РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 21 июля 2008 года N 680-р
О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРИВЕДЕНИЕ В НОРМАТИВНОЕ СОСТОЯНИЕ СЕЛЬСКИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (2009 - 2013 ГОДЫ)"
В целях обеспечения сельского населения Удмуртской Республики автомобильными дорогами с твердым покрытием:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Приведение в нормативное состояние сельских автомобильных дорог Удмуртской Республики (2009 - 2013 годы)".
2. Утвердить государственное учреждение "Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики" заказчиком республиканской целевой программы "Приведение в нормативное состояние сельских автомобильных дорог Удмуртской Республики (2009 - 2013 годы)".
3. Государственному учреждению "Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики" в срок до 1 августа 2008 года обеспечить разработку проекта республиканской целевой программы "Приведение в нормативное состояние сельских автомобильных дорог Удмуртской Республики (2009 - 2013 годы)".
Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.ПИТКЕВИЧ
КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПРИВЕДЕНИЕ В НОРМАТИВНОЕ СОСТОЯНИЕ СЕЛЬСКИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (2009 - 2013 ГОДЫ)"
Почти 36% сельских населенных пунктов с населением более 60 тыс. человек не связаны с общей дорожной сетью дорогами с твердым покрытием. Бездорожье является препятствием для осуществления приоритетных национальных проектов в каждом третьем населенном пункте республики и, соответственно, решения задач социально-экономического развития Удмуртской Республики.
Проект "Здоровье" имеет конечной целью увеличение продолжительности жизни граждан. Для этого требуется не только улучшить здравоохранение, но и дать возможность каждому человеку регулярно посещать медицинские учреждения, а также получать экстренную медицинскую помощь на дому. Жители многих сел не могут воспользоваться современными поликлиниками и больницами из-за отсутствия постоянного транспортного сообщения. Оснащение новейшей техникой станций скорой помощи не дает ожидаемого эффекта, если в сельской местности нет благоустроенных автомобильных дорог. Местные бюджеты в большинстве случаев не имеют средств на развитие дорожной инфраструктуры.
Национальный проект "Образование" должен сыграть решающую роль в обеспечении отраслей российской экономики квалифицированными кадрами. Но дети, живущие на селе, не могут посещать школы без круглогодично функционирующих автодорог.
Одна из самых сложных задач - реализация национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". В нем предусмотрено расширение строительства не только в крупных городах, но и в малых населенных пунктах. Оно должно способствовать привлечению и закреплению высококвалифицированных кадров в провинции. Однако без развития транспортной инфраструктуры, особенно в сельской местности, осуществить данный проект в полном объеме невозможно.
Отток населения, особенно специалистов, из сельской местности связан с отсутствием свободного доступа к медицинскому обслуживанию, нормальному образованию, культурным ценностям.
Сельское хозяйство не возродится без надежной транспортной системы. Конкурентоспособное сельхозпредприятие с сезонным циклом работ и скоропортящейся продукцией требует выходов на региональную и федеральную сеть автомобильных дорог. Необходима также развитая внутрихозяйственная автодорожная инфраструктура.
При неудовлетворительном техническом состоянии или отсутствии дорог с твердым покрытием резко уменьшается скорость автотранспорта, увеличивается время пребывания пассажиров в пути, снижается безопасность движения. Кроме того, повышается стоимость перевозок, так как машины часто требуется буксировать тракторами или выделять дополнительный подвижной состав. Таким образом, вывоз сельскохозяйственной продукции задерживается или оказывается невозможным.
В периоды весенне-осенней распутицы при отсутствии нормальных дорог автотранспорт выезжает на засеянные поля. В результате часть пахотной земли и урожая выводится из оборота. Растут потери от транспортировки сельскохозяйственной продукции в условиях бездорожья. Снижается урожайность в придорожной полосе из-за запыленности посевов.
В настоящее время сеть связывающих населенные пункты Удмуртской Республики сельских автомобильных дорог составляет 1713 км. Дороги эти находятся, как правило, на балансе сельхозпроизводителей, ведомственных организаций, муниципальных образований либо вообще не имеют балансодержателя. Обследование, проведенное силами государственного учреждения "Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики", показало, что правоустанавливающие документы на земельные участки под дорогами отсутствуют: межевание не производилось, перевод лесных земель в нелесные в случаях, когда это требуется, не произведен, перевод земель сельского назначения в категорию земель промышленности, транспорта, связи также отсутствует.
Состояние сельских дорог согласно обследованию можно определить как "неудовлетворительное" и не может не сказаться на показателях экономического и социального положения сельских жителей. Из-за отсутствия сети благоустроенных дорог снижается численность сельского населения, увеличивается доля транспортных издержек в себестоимости сельскохозяйственной продукции, остаются значительными потери от бездорожья в сельскохозяйственном производстве.
Периодически средства территориального дорожного фонда и финансовая помощь из федерального бюджета направлялись на решение задачи приведения в нормативное состояние сельских автомобильных дорог Удмуртской Республики.
Ситуация, сложившаяся в сфере финансирования развития дорог в сельской местности, характеризуется следующими показателями:
Источники финансирования | Фактическое выполнение дорожных работ | ||||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Приведение в нормативное | 25000 | 28420 | 56410 | 70262 | 0 | 0 | 1000 |
в том числе за счет: | |||||||
целевого бюджетного | 0 | 0 | 24580 | 35162 | 0 | 0 | 1000 |
федерального бюджета | 25000 | 28420 | 31830 | 35100 | 0 | 0 | 0 |
За счет средств целевого бюджетного территориального дорожного фонда Удмуртской Республики и финансовой помощи из федерального бюджета за 7 лет было отремонтировано и тем самым приведено в нормативное состояние 144 км сельских дорог:
Наименование работ | Фактическое выполнение дорожных работ | ||||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Приведение в нормативное | 21 | 25 | 44 | 54 | 0 | 0 | 0 |
Поскольку приведение в нормативное состояние сельских автомобильных дорог требует значительных инвестиций, а сроки реализации намеченных мероприятий продолжительные, имеется потребность решения проблемы с использованием программного метода.
Сложившаяся ситуация в области развития сельских автомобильных дорог Удмуртской Республики продолжает ухудшаться в результате несоответствия существующей сети автомобильных дорог, связывающих сельские населенные пункты, потребностям населения и республики в обеспечении хозяйственных и пассажирских связей. Для такой ситуации характерны:
- низкий уровень количества сельских населенных пунктов, имеющих связь по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования;
- высокий уровень транспортной составляющей в издержках сельскохозяйственного производства;
- низкий уровень обеспечения безопасности дорожного движения на сельских автомобильных дорогах: отсутствие дорожной разметки, барьерного ограждения, дорожных знаков и т.д.;
- несокращающееся отставание села от города по уровню и условиям жизни, часто по причине отсутствия проезда в тот или иной сельский населенный пункт.
При этом основными недостатками подхода к обеспечению безопасности дорожного движения без использования программно-целевого метода по-прежнему будут являться:
- несистемное (время от времени) выделение финансовых средств из республиканского бюджета на решение проблемы;
- нежелание муниципалитетов, как правило, из-за отсутствия источника финансирования решать вопросы, связанные с межеванием дорог, отводом земли, переводом лесных земель в нелесные, переводом земель сельского назначения в категорию земель промышленности, транспорта, связи;
- отсутствие эффективных механизмов координации и контроля мероприятий по приведению в нормативное состояние сельских автомобильных дорог, а также последовательности их реализации;
- отсутствие системного планирования действий и существующих ресурсов.
Таким образом, решение поставленной проблемы без использования программно-целевого подхода сделает невозможным достижение конечных результатов и приведет к дальнейшему ухудшению положения дел в области обеспечения сельского населения автомобильными дорогами с твердым покрытием.
Для решения поставленной проблемы будут привлекаться средства:
- федерального бюджета - 10500 млн. рублей,
- бюджета Удмуртской Республики - 10500 млн. рублей,
- бюджетов муниципальных образований (по согласованию) - 88 млн. рублей.
Наибольший риск связан с недостаточным финансированием Программы.
В случаях меньшего по сравнению с планируемым объемом финансирования будут реализованы отдельные мероприятия Программы в пределах средств, полученных из источников финансирования, предусмотренных Программой.
Ориентировочные сроки реализации Программы - 2009 - 2013 годы. Ориентировочные этапы реализации Программы:
- этап - 2009 - 2011 годы,
- этап - 2012 - 2013 годы.
1 этап реализации Программы включает в себя выполнение мероприятий в рамках выделенной подпрограммы "Дорога к школе" (далее - подпрограмма).
2 этап реализации Программы связан с выполнением прочих мероприятий в целях выполнения задач, поставленных Программой.
Целью Программы является повышение жизненного уровня сельского населения на основе развития инженерной инфраструктуры в части приведения в нормативное техническое состояние связывающих населенные пункты сельских автомобильных дорог. В 2013 году сеть автомобильных дорог общего пользования Удмуртской Республики за счет вновь принятых согласно Программе автомобильных дорог увеличится на 1604 км.
Целью подпрограммы является обеспечение безопасной и бесперебойной перевозки сельских школьников к учебным заведениям. В результате выполнения подпрограммы в нормативное техническое состояние будет приведено 539 км сельских автомобильных дорог, по которым проходят маршруты школьных автобусов.
Для достижения этих целей Программы необходимо решить следующие задачи:
- осуществление всего комплекса мер по подготовке к выполнению дорожных работ, направленных на приведение сельских автомобильных дорог в нормативное техническое состояние (обследование дорог, выполнение землеустроительных работ, оформление правоустанавливающих документов на земельный участок, подтверждение балансовой стоимости автомобильной дороги, разработка проектно-сметной документации и т.д.);
- приведение в нормативное техническое состояние сельских автомобильных дорог, связывающих населенные пункты, посредством реконструкции, капитального ремонта и ремонта;
- увеличение сети автомобильных дорог общего пользования Удмуртской Республики за счет сельских автомобильных дорог, приведенных в нормативное техническое состояние;
- поддержание в нормативном техническом состоянии вновь принятых автомобильных дорог за счет средств, выделяемых из республиканского бюджета на содержание, ремонт и строительство автомобильных дорог и сооружений на них;
- обеспечение бесперебойного и безопасного движения по автомобильным дорогам общего пользования Удмуртской Республики, в том числе по вновь принятым из числа дорог, связывающих сельские населенные пункты.
Целевыми показателями Программы являются:
- количество сельских населенных пунктов, имеющих связь по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования;
- количество приведенных в нормативное техническое состояние и принятых в сеть автомобильных дорог общего пользования Удмуртской Республики сельских автомобильных дорог.
Всего за пять лет реализации Программы планируется привлечь 21088 млн. рублей, в том числе 10500 млн. рублей - из федерального бюджета, 10500 млн. рублей - из республиканского бюджета, 88 млн. рублей - из бюджетов муниципальных образований (по согласованию).
Источник финансирования | Объемы финансирования по годам, | |||||
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | Итого | |
Всего по Программе | ||||||
Федеральный бюджет <*> | 1000 | 2000 | 2500 | 2500 | 2500 | 10500 |
Бюджет Удмуртской Республики | 1000 | 2000 | 2500 | 2500 | 2500 | 10500 |
Бюджет муниципального | 8 | 17 | 20 | 21 | 22 | 88 |
в том числе финансирование мероприятий подпрограммы | ||||||
Федеральный бюджет <*> | 1000 | 2000 | 293 | 0 | 0 | 3293 |
Бюджет Удмуртской Республики | 1000 | 2000 | 293 | 0 | 0 | 3293 |
Бюджет муниципального | 8 | 17 | 3 | 0 | 0 | 28 |