Недействующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РЕФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (2007 - 2009 ГОДЫ)" (с изменениями на: 26.02.2008)

6.1. Создание системы учета потребности в объемах, инфраструктуре предоставления и качестве государственных услуг

(в ред. постановления Государственного Совета Удмуртской Республики от 26.02.2008 N 30-IV)


Анализ исходного состояния

Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведения в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" определено понятие "государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам", под которыми понимаются услуги, оказываемые физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием органами государственной власти (органами местного самоуправления), бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами безвозмездно или по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определенном органами государственной власти (органами местного самоуправления). До принятия указанного Федерального закона законодательного определения понятий "государственная услуга", "бюджетная услуга" не было.

В ряде субъектов Российской Федерации (Республики Бурятия, Коми, Мордовия, Саха (Якутия), Татарстан, Хакасия; Алтайский, Красноярский, Пермский края; Амурская, Белгородская, Брянская, Кировская, Липецкая, Омская и Смоленская области) работа по формированию перечней государственных (бюджетных) услуг осуществлялась на различной методологической основе.

В Удмуртской Республике на данном этапе перечень государственных услуг, порядок мониторинга потребности в государственных услугах, а также порядок осуществления стоимостной оценки данной потребности правовыми актами Правительства Удмуртской Республики не утверждены.

При разработке проекта бюджета Удмуртской Республики на соответствующий финансовый год для определения объемов средств на предоставление бюджетных услуг расчеты, как правило, производятся на основе показателей, характеризующих сеть бюджетных учреждений, с учетом мер по оптимизации бюджетных расходов. По ряду расходов расчет производится на потребителя бюджетных услуг (например, при расчете расходов на питание, выплату детских пособий, предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда и труженикам тыла) на основе информации о численности соответствующих категорий граждан.

План реформирования

Планируется сформировать и утвердить перечень предоставляемых государственных услуг в базовых социальных отраслях: здравоохранении, образовании, культуре и социальной политике.

Планируется разработать и утвердить порядок мониторинга потребности в государственных услугах, включенных в утвержденный перечень, а также порядок осуществления стоимостной оценки потребности в государственных услугах. В качестве информации для оценки потребности в бюджетных услугах предполагается использовать:

- показатели обеспеченности бюджетными услугами в Удмуртской Республике в сравнении с другими субъектами Российской Федерации;

- демографические характеристики, оказывающие влияние на потребность населения в бюджетных услугах;

- результаты социологических исследований, позволяющие выявить отношение потребителей к предоставлению различных бюджетных услуг. При этом необходимо учитывать, что специфика бюджетных услуг предполагает ограничения по использованию результатов опросов населения для определения спроса на данные услуги. Поскольку бюджетная услуга для потребителя бесплатна, как правило, оценка потребности в ней оказывается сильно завышенной;

- социальные нормы и нормативы, определенные законодательством Российской Федерации и законодательством Удмуртской Республики.

На основе утвержденных порядков планируется провести сравнительную оценку потребности в предоставляемых государственных услугах в области здравоохранения, образования, культуры и социальной политики и фактически предоставленных государственных услуг за последние три года и текущий финансовый год.

Результаты мониторинга потребности в государственных услугах планируется учитывать при формировании проекта бюджета.

Информацию о результатах оценки потребности в предоставлении государственных услуг и фактически произведенных (запланированных) расходов планируется публиковать в СМИ и (или) размещать в сети Интернет.

Возможные альтернативы

Принципиальное решение о необходимости внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, на всех уровнях бюджетной системы определено в бюджетных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2007 год и на 2008 - 2010 годы, постановлении Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов".

Ожидание принятия на федеральном уровне нормативной правовой базы по внедрению бюджетирования, ориентированного на результат, приведет к потере времени и не позволит в установленные сроки (а именно с 1 января 2009 года) реализовать отдельные статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведения в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" (например, статьи 69.1 и 69.2).

Реализация мероприятий Программы по данному направлению может осуществляться поэтапно или во всех отраслях одновременно. Учитывая новизну и сложность данной проблемы, перечень государственных услуг планируется разработать сначала в базовых социальных отраслях. В дальнейшем перечень государственных услуг может быть расширен с целью охвата всех направлений деятельности главных распорядителей бюджетных средств.

Оценка рисков

Проблемой в ходе выполнения мероприятий станет ограниченность нормативной правовой базы на федеральном уровне.

Риски связаны с большим объемом работ, требующих высокой квалификации персонала.

Ограничена официальная статистическая информация для оценки потребности в предоставлении государственных (бюджетных) услуг. В настоящее время отсутствует система отчетности по видам государственных (бюджетных) услуг. Из-за методологических различий в подходах к определению содержания государственной (бюджетной) услуги проблематично проведение сравнительного анализа между регионами.