Уровень образования | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Высшее профессиональное образование | 738 | 1078 | 881 | 1721 |
Среднее профессиональное образование | 330 | 311 | 330 | 2246 |
Начальное профессиональное образование | 5274 | 5161 | 4567 | 7757 |
Всего | 6342 | 6550 | 5778 | 1172 |
Спрос работодателей в основном на высококвалифицированных рабочих негативно отражается на трудоустройстве выпускников учреждений начального профессионального образования. Так, в 2004 году приступили к трудовой деятельности 53% выпускников. Из 11,5% выпускников, имеющих право свободного трудоустройства, 5,7% не были трудоустроены из-за отсутствия рабочих мест. В 2005 году почти 17% выпускников учреждений начального профессионального образования (более 1200 человек) были признаны безработными.
Несмотря на то что работодатели не удовлетворены качеством подготовки рабочих кадров, они не всегда выступают социальными партнерами учреждений начального профессионального образования, не проявляют активности в качестве заказчиков образовательных услуг. Большая часть работодателей по-прежнему считает, что подготовка кадров - функция государства.
В то же время опыт регионов показывает, что в сложившейся сложной обстановке с трудовыми ресурсами только совместные усилия власти, бизнес-сообщества, научно-образовательного комплекса способны изменить ситуацию на рынке труда.
Подготовка кадров необходимого профиля и квалификации осложняется несоответствием профессионального выбора школьников реалиям рынка труда и потребностям экономики. Система профессиональной ориентации школьников недостаточно развита. Слабо осуществляется информирование населения о существующей и прогнозируемой потребности экономики в профессиях в целях формирования сознательного отношения молодежи к выбору профессии, профилю и уровню получаемого образования. Родители-рабочие, прошедшие в 90-х годах через многомесячные задержки выплат зарплаты и неоплачиваемые отпуска, не хотят, чтобы их дети получали рабочие профессии. Анализ выбора учащимися образовательных траекторий показывает, что в учреждения начального профессионального образования поступают 20% выпускников 9-х классов и 15% выпускников 11-х классов. Как следствие, учреждения начального профессионального образования, готовящие рабочие кадры, заполняются по остаточному принципу молодежью, по тем или иным причинам не сумевшей продолжить образование.
Кроме того, идет постоянное снижение приема и контингента обучающихся в учреждения начального профессионального образования. С 2000 года контингент профессиональных училищ и лицеев уменьшился на 450 человек. Количество принятых на обучение в 2005 году сократилось по сравнению с 2000 годом на 623 человека. В сложившейся демографической ситуации, когда число выпускников общеобразовательных школ ежегодно уменьшается, такая тенденция приведет к тому, что потенциального контингента обучающихся в учреждениях начального профессионального образования не останется. Указанные учреждения все в большей степени комплектуются учащимися с низким уровнем готовности к освоению рабочих профессий и дальнейшему трудоустройству. Потери контингента среди обучающихся первого курса составляют до 10% в год. Поэтому возникает необходимость повысить привлекательность начального профессионального образования за счет предоставления возможности получения среднего профессионального образования в том же учебном заведении. Создание многоуровневых и многопрофильных образовательных учреждений даст возможность повысить престиж рабочих профессий и качество профессиональной подготовки на любой ступени образования.
Таким образом, в Удмуртской Республике необходимо принятие системных мер по модернизации и реструктуризации сети учреждений начального профессионального образования, поднятию престижа и привлекательности рабочих профессий при участии органов государственной власти всех уровней, заинтересованных министерств и ведомств, предприятий и организаций всех форм собственности.