КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 20 июля 2015 года N 401-р


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РАСПОРЯЖЕНИЕ КОЛЛЕГИИ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25.03.2013 N 249-Р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2018 ГОДЫ"


1. Внести изменения в план мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Кемеровской области на 2013 - 2018 годы", утвержденный распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 25.03.2013 N 249-р (в редакции распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.04.2014 N 318-р), изложив его в новой редакции согласно приложению к настоящему распоряжению.

2. Настоящее распоряжение подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".

3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по вопросам социальной политики) В.К.Цоя.

4. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.

Временно исполняющий
обязанности Губернатора
Кемеровской области
А.М.ТУЛЕЕВ

     




Приложение
к распоряжению
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 20 июля 2015 года N 401-р

     

 ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2018 ГОДЫ"

     

I. Общее описание

     

1. Цели реализации плана мероприятий ("дорожной карты")


Реализация плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Кемеровской области на 2013 - 2018 годы" (далее - "дорожная карта") направлена на обеспечение доступности, повышение эффективности и качества предоставления населению Кемеровской области услуг в сфере социального обслуживания.

Для достижения указанной цели необходимо провести модернизацию существующей системы социального обслуживания населения с учетом современных требований и изменившихся правовых, социально-экономических и демографических условий, кадровых проблем отрасли. В целях подготовки к реализации Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в 2014 году была проведена работа по разработке более 30 законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере социального обслуживания (приложение N 2 к "дорожной карте"). Принятые нормативные правовые акты предусматривают оказание социальных услуг гражданам с учетом оценки индивидуальной нуждаемости; возможность участия при оказании социальных услуг гражданам негосударственных организаций и индивидуальным предпринимателям; внедрение независимой оценки качества предоставления социальных услуг; осуществление эффективного контроля за их предоставлением. Новая нормативная правовая база должна соответствовать уровню развития общественных отношений в сфере социального обслуживания, и в связи с этим должна проводиться постоянная работа по ее актуализации. Кроме того, необходимо реализовать все планируемые мероприятия по укреплению материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, а также по сокращению очередности на получение услуг по социальному обслуживанию, в том числе путем развития стационарозамещающих технологий социального обслуживания: социальные сиделки, приемная семья и семейно-воспитательные группы для пожилых граждан с преимущественной ориентацией на предоставление социальных услуг на дому, при необходимости, в формате социального сопровождения и др.

2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения


2.1. В Кемеровской области в 2013 - 2014 годах была проведена работа по уменьшению очереди в стационарные учреждения: дополнительно открыты 94 койки в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, 184 места в домах-интернатах психоневрологического профиля и 30 мест в домах милосердия. Это позволило сократить очередь в психоневрологические интернаты с 895 человек на начало 2014 года до 616 человек на 01.01.2015, не допустить появления очередности в детские дома-интернаты и дома-интернаты общего профиля. В 2015 - 2016 годах планируется открытие еще 85 коек в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей и в психоневрологических интернатах.

На 01.01.2015 функционирует 28 государственных стационарных учреждений: 9 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, 12 психоневрологических интернатов, 4 детских дома-интерната для умственно отсталых детей, 1 специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов, 2 дома милосердия. Общее количество мест составляет 6 122, из них 1580 коек в домах милосердия.

В целях изыскания дополнительных ресурсов на повышение заработной платы социальных работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в 2013 - 2014 годах проводилась оптимизация имеющейся структуры сети и штатной численности государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания.

В 2013 году:

закрыто стационарное отделение в п. Раздолье социально-реабилитационного центра Топкинского района;

закрыто отделение социальной реабилитации в центре социального обслуживания г. Анжеро-Судженска;

сокращена коечная сеть в 3 учреждениях (социально-реабилитационного центра г. Березовского и г. Прокопьевска и в ГБУ Кемеровской области "Мариинский психоневрологический интернат с отделением для умственно отсталых детей");

закрыты 6 организационно-методических отделения в центре социального обслуживания г. Кемерово;

закрыто специализированное социально-медицинское отделение в центре социального обслуживания Мариинского района и другие мероприятия.

Объем средств, сэкономленных за счет оптимизационных мер в 2013 году, составил 20,2 млн. руб., штатная численность сократилась на 389 штатных единиц.

В 2014 году:

закрыто 5 специализированных учреждений для несовершеннолетних (социальные приюты в Ижморском, Чебулинском, Промышленновском, Беловском районах и г. Кемерово) с одновременным созданием отделений при центрах социального обслуживания для развития профилактической работы с семьями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних в г. Калтане перепрофилирован в центр социальной помощи семье и детям;

в центрах социального обслуживания населения переведены с бюджетного финансирования на самоокупаемость 28 непрофильных отделений (торговые отделения и отделения бытовых услуг), закрыто 2 отделения социального обслуживания на дому, 3 отделения дневного пребывания и 1 специализированное отделение социально-медицинского обслуживания и другие мероприятия;

проведена реорганизация ГБУ Кемеровской области "Щербиновский психоневрологический интернат" в форме присоединения к ГБУ Кемеровской области "Анжеро-Судженский психоневрологический интернат";

закрыт ГБУ Кемеровской области "Тальский дом-интернат" на 26 мест, и на его базе создана частная некоммерческая организация, которая предоставляет те же услуги по стационарному обслуживанию на условиях полной оплаты;

В 2014 году в целом по сфере сокращена штатная численность на 840 единиц, в том числе административно-управленческого персонала на 636 единиц, за счет оптимизации на повышение заработной платы социальных работников направлено 119,3 млн. руб.

В 2015 году работа по оптимизации будет продолжена. С целью сокращения очередности в психоневрологические интернаты и рационального использования коечной сети в домах-интернатах общего профиля запланировано перепрофилирование ГБУ Кемеровской области "Новокузнецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов N 1" в психоневрологический интернат.

С целью совершенствования профилактической работы с семьей и детьми будет проведено перепрофилирование социальных приютов для детей и подростков в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних в 6 муниципальных образованиях, сокращение стационарных коек в специализированных учреждениях для несовершеннолетних.

За пять лет в государственных учреждениях социального обслуживания проведены капитальные ремонты на общую сумму 369,7 млн. руб., из них за счет средств федерального бюджета и Пенсионного фонда Российской Федерации - 79,4 млн. руб., за счет средств областного бюджета - 285,1 млн. руб. В том числе в 2014 году капитальный ремонт выполнен в 15 государственных учреждениях на общую сумму 69,4 млн. руб. Кроме того, около 8,6 млн. руб. направлено на ремонт жилых помещений за счет платы за стационарное обслуживание.

Требуется капитальный ремонт 10 зданий стационарных учреждений. Находящихся в аварийном и ветхом состоянии зданий нет.

В 2015 году планируется завершение капитального ремонта и открытие второй очереди в Листвянском доме-интернате и Евтинском детском доме-интернате для умственно отсталых детей. Кроме того, привлечен инвестор и планируется начать строительство нового жилого корпуса на 150 мест на территории ГАУ Кемеровской области "Юргинский психоневрологический интернат", что позволит переселить в более достойные условия проживающих Щербиновского психоневрологического интерната.

Государственными и муниципальными учреждениями приобретено в 2011 - 2014 годах новое оборудование на сумму 238,2 млн. руб. (2014 год - 17,8 млн. руб.), в том числе 144 единицы автотранспорта (2014 год - 26 единиц). Из них 52 единицы для стационарных учреждений, 39 автомобилей службы "Социальное такси", 29 автомобилей для мобильной социальной помощи "Офис на колесах" и 25 единиц автотранспорта для специализированных учреждений для несовершеннолетних. Кроме того, в рамках программы софинансирования с Пенсионным фондом Российской Федерации для государственных стационарных учреждений приобретено 119 единиц специального оборудования для пищеблоков, прачечных, 306 многофункциональных кроватей на общую сумму 16,4 млн. руб.

В настоящее время стационарные учреждения соответствуют современным требованиям пожарной безопасности: оборудованы системами современной пожарной сигнализации, оповещения, видеонаблюдения, контроля и мониторинга с выводом на пульт единой диспетчерской службы МЧС, имеют паспорта безопасности, декларации пожарной безопасности, обеспечены первичными средствами пожаротушения.

Для проведения оперативной и быстрой эвакуации граждан пожилого возраста и инвалидов дополнительно в 8 государственных стационарных учреждениях социального обслуживания жилые корпуса, имеющие более 2 этажей, обеспечены спасательными веревочными лестницами; приобретены современные канатно-спусковые устройства для зданий с этажностью 3 и более этажей (22 шт.), эвакуационные спасательные трапы (25 шт.); установлена дренчерная система водяного пожаротушения в Ленинградском детском доме-интернате для умственно отсталых детей и Журавлевском доме-интернате для престарелых и инвалидов; установлены эвакуационные выходы со стационарным 2-линейным пандусом в Кемеровском и Анжеро-Судженском домах-интернатах для престарелых и инвалидов. На реализацию противопожарных мероприятий государственными стационарными учреждениями социального обслуживания в 2014 году выделено из областного бюджета и израсходовано 32,4 млн. руб.

В 2015 году запланировано установить систему водяного пожаротушения еще в 2 учреждениях (Сусловский дом милосердия, Мысковский детский дом-интернат для умственно отсталых детей) и стационарный пандус в Новокузнецком доме-интернате для престарелых и инвалидов N 2.

2.2. Если в 2011 - 2013 годах недостаточно был развит рынок социальных услуг негосударственного сектора, то на сегодняшний день в области работают уже 10 некоммерческих организаций социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. В 2014 году на базе имущества ГБУ Кемеровской области "Тальский дом-интернат для престарелых и инвалидов" открыта негосударственная организация - пансионат для пожилых людей "Золотая осень".

Нестационарное социальное обслуживание в негосударственном секторе представлено 1 организацией - Православной патронажной службой г. Кемерово. Помощь нуждающимся в уходе оказывают сиделки из числа верующих на добровольных началах. Кроме того, семнадцатый год в Кемеровской области действуют молодежные волонтерские отряды, более 5 тысяч добровольцев оказывают пожилым гражданам трудоемкие социально-бытовые услуги.

2.3. В системе социального обслуживания населения наблюдается дефицит квалифицированных кадров, связанный с низким уровнем оплаты труда, не соответствующим напряженности и интенсивности труда. Среднесписочная численность работников в государственных и муниципальных учреждениях за 2014 год составила 13594 человека (за 2012 год - 14744, за 2013 год - 14411 человек).

На сегодняшний день обеспеченность социальными работниками в учреждениях составляет 96,1% (на начало реализации "дорожной карты" - 88,2%); 47,8% от общей численности работников учреждений составляют женщины в возрасте 36 - 55 лет; 22% от общей численности работников учреждений составляют работники пенсионного возраста. Работники с высшим образованием составляют 26,6% (на начало реализации "дорожной карты" было 12%) от общей численности работников учреждений, несмотря на то, что ежегодно высшие учебные заведения выпускают достаточное количество специалистов в социальной сфере. Работники с полным средним образованием составляют 21,3% от общей численности работников учреждений, среднее профессиональное образование имеют 34,2%.

22% работников учреждений имеют трудовой стаж до 3 лет, что свидетельствует о характерной текучести кадров, и именно молодых специалистов.

В департаменте социальной защиты населения Кемеровской области (далее - департамент) завершена работа по заключению трудовых договоров (дополнительных соглашений) с руководителями государственных (муниципальных) учреждений в соответствии с типовой формой договора с учетом требований по повышению эффективности работы.

В целях стимулирования заинтересованности руководителей в повышении эффективности деятельности учреждений, качества оказываемых услуг утверждены новые целевые показатели и критерии оценки деятельности государственных учреждений для установления выплат стимулирующего характера руководителям, порядок и условия установления этих выплат, состав комиссии по оценке выполнения показателей. К основным критериям отнесены сложность и комплексность учреждений, внедрение новых технологий, учтены рекомендации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по обеспечению показателей роста заработной платы работников учреждений.

В рамках реализации мероприятий "дорожной карты" проводится работа по поэтапному переводу работников государственных и муниципальных учреждений на "эффективный контракт", разработаны и утверждены минимальный перечень целевых показателей оценки эффективности деятельности основного персонала работников государственных учреждений и критерии их оценки.

В Кемеровской области проводится работа по привлечению кадров и реализации законодательных актов, направленных на повышение уровня заработной платы работников учреждений и престижности работы в сфере социального обслуживания:

всем работникам государственных и муниципальных учреждений установлена гарантированная выплата стимулирующего характера в размере 30% должностного оклада за работу в учреждениях;

работникам со специальным образованием, работающим на селе (средний медперсонал, врачи, педагоги, специалисты по социальной работе, бухгалтеры, юристы, инженерно-технические работники), оклады увеличиваются на повышающий коэффициент 1,25;

устанавливаются повышающие коэффициенты к окладам работников, имеющим почетные звания и ученые степени;

осуществляются единовременные выплаты работникам учреждений, получившим высшее или среднее специальное образование, в размере 15 и 10 тыс. руб. соответственно; ежемесячные выплаты молодым специалистам по 1 тыс. руб. в месяц в течение первых трех лет работы;

социальным работникам, проживающим в сельской местности и рабочих поселках городского типа, предоставляется 100-процентная льгота по оплате жилья и коммунальных услуг, частичная льгота по оплате электроэнергии;

социальным работникам, чья профессиональная деятельность связана с разъездами при оказании социальных услуг, предоставляется бесплатный проезд в общественном транспорте;

за счет средств областного бюджета приобретена форменная спецодежда - все социальные работники обеспечены зимними и летними комплектами одежды;

начиная с 2010 года в Кемеровской области проводится конкурс "Лучший по профессии" с призовым фондом 1 млн. руб.;

ежегодно до 200 работников учреждений имеют возможность по бесплатным путевкам оздоровиться в государственном автономном учреждении "Санаторий "Борисовский", санатории "Белокуриха";

ежегодно 100 детей, родители которых трудятся в учреждениях, во время летних каникул направляются на отдых в Грецию;

в 2011 году, в год 20-летия со дня образования органов социальной защиты, в Кемеровской области учрежден золотой нагрудный знак "Почетный работник социальной защиты населения Кемеровской области";

в течение 10 лет ежегодно в день социального работника проводятся губернаторские приемы, на которых лучшие работники награждаются наградами Кемеровской области и Коллегии Администрации Кемеровской области.

С 2011 года в государственных и муниципальных учреждениях действует отраслевая система оплаты труда, основными принципами которой являются установление должностных окладов по профессионально-квалификационным группам; обеспечение гарантированных компенсационных выплат и создание механизма стимулирования, направленного на повышение качества и эффективности работы.

С введением новой системы стимулирования размер заработной платы напрямую зависит от результатов труда и качества предоставляемых услуг. В каждом учреждении разработаны критерии оценки результативности в зависимости от направления деятельности учреждения и конкретных участков работы. Необходимо провести работу по совершенствованию системы оценки достижения показателей и, как следствие, объективности установления стимулирующих выплат.

Ежегодно индексируются фонды оплаты труда работников учреждений. Для обеспечения повышения к 2018 году средней заработной платы отдельных категорий работников в сфере социального обслуживания населения Кемеровской области проведены следующие мероприятия.

С 01.04.2013 увеличены фонды оплаты труда социальных работников на 15%, средства направлены на стимулирующие выплаты.

С 01.10.2013 на 5,5% проиндексированы фонды оплаты труда всем категориям работников бюджетной сферы, проиндексированы должностные оклады.

С 01.11.2013 на 10% повышены фонды педагогическим работникам.

С 01.12.2013 увеличены на 10% фонды оплаты труда социальным работникам, средства направлены на стимулирующие выплаты.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»