ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2008 года N 149-IV
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПРИВЕДЕНИЕ В НОРМАТИВНОЕ СОСТОЯНИЕ СЕЛЬСКИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (2009 - 2013 ГОДЫ)"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2010 года на основании постановления Государственного Совета Удмуртской Республики от 16.02.2010 N 384-IV.
____________________________________________________________________
Зарегистрировано в Управлении Минюста РФ по УР 21 октября 2008 года N RU18000200800352
Государственный Совет Удмуртской Республики постановляет:
1. Утвердить Республиканскую целевую программу "Приведение в нормативное состояние сельских автомобильных дорог Удмуртской Республики (2009 - 2013 годы)" (прилагается).
2. Определить государственным заказчиком Республиканской целевой программы "Приведение в нормативное состояние сельских автомобильных дорог Удмуртской Республики (2009 - 2013 годы)" государственное учреждение "Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики".
Председатель Государственного Совета
Удмуртской Республики
А.В.СОЛОВЬЕВ
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПРИВЕДЕНИЕ В НОРМАТИВНОЕ СОСТОЯНИЕ СЕЛЬСКИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (2009 - 2013 ГОДЫ)"
Наименование Программы | Республиканская целевая программа "Приведение в нормативное состояние сельских автомобильных дорог Удмуртской Республики (2009 - 2013 годы)" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Распоряжение Правительства Удмуртской Республики |
Государственный заказчик Программы | Государственное учреждение "Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики" |
Разработчик Программы | Государственное учреждение "Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики" |
Исполнители Программы | Государственное учреждение "Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики", органы местного самоуправления в Удмуртской Республике (при условии заключения соответствующих соглашений) |
Основные цели Программы | Повышение жизненного уровня сельского населения на основе развития инженерной инфраструктуры в части приведения в нормативное техническое состояние связывающих населенные пункты сельских автомобильных дорог; увеличение в Удмуртской Республике сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на 1604 км за счет включения в порядке, предусмотренном законодательством, в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения сельских автомобильных дорог, приведенных в нормативное состояние в соответствии с Программой |
Основные задачи Программы | Приведение в нормативное техническое состояние сельских автомобильных дорог, находящихся в собственности (ведении) муниципальных районов, для их последующего включения в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения; поддержание в нормативном техническом состоянии автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения; обеспечение в Удмуртской Республике бесперебойного и безопасного движения по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, в том числе по вновь принятым из числа сельских автомобильных дорог |
Целевые индикаторы Программы | Количество сельских населенных пунктов, имеющих связь по дорогам с твердым покрытием с сетью автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения; протяженность приведенных в нормативное техническое состояние и включенных в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения сельских автомобильных дорог (км) |
Сроки и этапы реализации Программы | Срок реализации Программы: 2009 - 2013 годы, в том числе: 1 этап - 2009 - 2011 годы; 2 этап - 2012 - 2013 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | Объем финансирования Программы оценивается в 21088 млн. рублей, из них: 21000 млн. руб. - средства бюджета Удмуртской Республики, в том числе 10500 млн. руб. - средства, поступившие в бюджет Удмуртской Республики из федерального бюджета; 88 млн. руб. - средства бюджетов муниципальных образований (выделяются муниципальными образованиями в соответствии с бюджетным законодательством). Объемы финансирования, предусмотренные настоящей Программой, носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке при формировании и утверждении соответствующих бюджетов |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально- экономической эффективности | Реализация Программы позволит привести в нормативное техническое состояние 1604 км сельских автомобильных дорог, соединяющих населенные пункты, и увеличить за счет них в Удмуртской Республике сеть автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения. Социально-экономическая эффективность Программы выражается: в повышении безопасности дорожного движения; в оживлении социальной сферы села, в доступности для жителей сельских населенных пунктов медицинских услуг, услуг образования и культуры, а также в повышении их эффективности; в создании благоприятных жилищных условий в сельской местности; в сокращении потерь сельскохозяйственной продукции при ее транспортировке; в снижении транспортных издержек в себестоимости сельскохозяйственной продукции |
В настоящее время сеть сельских автомобильных дорог, связывающих населенные пункты Удмуртской Республики, составляет 1713 километров. Дороги эти находятся на балансе сельхозпроизводителей, в собственности или ведении муниципальных образований либо вообще не имеют собственника (балансодержателя). Обследование, проведенное силами государственного учреждения "Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики", показало, что правоустанавливающие документы на земельные участки под сельскими автомобильными дорогами отсутствуют, межевание не производилось, перевод лесных земель в нелесные в случаях, когда это требуется в соответствии с законодательством, не произведен, перевод земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения также отсутствует.
Состояние сельских автомобильных дорог согласно обследованию можно определить как "неудовлетворительное". Автомобильные дороги, числящиеся дорогами с усовершенствованным покрытием, имеют старое разрушенное асфальтобетонное покрытие, просадки составляют до 30 сантиметров, ямы с застоем воды - 5 - 10 квадратных метров, имеются множественные раскрытые трещины, обочины отсутствуют. Участками асфальтобетонное покрытие разрушено полностью.
Износ большей части автомобильных дорог с покрытием переходного типа (гравийных) составляет около 90 процентов: покрытие неровное, без профиля, большое количество просадок и ям. Видимость не обеспечена из-за деревьев и кустарников.
Состояние грунтовых и полевых автомобильных дорог также неудовлетворительное. Это дороги, по которым невозможен круглогодичный проезд транспорта.
Обследование искусственных сооружений (мостов и водопропускных труб) показало, что большинство из них находится в неудовлетворительном и аварийном состоянии. Дефекты выражаются в отсутствии укреплений на входе и выходе трубы, размыве земляного полотна, просадке тела трубы, расхождении стыков секций. Мосты построены без проектно-сметной документации, не обеспечена безопасность дорожного движения (отсутствует колесоотбойный брус, перильное ограждение), снижена долговечность (разрушены покрытие проезжей части, опорные части пролетных строений, отсутствует укрепление русла), несущая способность не отвечает нормативной нагрузке НК-80.
Такое состояние сельских автомобильных дорог не может не сказываться на показателях экономического и социального положения сельских жителей. Отсутствие благоустроенных дорог является одной из причин снижения численности сельского населения, приводит к увеличению доли транспортных издержек в себестоимости сельскохозяйственной продукции, сопровождается значительными потерями от бездорожья в сельскохозяйственном производстве.
Для решения указанной проблемы и приведения в нормативное состояние сельских автомобильных дорог в течение 2001 - 2007 годов периодически направлялись средства целевого бюджетного территориального дорожного фонда Удмуртской Республики и финансовая помощь, поступавшая из федерального бюджета.
Ситуация, сложившаяся в сфере финансирования развития дорог в сельской местности, характеризуется следующими показателями:
Источники финансирования | Фактическое выполнение дорожных работ по годам, тыс. рублей | ||||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Целевой бюджетный территориальный дорожный фонд Удмуртской Республики | 0 | 0 | 24580 | 35162 | 0 | 0 | 1000 |
Средства, поступившие из федерального бюджета | 25000 | 28420 | 31830 | 35100 | 0 | 0 | 0 |
Всего | 25000 | 28420 | 56410 | 70262 | 0 | 0 | 1000 |
За счет средств целевого бюджетного территориального дорожного фонда Удмуртской Республики и финансовой помощи, поступившей из федерального бюджета, за 7 лет было отремонтировано и тем самым приведено в нормативное состояние 144 км сельских автомобильных дорог:
Наименование работ | Фактическое выполнение дорожных работ по годам, км | ||||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Приведение в нормативное состояние связывающих населенные пункты сельских автомобильных дорог для приемки их в сеть дорог общего пользования | 21 | 25 | 44 | 54 | 0 | 0 | 0 |
Поскольку приведение в нормативное состояние сельских автомобильных дорог требует значительных инвестиций, а сроки реализации намеченных мероприятий продолжительные, имеется потребность решения проблемы с использованием программного метода.
Почти 36% сельских населенных пунктов с населением более 60 тыс. человек не связаны с общей дорожной сетью дорогами с твердым покрытием. Бездорожье является препятствием для осуществления приоритетных национальных проектов в каждом третьем населенном пункте республики и, соответственно, для решения задач социально-экономического развития Удмуртской Республики.
Приоритетный национальный проект "Здоровье" имеет конечной целью увеличение продолжительности жизни граждан. Для этого требуется не только улучшить здравоохранение, но и дать возможность каждому человеку регулярно посещать медицинские учреждения, а также получать экстренную медицинскую помощь на дому. Жители многих сельских населенных пунктов не могут воспользоваться современными поликлиниками и больницами из-за отсутствия постоянного транспортного сообщения. Оснащение новейшей техникой станций скорой помощи не дает ожидаемого эффекта, если в сельской местности нет благоустроенных автомобильных дорог. Муниципальные образования в большинстве случаев не имеют средств на развитие дорожной инфраструктуры.
Приоритетный национальный проект "Образование" должен сыграть решающую роль в обеспечении отраслей российской экономики квалифицированными кадрами. Но дети, живущие на селе, не могут посещать школы без круглогодично функционирующих автомобильных дорог.
Одна из самых сложных задач - реализация приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". В нем предусмотрено расширение строительства не только в крупных городах, но и в малых населенных пунктах. Указанное строительство должно способствовать привлечению и закреплению высококвалифицированных кадров в провинции. Но без развития транспортной инфраструктуры, особенно в сельской местности, осуществить данный проект в полном объеме невозможно. Отток населения, особенно квалифицированных специалистов, из сельской местности связан с отсутствием свободного доступа к медицинскому обслуживанию, нормальному образованию, культурным ценностям.
Сельское хозяйство не сможет нормально развиваться без надежной транспортной системы. Конкурентоспособное сельскохозяйственное предприятие с сезонным циклом работ и скоропортящейся продукцией требует выходов на региональную и федеральную сеть автомобильных дорог. Кроме того, ему необходима также развитая внутрихозяйственная автодорожная инфраструктура. При неудовлетворительном техническом состоянии или отсутствии автомобильных дорог с твердым покрытием резко уменьшается скорость автомобильного транспорта, увеличивается время пребывания пассажиров в пути, снижается безопасность движения. Также повышается стоимость перевозок, так как машины часто требуется буксировать тракторами или выделять дополнительный подвижной состав. Таким образом, вывоз сельскохозяйственной продукции задерживается или оказывается невозможным. В периоды весенне-осенней распутицы при отсутствии нормальных дорог автомобильный транспорт выезжает на засеянные поля. В результате часть пахотной земли и урожая выводится из оборота. Растут потери от транспортировки сельскохозяйственной продукции в условиях бездорожья. Снижается урожайность в придорожной полосе из-за запыленности посевов.
Целью Программы является повышение жизненного уровня сельского населения на основе развития инженерной инфраструктуры в части приведения в нормативное техническое состояние связывающих населенные пункты сельских автомобильных дорог. К 2013 году сеть автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения должна увеличиться на 1604 км.
Для достижения указанных целей Программы необходимо решить следующие задачи:
1) осуществить весь комплекс мер по подготовке к выполнению дорожных работ, направленных на приведение сельских автомобильных дорог в нормативное техническое состояние (обследование дорог, выполнение землеустроительных работ, оформление правоустанавливающих документов на земельный участок, подтверждение балансовой стоимости автомобильной дороги, разработка проектно-сметной документации и т.д.);
2) привести в нормативное техническое состояние сельские автомобильные дороги, связывающие населенные пункты, посредством их реконструкции, капитального ремонта и ремонта;
3) увеличить в Удмуртской Республике сеть автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения за счет сельских автомобильных дорог, приведенных в нормативное техническое состояние;
4) обеспечить в Удмуртской Республике бесперебойное и безопасное движение по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, в том числе по вновь принятым из числа сельских автомобильных дорог.
Сроки реализации Программы - 2009 - 2013 годы. Этапы реализации Программы:
1 этап - 2009 - 2011 годы;
2 этап - 2012 - 2013 годы.
На 1 этапе реализации Программы в целях обеспечения безопасной и бесперебойной перевозки сельских школьников к учебным заведениям в первую очередь планируется выполнение мероприятий по приведению в нормативное техническое состояние 539 км сельских автомобильных дорог, по которым проходят маршруты школьных автобусов. В ходе 2 этапа реализации Программы будут осуществлены прочие мероприятия в целях выполнения задач, предусмотренных Программой.
Целевыми индикаторами Программы являются:
1) количество сельских населенных пунктов, имеющих связь по дорогам с твердым покрытием с сетью автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения;
2) протяженность приведенных в нормативное техническое состояние и включенных в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения сельских автомобильных дорог (км).
Целевые индикаторы по годам реализации Программы представлены в таблице 1.
Таблица 1
Наименование индикатора | Значение индикатора по годам, единиц | |||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Количество сельских населенных пунктов, имеющих связь по дорогам с твердым покрытием с сетью автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения | 45 | 73 | 152 | 161 | 140 | 139 |
Протяженность приведенных в нормативное техническое состояние и включенных в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения сельских автомобильных дорог (км) | 109 | 180,5 | 334,4 | 388,4 | 362,0 | 338,7 |
План мероприятий Программы представлен в таблице 2.