Недействующий

 
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 ноября 2006 года N 736-III

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2007 - 2009 ГОДЫ - "РАБОЧАЯ СМЕНА"


Зарегистрировано в Управлении Минюста РФ по Приволжскому федеральному округу 15 января 2007 года N RU18000200600270

Государственный Совет Удмуртской Республики постановляет:

1. Утвердить Республиканскую целевую программу "Сохранение и развитие кадрового потенциала производственной сферы Удмуртской Республики на 2007 - 2009 годы - "Рабочая смена" (прилагается).

2. Определить республиканским заказчиком Республиканской целевой программы "Сохранение и развитие кадрового потенциала производственной сферы Удмуртской Республики на 2007 - 2009 годы - "Рабочая смена" Министерство образования и науки Удмуртской Республики.

3. Рекомендовать Правительству Удмуртской Республики предусмотреть финансирование настоящей Программы на 2007 - 2009 годы.


Председатель
Государственного Совета
Удмуртской Республики
И.Н.СЕМЕНОВ

Утверждена
постановлением
Государственного
Совета Удмуртской Республики
от 28 ноября 2006 года N 736-III

     

 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2007 - 2009 ГОДЫ - "РАБОЧАЯ СМЕНА"

1. Паспорт Программы

 Наименование
 Программы      

 Республиканская целевая программа
"Сохранение и развитие кадрового
потенциала производственной сферы
Удмуртской Республики на 2007 - 2009 годы
- "Рабочая смена" (далее - Программа)     

 Основание для
 разработки
 Программы      

 Распоряжение Правительства Удмуртской
Республики от 14 августа 2006 года N 846-р
"О разработке проекта Республиканской
целевой программы "Сохранение и развитие
кадрового потенциала производственной
сферы Удмуртской Республики на 2007 - 2009
годы - "Рабочая смена";
Закон Российской Федерации от 10 июля
1992 года N 3266-1 "Об образовании"
;
Закон Удмуртской Республики от 16
апреля 2004 года N 22-РЗ "Об образовании"
;
 Концепция модернизации российского
образования на период до 2010 года,
одобренная распоряжением Правительства
Российской Федерации от 29 декабря 2001
года N 1756-р                             

 Цель Программы    

 Обеспечение отраслей материального
производства квалифицированными рабочими
кадрами в соответствии с требованиями
экономического развития, научно-
технического прогресса и повышения
благосостояния населения                  

 Основные задачи
 Программы      

 Преодоление диспропорций между
структурой и уровнем подготовки рабочих
кадров и спроса на них со стороны рынка
труда.
 Модернизация системы управления и
инфраструктуры начального
профессионального образования.
 Формирование системы социального
партнерства и государственно-
общественного управления в подготовке
рабочих кадров.
 Повышение престижности и
привлекательности рабочих профессий для
молодежи                                  

 Сроки реализации
 Программы      

 2007 - 2009 годы                      

 Государственный
 заказчик Программы  

 Министерство образования и науки
Удмуртской Республики                     

Разработчики проекта
 Программы      

 Министерство образования и науки
Удмуртской Республики;
 Государственный комитет Удмуртской
Республики по труду;
 Министерство промышленности и
транспорта Удмуртской Республики;
 Государственный комитет Удмуртской
Республики по делам молодежи              

Исполнители Программы

 Министерство образования и науки
Удмуртской Республики;
 Государственный комитет Удмуртской
Республики по труду;
 Министерство промышленности и
транспорта Удмуртской Республики;
 Министерство сельского хозяйства и
продовольствия Удмуртской Республики;
 Министерство экономики Удмуртской
Республики;
 Государственный комитет Удмуртской
Республики по делам молодежи;
 Государственные образовательные
учреждения начального профессионального
образования Удмуртской Республики;
 Управление Федеральной
государственной службы занятости
населения по Удмуртской Республике (по
согласованию);
 организации, привлекаемые к
реализации мероприятий Программы в
соответствии с законодательством          

Ресурсное обеспечение
 Программы      

 Объем финансирования Программы -
66492,98 тыс. руб., в том числе:
 1) средства бюджета Удмуртской
Республики - 33683,99 тыс. руб. (в том
числе за счет оптимизации бюджетных
расходов по отрасли);
 2) внебюджетные средства (по
согласованию) - 32808,99 тыс. руб.
 Объемы финансирования,
предусмотренные настоящей Программой,
носят ориентировочный характер и подлежат
ежегодной корректировке на основании
мониторинга и анализа предыдущих этапов
реализации Программы и в соответствии с
законом Удмуртской Республики о бюджете
Удмуртской Республики на соответствующий
финансовый год                            

 Механизм реализации
 Программы      

 1. Взаимодействие с исполнительными
органами государственной власти
Удмуртской Республики, органами местного
самоуправления муниципальных районов
(городских округов) в Удмуртской
Республике, организациями на основе
соглашений, договоров.
 2. Обеспечение финансовой поддержки
учреждений начального профессионального
образования за счет бюджетов всех
уровней и внебюджетных источников
финансирования                            

 Перечень основных
 мероприятий
 Программы      

 1. Определение потребности в объемах
и профессионально-квалификационной
структуре подготовки рабочих кадров.
 2. Создание организационных и
материальных условий для повышения
качества подготовки рабочих кадров.
 3. Совершенствование содержания
начального профессионального образования
в соответствии с требованиями экономики.
 4. Развитие социального партнерства в
подготовке рабочих кадров.
 5. Информационная поддержка
подготовки рабочих кадров и развитие
системы профориентации                    

Целевые индикаторы и
показатели Программы

 Удельный вес численности выпускников
учреждений начального профессионального
образования (с учетом призванных в
Вооруженные Силы Российской Федерации),
трудоустроившихся в течение 1 года.
 Удельный вес численности выпускников
учреждений начального профессионального
образования с присвоением разряда выше
установленного от общей численности
выпускников.
 Удельный вес численности выпускников
учреждений начального профессионального
образования, получивших две и более
профессии, от общей численности
выпускников.
 Удельный вес численности выпускников
учреждений начального профессионального
образования, трудоустроившихся в течение
1 года по полученной специальности, от
общей численности выпускников.
 Количество образовательных
комплексов, реализующих программы
начального и среднего профессионального
образования в рамках системы
непрерывного образования.
 Количество маркетинговых служб в
учреждениях начального профессионального
образования.
 Количество баз данных мониторинга
рынка образовательных услуг.
 Количество ресурсных центров
профессионального образования по
основным отраслям экономики Удмуртской
Республики.
 Доля доходов учреждений начального
профессионального образования от
предпринимательской и иной приносящей
доход деятельности в общем объеме
финансирования                            

 Ожидаемые конечные
результаты реализации
мероприятий Программы

 Увеличение численности выпускников
учреждений начального профессионального
образования (с учетом призванных в
Вооруженные Силы Российской Федерации),
трудоустроившихся в течение 1 года, с 84%
до 87%.
 Увеличение численности выпускников
учреждений начального профессионального
образования с повышенным разрядом в общей
численности выпускников с 44,1% до 50%.
 Увеличение численности выпускников
учреждений начального профессионального
образования, получивших две и более
профессии, от общей численности
выпускников с 64,2% до 72%.
 Увеличение численности выпускников
учреждений начального профессионального
образования, трудоустроившихся в течение
1 года по полученной специальности, от
общей численности выпускников с 63,2% до
75%.
 Увеличение числа образовательных
комплексов с 4 до 10, реализующих
программы начального и среднего
профессионального образования в рамках
системы непрерывного образования.
 Создание маркетинговых служб в
учреждениях начального профессионального
образования.
 Создание баз данных мониторинга рынка
образовательных услуг.
 Создание 9 ресурсных центров по
основным отраслям экономики Удмуртской
Республики.
 Увеличение доли доходов учреждений
начального профессионального образования
от предпринимательской и иной приносящей
доход деятельности в общем объеме
финансирования с 12,9% до 18%             

 Контроль исполнения
 Программы      

 Контроль исполнения Программы
осуществляет государственный заказчик
Программы в соответствии с
законодательством Российской Федерации и
законодательством Удмуртской Республики   

Оценка эффективности
 Программы      

 Социально значимые результаты
Программы заключаются в повышении
профессиональной, социальной и личностной
готовности выпускников учреждений
начального профессионального образования
к профессионально-трудовой деятельности, к
уровню требований работодателей, что
приведет к снижению риска
невостребованности выпускников и
сокращению безработицы среди населения
республики.
 Развитие социального партнерства,
привлечение предприятий-работодателей к
управлению учреждениями начального
профессионального образования, что внесет
вклад в повышение качества подготовки
выпускников учреждений начального
профессионального образования и их
востребованности на рынке труда.
 Окончательная оценка эффективности
выполнения Программы будет оцениваться по
показателям и индикаторам,
предусмотренным в Программе               

     

2. Социально-экономическая значимость Программы


Задача повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности республики непосредственно связана с повышением качества ее трудовых ресурсов. Именно трудовые ресурсы сегодня все более определяют конкурентное преимущество региона как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Между тем последние годы качество трудовых ресурсов в республике снижается. Прежде всего, это касается сферы материального производства, исторически составляющей основу экономики республики, и, в особенности, рабочих профессий.

Одна из основных проблем на республиканском рынке труда - дисбаланс спроса и предложений. Он носит преимущественно структурный характер, суть которого в том, что соискатели рабочих мест не соответствуют требованиям работодателей, а вакантные рабочие места не соответствуют запросам ищущих работу. По одним и тем же профессиям одновременно имеется неудовлетворенный спрос и избыточное предложение рабочей силы.

Диспропорции спроса и предложения рабочей силы порождают, с одной стороны, вынужденную незанятость граждан, а с другой - кадровый дефицит. Низкий уровень конкурентоспособности работников приводит к тому, что практически половина поступающих в службу занятости вакансий не заполняется длительное время. Особенно острой является проблема заполнения рабочими кадрами в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве.

Другой проблемой является непривлекательность рабочих профессий для молодежи, вызванная низкой заработной платой, тяжелыми условиями труда, отсутствием перспектив роста. Сказалась и переориентация на потребительские ценности в общественном сознании, усиление роли непроизводственной сферы в экономике.

Нестабильность в экономике республики (спад производства в сельском хозяйстве, неустойчивые темпы роста в промышленности) вызвала рост миграции населения за ее пределы.

Таким образом, на республиканском рынке труда сложилась сложная ситуация, обусловленная как перечисленными выше причинами, так и демографическим спадом: в 2007 году количество трудоспособного населения значительно уменьшится.

Недостаток молодых кадров приводит к прерыванию преемственности знаний и умений. Работники старших возрастных групп сложнее осваивают новые технологические процессы, более негативно настроены к инновациям. В результате снижается эффективность и производительность труда.

Особенно остро стоит проблема нехватки высококвалифицированных рабочих, имеющих 5 и 6 квалификационный разряд. Сегодня высококвалифицированные работники в возрасте до 40 лет - на рынке труда большая редкость. В развитых странах доля высококвалифицированных рабочих достигает 70% от общей численности, у нас - лишь 5 - 7%.

Таким образом, сохранение нынешней ситуации может привести к утрате создававшегося десятилетиями кадрового потенциала в промышленности и других отраслях производственной сферы, составляющих основу экономики республики. Большое количество молодых людей с невостребованными на рынке труда специальностями и низкой квалификацией создает социальную напряженность в республике.

3. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


В последние годы средний возраст работников в промышленности превышает 40 лет. Особые опасения вызывает машиностроительная отрасль. Здесь при среднем возрасте 42,6 года наблюдается наиболее быстрая тенденция старения рабочих кадров.

Чрезвычайно высока текучесть кадров по рабочим профессиям. Особенно высока она среди молодежи: в первый год работы увольняется от 50 до 70%, в период от одного до двух лет - около 20%.

Ситуация обостряется недостаточным уровнем профессионального образования рабочих кадров: работников без профессионального образования - 63%, работников с начальным профессиональным образованием - 18%. Наиболее низкий уровень образования работников в машиностроительной, металлургической, деревообрабатывающих отраслях.

Потребность в рабочих кадрах находится на стабильно высоком уровне: 80% составляют вакансии по рабочим профессиям. Наибольший спрос работодателей, который порой в 10 раз превосходит предложение, отмечается на рабочие кадры по профессиям: слесарь, станочник, каменщик, электромонтер, сварщик, механизатор, животновод.

Основным поставщиком рабочих кадров является система начального профессионального образования. Однако сегодня она не отвечает запросам экономики республики.

В настоящее время в системе образования Удмуртской Республики функционируют 34 государственных учреждения начального профессионального образования (в том числе 27 профессиональных училища, 7 профессиональных лицеев), осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих по 120 профессиям.

Численность обучающихся в учреждениях начального профессионального образования на 1 января 2006 года составляет 16,5 тысячи человек. Ежегодный выпуск специалистов составляет около 7 тысяч человек. Преобладает подготовка кадров для производственной сферы - 76,5%, сферы обслуживания - 23,5% (диаграмма*).

Диаграмма*

     

Распределение контингента обучающихся в разрезе отраслей экономики по состоянию на 1 января 2006 года (%)



________________
     * Диаграмма не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


В системе начального профессионального образования накопилось немало проблем. Ликвидация института базовых предприятий, ограниченность бюджетного финансирования привели к сильному износу учебных зданий (до 40%) и учебной техники. В аварийном состоянии находятся 6% учреждений начального профессионального образования, капитального ремонта требуют 8% учреждений. Износ станков, оборудования, сельскохозяйственной техники составляет 70%. Учреждения начального профессионального образования слабо оснащены компьютерной техникой (1 компьютер на 25 обучающихся). С 1992 года профессиональные училища и лицеи не обеспечиваются сельскохозяйственными машинами и механизмами, станками, оборудованием, инструментами, расходными материалами, учебно-методической литературой. Средства на восстановление и развитие учебно-материальной базы учреждений начального профессионального образования из республиканского бюджета в 2005 году не выделялись.

Квалификационный уровень выпускников учреждений начального профессионального образования относится к среднему (третьему) разряду. Специалист с таким квалификационным уровнем не всегда востребован на современном производстве. В то же время высокая профессиональная квалификация (пятый - шестой разряд) сегодня не реализуется в учреждениях начального профессионального образования.

Кардинальным решением этих проблем является создание ресурсных центров профессионального образования по металлообработке, строительству, сельскому хозяйству, швейному профилю. (Ресурсный центр профессионального образования - образовательное учреждение, имеющее современную материально-техническую базу, которая может использоваться другими образовательными учреждениями в целях подготовки высококвалифицированных кадров для предприятий Удмуртской Республики).

Анализ потребности предприятий и организаций в квалифицированных рабочих за 2003 - 2006 годы показывает, что спрос на рабочие кадры находится на уровне 7 тыс. человек ежегодно.

Потребность предприятий машиностроения, строительства, сельского хозяйства в кадрах рабочих профессий и специалистах с начальным, средним и высшим профессиональным образованием

 Уровень образования          

 2003
 год  

2004
год

2005
 год

2006
 год

Высшее профессиональное образование    

 738  

1078

 881

 1721

Среднее профессиональное образование   

 330  

 311

 330

 2246

Начальное профессиональное образование

 5274  

5161

4567

 7757

Всего                                  

 6342  

6550

5778

 1172


Спрос работодателей в основном на высококвалифицированных рабочих негативно отражается на трудоустройстве выпускников учреждений начального профессионального образования. Так, в 2004 году приступили к трудовой деятельности 53% выпускников. Из 11,5% выпускников, имеющих право свободного трудоустройства, 5,7% не были трудоустроены из-за отсутствия рабочих мест. В 2005 году почти 17% выпускников учреждений начального профессионального образования (более 1200 человек) были признаны безработными.

Несмотря на то что работодатели не удовлетворены качеством подготовки рабочих кадров, они не всегда выступают социальными партнерами учреждений начального профессионального образования, не проявляют активности в качестве заказчиков образовательных услуг. Большая часть работодателей по-прежнему считает, что подготовка кадров - функция государства.

В то же время опыт регионов показывает, что в сложившейся сложной обстановке с трудовыми ресурсами только совместные усилия власти, бизнес-сообщества, научно-образовательного комплекса способны изменить ситуацию на рынке труда.

Подготовка кадров необходимого профиля и квалификации осложняется несоответствием профессионального выбора школьников реалиям рынка труда и потребностям экономики. Система профессиональной ориентации школьников недостаточно развита. Слабо осуществляется информирование населения о существующей и прогнозируемой потребности экономики в профессиях в целях формирования сознательного отношения молодежи к выбору профессии, профилю и уровню получаемого образования. Родители-рабочие, прошедшие в 90-х годах через многомесячные задержки выплат зарплаты и неоплачиваемые отпуска, не хотят, чтобы их дети получали рабочие профессии. Анализ выбора учащимися образовательных траекторий показывает, что в учреждения начального профессионального образования поступают 20% выпускников 9-х классов и 15% выпускников 11-х классов. Как следствие, учреждения начального профессионального образования, готовящие рабочие кадры, заполняются по остаточному принципу молодежью, по тем или иным причинам не сумевшей продолжить образование.

Кроме того, идет постоянное снижение приема и контингента обучающихся в учреждения начального профессионального образования. С 2000 года контингент профессиональных училищ и лицеев уменьшился на 450 человек. Количество принятых на обучение в 2005 году сократилось по сравнению с 2000 годом на 623 человека. В сложившейся демографической ситуации, когда число выпускников общеобразовательных школ ежегодно уменьшается, такая тенденция приведет к тому, что потенциального контингента обучающихся в учреждениях начального профессионального образования не останется. Указанные учреждения все в большей степени комплектуются учащимися с низким уровнем готовности к освоению рабочих профессий и дальнейшему трудоустройству. Потери контингента среди обучающихся первого курса составляют до 10% в год. Поэтому возникает необходимость повысить привлекательность начального профессионального образования за счет предоставления возможности получения среднего профессионального образования в том же учебном заведении. Создание многоуровневых и многопрофильных образовательных учреждений даст возможность повысить престиж рабочих профессий и качество профессиональной подготовки на любой ступени образования.

Таким образом, в Удмуртской Республике необходимо принятие системных мер по модернизации и реструктуризации сети учреждений начального профессионального образования, поднятию престижа и привлекательности рабочих профессий при участии органов государственной власти всех уровней, заинтересованных министерств и ведомств, предприятий и организаций всех форм собственности.

4. Цель и задачи Программы


Целью настоящей Программы является обеспечение отраслей материального производства квалифицированными рабочими кадрами в соответствии с требованиями экономического развития, научно-технического прогресса и повышения благосостояния населения.

Для достижения цели Программы необходимо решить задачи:

- преодоление диспропорций между структурой и уровнем подготовки рабочих кадров и спроса на них со стороны рынка труда;

- модернизация системы управления и инфраструктуры начального профессионального образования;

- формирование системы социального партнерства и государственно-общественного управления в подготовке рабочих кадров;

- повышение престижности и привлекательности рабочих профессий для молодежи.

5. Сроки и этапы реализации Программы


Программа действует с 1 января 2007 года по 31 декабря 2009 года.

Реализация Программы осуществляется в один этап.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»