ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2015 года N 283
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНИЖЕНИЕ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Сахалинской области от 01.12.2015 N 478.
____________________________________________________________________
В соответствии с подпунктами 3, 4 пункта 1 статьи 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2015 года N 35 "О предоставлении и распределении в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" Правительство Сахалинской области постановляет:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Сахалинской области" (прилагается).
2. Определить агентство государственной службы занятости населения Сахалинской области уполномоченным органом для осуществления взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости.
3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости" и разместить на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Сахалинской области И.И.Трутневу.
Временно исполняющий обязанности
Губернатора Сахалинской области
О.Н.Кожемяко
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНИЖЕНИЕ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Наименование Программы | Ведомственная целевая программа "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Сахалинской области" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; |
Ответственный исполнитель Программы | Агентство государственной службы занятости населения Сахалинской области (далее - агентство занятости) |
Соисполнители Программы | Отсутствуют |
Участники Программы | Областные казенные учреждения центры занятости населения (далее - ОКУ центры занятости); работодатели (по согласованию), работники, находящиеся под риском увольнения; граждане, ищущие работу |
Цель Программы | Поддержание занятости населения и обеспечение стабильности на рынке труда Сахалинской области |
Задачи Программы | Недопущение роста напряженности на рынке труда, содействие сохранению рабочих мест, повышение уровня занятости населения, в том числе инвалидов и молодежи |
Целевые показатели (индикаторы) Программы | 1. Уровень регистрируемой безработицы в среднем за год не выше 0,8% от численности экономически активного населения. 2. Численность работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, прошедших опережающее профессиональное обучение и стажировку, - 26 человек. 3. Численность молодежи в возрасте от 22 до 30 лет, реализующей социальные проекты, - 10 человек. 4. Численность инвалидов, трудоустроенных на рабочие места на условиях социальной занятости, - 100 человек |
Сроки реализации Программы | 2015 год |
Перечень мероприятий Программы | 1. Опережающее профессиональное обучение и стажировка работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу. 2. Стимулирование занятости молодежи при реализации социальных проектов. 3. Социальная занятость инвалидов |
Объемы и источники финансирования Программы | Программа финансируется за счет субсидий из федерального бюджета и средств областного бюджета Сахалинской области на условиях софинансирования. Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 25533,4 тыс. рублей, в том числе за счет средств: - федерального бюджета - 21703,4 тыс. рублей; - областного бюджета Сахалинской области - 3830,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Численность граждан, принявших участие в Программе, - 136 человек, в том числе: 1. Прохождение опережающего профессионального обучения и стажировка 26 работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу. 2. Оказание грантовой поддержки молодежи из числа граждан в возрасте от 22 до 30 лет на реализацию 10 социальных проектов. 3. Трудоустройство на рабочие места на условиях социальной занятости 100 инвалидов. Реализация Программы позволит: - реализовать планы организаций по развитию персонала; - реализовать проекты, направленные на освоение выпуска новой продукции, импортозамещение; - создать условия для интеграции и адаптации в трудовую деятельность молодежи и граждан с ограниченными физическими возможностями |
По итогам 2014 года область сохранила положительную динамику по основным макроэкономическим показателям. Темпы роста произошли в промышленности, сельском хозяйстве, строительном комплексе, на потребительском рынке и других секторах экономики.
В 2014 году объем валового регионального продукта, по оценке, составил 103,6% к уровню 2013 года, объем промышленного производства - 105,5%. В нефтегазовом комплексе - стратегической отрасли островной экономики зафиксировано увеличение объемов. Добыча нефти, включая газовый конденсат, составила 14,3 млн. тонн, что выше уровня 2013 года на 2,7%, добыча газа увеличилась на 1,7% и составила 28 млрд. куб. м. Угольными предприятиями области добыто около 4,6 млн. тонн угля, что составило 119,1% к уровню 2013 года, а его экспорт увеличился на 35%. Улов рыбы и морепродуктов возрос на 103,8% к установленному заданию. Выпуск продукции сельского хозяйства составил 8,9 млрд. рублей, или 100,6% к 2013 году. Запущен ряд новых крупных производств в сельском хозяйстве, что позволило увеличить долю местной продукции на островном рынке и решать задачи по импортозамещению в аграрном секторе.
В области продолжалась реализация важнейших международных проектов, использовались новые инструменты для активизации инвестиционной деятельности с привлечением крупных зарубежных инвесторов. По итогам 2014 года объем инвестиций в основной капитал на 5,5% превышает уровень 2013 года.
В целом, драйверами экономического роста Сахалинской области являются нефтегазовый, топливно-энергетический, рыбопромышленный комплексы. В области сформирована карта инвестиционных проектов, в которую вошли 82 проекта из 12 отраслей различной степени проработки от бизнес-идеи до проектов, находящихся на завершающем этапе инвестиционной фазы, реализация которых позволит создать более 16 тысяч новых рабочих мест в нефтегазовой, угольной, рыбной промышленности, электроэнергетике, строительстве, транспорте.
Динамичное развитие экономики в последние годы, привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест, а также дополнительные меры, принятые Правительством Российской Федерации, Правительством Сахалинской области, способствовали стабильному функционированию рынка труда региона.
Так, в 2014 году по данным выборочных обследований населения, проведенных Сахалинстатом, численность экономически активного населения области составила 281,5 тыс. человек, из них занято в экономике 263,1 тыс. человек (93,5%). Отмечено планомерное повышение уровня занятости населения, снижение численности и уровня безработицы, увеличение спроса на рабочую силу. По сравнению с 2013 годом: уровень занятости населения повысился с 66,4% до 67,6%; общая численность безработных граждан (по МОТ) сократилась с 20,5 тыс. до 18,4 тыс. человек, уровень общей безработицы (по МОТ) снизился на 0,7 п. п. с 7,2% до 6,5%; уровень регистрируемой безработицы составил 0,6% против 0,7% и оставался одним из низких показателей среди регионов Российской Федерации и Дальневосточного федерального округа (в среднем по России - 1,2%, по ДФО - 1,5%).
Потребность в рабочей силе, заявленная работодателями в органы службы занятости, по состоянию на 1 января 2015 года составила 25,1 тыс. вакансий (на 1 января 2014 года - 8,2 тыс.). В числе заявленных вакансий 19 тыс. - для иностранных работников. На долю рабочих профессий приходится 87% свободных рабочих мест. Коэффициент напряженности на рынке труда составил 0,2 единицы (в 2013 году - 0,4).
В 2014 году в службу занятости за содействием в поиске работы обратилось 29,2 тыс. граждан (98,6% к уровню 2013 года), из них признаны безработными 6,2 тыс. человек, или на 9,2% меньше 2013 года.
По состоянию на 1 января 2015 года в органах службы занятости Сахалинской области состояли на учете 3,3 тыс. ищущих работу граждан, из них 1,7 тыс. безработных (на 1 января 2014 года - 3,7 тыс. чел. и 2,0 тыс. чел).
В январе - апреле 2015 года отмечался рост числа обращений граждан в службу занятости с целью получения государственных услуг, поиска подходящей работы. На ряде предприятий проводились организационно-штатные мероприятия, произошли структурные изменения и оптимизация численности. Ставится задача максимально сохранить квалифицированные кадры на предприятиях, при необходимости перераспределить трудовые ресурсы между видами экономической деятельности.
Наименование показателей | На 01.01 | На 01.02 | На 01.03 | На 01.04 | На 01.05 | На 01.06 |
Численность ищущих работу граждан, состоящих на учете в службе занятости, человек, из них: | 3261 | 3774 | 4207 | 4243 | 4342 | 4611 |
Численность зарегистрированных безработных граждан, человек | 1740 | 1831 | 2150 | 2077 | 2250 | 1941 |
Уровень регистрируемой безработицы, % | 0,6 | 0,7 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,7 |
Потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости, единиц | 25100 | 24781 | 25219 | 24987 | 23371 | 27224 |
Коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан на одну вакансию), единиц | 0,1 | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,1 |
В период с 1 января 2015 года по 1 июня 2015 года численность безработных граждан, состоящих на учете в ОКУ центрах занятости, увеличилась на 11,6%, уровень регистрируемой безработицы возрос на 0,1 п. п. с 0,6% до 0,7%.
По состоянию на 1 июня 2015 года на учете в органах службы занятости состояли 4,6 тыс. ищущих работу граждан, в их числе 1,9 тыс. безработных, что на уровне аналогичного периода 2014 года. Уровень регистрируемой безработицы составил 0,7%, что соответствует 2014 году (по России - 1,3%, ДФО - 1,8%).
Вместе с тем сохраняется дифференциация среди муниципальных образований по уровню безработицы, спросу на рабочую силу. Наиболее благополучная ситуация на рынке труда г. Южно-Сахалинска, Анивского, Долинского, Корсаковского, Курильского, Невельского городских округов, где уровень официальной безработицы не превысил 1%.
В то же время в отдельных муниципальных образованиях, сельских населенных пунктах уровень безработицы значительно выше среднеобластного показателя. Кроме того, на одно вакантное место претендовали два и более незанятых граждан в Макаровском, Ногликском, Поронайском, Охинском, Александровск-Сахалинском городских округах.
На рынке труда области существует дефицит рабочей силы по отдельным видам экономической деятельности. Наибольшую потребность в кадрах испытывают предприятия строительной отрасли, обрабатывающих производств, добычи полезных ископаемых, сельского хозяйства, учреждения здравоохранения и образования, особенно в сельской местности. Сохранение территориального и профессионально-квалификационного несоответствия спроса и предложения рабочей силы, несоответствие подготовки кадров потребностям рынка труда, практической подготовки граждан требованиям работодателей усиливает структурный характер региональной безработицы и негативно влияет на интенсивность трудоустройства ищущих работу граждан.
По данным еженедельного мониторинга, по состоянию на 27 мая 2015 года 209 предприятий области (0,7% от числа хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в Сахалинской области) представили сведения о планируемом высвобождении 2490 работников, что на 796 человек больше, чем на аналогичную дату 2014 года (на 27 мая 2014 года - 149 предприятий, 1694 чел.).
Наибольшие высвобождения заявили следующие предприятия: Ремонтно-локомотивное депо - 375 чел., ОАО "Тихоокеанский внешторгбанк" - 183 чел., ООО "Славянка" - 141 чел., главное управление Банка России по Сахалинской области - 91 чел., Сахалинский филиал ОАО "Ростелеком" - 77 чел., ООО "Восточная жемчужина" - 70 чел., Управление Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области - 67 чел., ФГКУ "1 отряд федеральной противопожарной службы по Сахалинской области" - 53 чел., управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области - 37 чел., ОАО "Сахалинская Коммунальная Компания" - 36 чел., ООО "Энергострой" - 28 чел., ЗАО "Трансстрой-Сахалин" - 26 чел., МУЗ "Городская поликлиника N 6" - 24 чел., ЗАО "Коммерческий Банк Долинск" - 21 человек.
Фактически уволены по сокращению численности штата 1596 человек (64% от общей численности работников, предполагаемых к высвобождению; 3,4% от среднесписочной численности работников). Трудоустроено 613 человек (38,4%), 276 - обратились в ОКУ центры занятости населения, 62 - признаны безработными.
Наибольшее высвобождение произошло на предприятиях транспорта и связи - 493 чел. (30,8%), государственном и муниципальном управлении - 211 чел. (13,2%), в финансовой сфере - 172 чел. (10,7%), социальной сфере - 134 чел. (8,4%).
На 27 мая 2015 года находились в простое 217 работников (на 27 мая 2014 года - 51 чел.), из них 60 - работники угольной отрасли, в числе которых ООО "Восточная жемчужина" - 45 чел., ООО "Сахалинуголь-6" - 12 человек. Переведен на неполный рабочий день с 1 апреля 2015 года 61 работник строительной отрасли, из них ЗАО "Дальэлектромонтаж" - 56 человек.
По предоставленным сведениям отраслевых министерств массовых высвобождений работников с предприятий области в 2015 году не планируется.
В 2015 году ситуация на рынке труда зависит от развития экономики, доступности кредитов для крупного и малого бизнеса, оказания мер государственной поддержки предприятиям, расширения инвестиций и реализации заявленных проектов.
По прогнозным данным численность трудовых ресурсов в 2015 году сохранится в пределах 345 - 346 тыс. человек. Вместе с тем продолжится сокращение численности населения трудоспособного возраста с 293,5 тыс. человек в 2014 году до 292,9 тыс. человек - в 2015 году. Численность населения старше трудоспособного возраста увеличится на 0,9% с 21,2 тыс. до 21,4 тыс. человек, моложе трудоспособного возраста сохранится на уровне 2014 года и составит 0,3 тыс. человек.
Восполнение трудовых ресурсов предполагается за счет вовлечения в трудовую деятельность отдельных категорий населения, в том числе инвалидов, молодежи, женщин, воспитывающих малолетних детей, других групп населения, не участвующих в трудовых процессах, а также за счет привлечения иностранной рабочей силы, соотечественников, проживающих за рубежом.
На сегодняшний день миграционная привлекательность региона преимущественно ориентирована на граждан безвизовых стран. В большинстве своем это граждане Украины, Армении, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана. На фоне увеличения количества мигрантов из стран СНГ отмечается снижение количества въехавших иностранных граждан дальнего зарубежья. Основная цель въезда иностранных граждан - "работа по найму".
Представители дальнего зарубежья заняты, как правило, на нефтегазовых проектах, тогда как граждане из стран с безвизовым порядком въезда характеризуются, в большинстве своем, как низкоквалифицированная рабочая сила и привлекаются в строительстве, в сфере транспорта и связи, ЖКХ.
Иностранные специалисты замещают вакантные должности руководителей, инженерно-технических работников по различным направлениям, заполняют свободные рабочие места арматурщиков, бетонщиков, плотников, каменщиков, кровельщиков, столяров, слесарей, монтажников и другие.
Следует отметить, что ряд работодателей привлекает иностранных работников на вакансии, не пользующиеся спросом у местного населения из-за низкой заработной платы, тяжелых условий труда (овощеводы, подсобные рабочие, рабочие строительных специальностей). На данные профессии привлекаются граждане из Китая и КНДР, а также из стран ближнего зарубежья.
Так, по информации УФМС России по Сахалинской области в 2014 году показатель выданных разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами составил 21,0 тыс. единиц, в том числе 9,6 тыс. единиц - разрешения на работу, 10,2 тыс. единиц - патенты для осуществления трудовой деятельности у физических лиц, 1,0 тыс. единиц - разрешения на работу для высококвалифицированных специалистов.
Размер утверждаемой квоты на привлечение иностранных работников ежегодно имеет тенденцию к сокращению. Так, в 2010 году потребность в привлечении иностранных работников утверждена в количестве 21924 человека, в 2011 году - 20937, в 2012 году - 18818, в 2013 году - 12840, в 2014 - 12557.
В целях обеспечения приоритетного права трудоустройства граждан Российской Федерации, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов в Сахалинской области с 2008 года реализуется Комплекс мер по замещению иностранной рабочей силы, План направления на профессиональное обучение безработных граждан по профессиям (специальностям), на которые привлекаются иностранные работники. С 2014 года Комплекс мер по замещению иностранной рабочей силы (далее - Комплекс мер) включен одним из мероприятий в государственную программу Сахалинской области "Содействие занятости населения Сахалинской области на 2014 - 2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Сахалинской области от 05.04.2013 N 166 (приложение N 1 к настоящей Программе).
В рамках Комплекса мер в 2014 году при содействии службы занятости в организации Сахалинской области, предполагающие привлечение иностранной рабочей силы, трудоустроено 532 российских гражданина, из них в компании горнодобывающей отрасли - 30,2%, строительной отрасли - 25,2%, рыбодобывающей отрасли - 20,5%, в рамках нефтегазовых проектов - 10%. Граждане трудоустроены по профессиям: электрик, арматурщик, каменщик, облицовщик-плиточник, инженер-проектировщик, мастер, плотник, стропальщик, водитель автомобиля, повар, подсобный рабочий, машинист крана, фельдшер и другие.
Для организаций, привлекающих иностранных специалистов, проведено 79 ярмарок вакансий, в которых приняли участие 275 предприятий, 950 безработных и ищущих работу граждан, трудоустроено - 290 человек (30,5%).
С целью разъяснения миграционного законодательства агентством занятости проведено 5 семинаров, в том числе совместно с управлением Федеральной миграционной службы по Сахалинской области, агентством по труду Сахалинской области на тему "Практика применения современного миграционного законодательства", в которых приняли участие 108 работодателей. В рамках Форума "ТЭК Сахалина и Курил/SIGOLD" и XII специализированной выставки "СахалинСтройЭкспо" - на тему "Взаимодействие с государственной службой занятости населения Сахалинской области по вопросам обеспечения кадрами".