 2013 году количество проверок с выявленными нарушениями составило 93% от общего количества проведенных (в 2012 году - 80%).

В 2013 году выявлено более 4 тысяч нарушений действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере защиты прав потребителей, что выше на 14%, чем в 2012 году, в том числе 268 требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, из них:

розничная торговля пищевыми продуктами - 37,5% (в 2012 году - 44,8%);

розничная торговля непродовольственными товарами - 18,4% (в 2012 году - 20,6%);

оказание услуг общественного питания - 11,5% (в 2012 году - 10,7%);

оказание бытовых услуг - 9,6% (в 2012 году - 5,9%).

Показатель, характеризующий число фиксируемых нарушений норм законодательства о защите прав потребителей в расчете на одну проверку, составляет 3 нарушения, что остается выше среднероссийского значения (по Российской Федерации в 2012 году - 2,6).

Самые высокие величины данного показателя зафиксированы в сферах оказания услуг общественного питания - 4,1 и торговли пищевыми продуктами - 3,56.

Основными нарушениями, выявленными при проверках, являются:

в сфере оказания услуг общественного питания: обсчеты, обвесы, недовложения продуктов в приготовленные блюда, нарушения технологии приготовления блюд и готовой продукции;

в сфере торговли: нарушение условий хранения пищевых продуктов, реализация продовольственных товаров с просроченными сроками годности.

Основными причинами, порождающими многочисленные нарушения прав потребителей, являются низкая правовая грамотность населения и работников хозяйствующих субъектов, низкая информированность граждан о механизмах реализации своих прав, недостаточно четкое взаимодействие органов исполнительной власти Удмуртской Республики с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Удмуртской Республике, органами местного самоуправления в Удмуртской Республике, общественными организациями, занимающимися вопросами защиты прав потребителей, предприятиями торговли и пищевой промышленности и, как следствие, отсутствие в республике эффективной системы защиты прав потребителей.

Ежегодно в республике проводится месячник, посвященный Всемирному дню защиты прав потребителей. В рамках данного месячника Министерством торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике, торговыми предприятиями республики, общественными организациями осуществляется ряд мероприятий по защите интересов потребителей:

в предприятиях торговых сетей проводятся потребительские конференции, в ходе которых потребители могут высказать жалобу, предложение, получить разъяснения;

организуется "Горячая линия" по вопросам соблюдения действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере защиты прав потребителей;

на сайте Министерства торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики проводятся интернет-опросы потребителей;

представители Министерства торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики принимают участие в Дне открытых дверей для учащихся профильных учебных заведений, где освещаются основы законодательства о защите прав потребителей.

В целях повышения интереса школьников и студентов к изучению основ законодательства о защите прав потребителей, применения полученных знаний на практике и формирования правовой культуры в учебных заведениях республики проводятся мероприятия по проведению открытых занятий по вопросам защиты прав потребителей. Учебными заведениями республики заключен 41 договор с предприятиями торговли и гостиничного бизнеса на прохождение производственной практики. Необходимо заключение аналогичных договоров с предприятиями пищевой промышленности.

В рамках регионального партийного проекта "Народный контроль" регулярно проводятся рейды по объектам торговли с целью выявления фактов нарушения законодательства в области защиты прав потребителей с участием представителей Государственного Совета Удмуртской Республики, Министерства торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики, Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике, партии "Единая Россия", общественных организаций и средств массовой информации.

Организуется информационное сопровождение мероприятий, проводимых Министерством торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики (за 2013 год проведено 48 различных мероприятий: республиканские конкурсы и семинары, выставки, дегустации, ярмарки, смотры качества, пресс-конференции, коллегии, "круглые столы" и другие мероприятия). По запросу теле-, радио-, печатных средств массовой информации, а также по инициативе Министерства торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики, за 2013 год подготовлено 129 материалов по вопросам функционирования потребительского рынка, проведено 7 пресс-конференций, принято участие в 28 теле-, радиопередачах.

Рассмотрение обращений граждан находится на постоянном контроле Министерства торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики. В 2013 году поступило и рассмотрено 69 письменных обращений граждан, из них - 19 жалоб. Структура обращений сохраняется на протяжении последних лет, в 2013 году представлена следующим образом: 85% обращений поступили по вопросам лицензирования (декларирования) алкогольной продукции, 12% - по вопросам функционирования потребительского рынка, 1% - по кадровому обеспечению, 2% - по прочим обращениям.

В Министерстве торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики организован личный прием граждан, проводятся устные консультации, ведутся журналы учета личного приема граждан и устных обращений.

Для обеспечения реализации прав граждан, организаций и предприятий на доступ к информации о защите прав потребителей на официальном сайте Министерства торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещен раздел "Обращения", где каждый житель республики в интернет-приемной может подать жалобу и ознакомиться с порядком рассмотрения обращения, обзорами обращений, порядком обжалования, также размещена информация по защите прав потребителей, в том числе ссылка на сайт Союза потребителей Российской Федерации (Общественный союз общественных организаций), где представлены образцы претензий для наиболее распространенных нарушений прав потребителей, требования к оформлению искового заявления в суд. На сайте размещен Перечень общественных организаций республики, осуществляющих деятельность в сфере защиты прав потребителей, с которыми осуществляется активное взаимодействие. С каждым годом посещаемость официального сайта Министерства торговли и бытовых услуг Удмуртской Республики возрастает и к концу 2013 году превысила 150 человек в сутки.

По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в 2013 году наибольший процент забракованной продукции среди проинспектированных товаров составили:

хлебобулочные изделия - 4,1% (в 2012 году - 5,2%);