Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 июля 2015 года N 283

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНИЖЕНИЕ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Сахалинской области от 01.12.2015 N 478.
____________________________________________________________________


В соответствии с подпунктами 3, 4 пункта 1 статьи 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2015 года N 35 "О предоставлении и распределении в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" Правительство Сахалинской области постановляет:

1. Утвердить ведомственную целевую программу "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Сахалинской области" (прилагается).

2. Определить агентство государственной службы занятости населения Сахалинской области уполномоченным органом для осуществления взаимодействия с Федеральной службой по труду и занятости.

3. Опубликовать настоящее постановление в газете "Губернские ведомости" и разместить на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства Сахалинской области И.И.Трутневу.

Временно исполняющий обязанности
Губернатора Сахалинской области
О.Н.Кожемяко


Утверждена
постановлением
Правительства Сахалинской области
от 21.07.2015 N 283

     

 ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНИЖЕНИЕ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ"

ПАСПОРТ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНИЖЕНИЕ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ"

Наименование Программы

Ведомственная целевая программа "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда Сахалинской области" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2015 N 35 "О предоставлении и распределении в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"

Ответственный исполнитель Программы

Агентство государственной службы занятости населения Сахалинской области (далее - агентство занятости)

Соисполнители Программы

Отсутствуют

Участники Программы

Областные казенные учреждения центры занятости населения (далее - ОКУ центры занятости); работодатели (по согласованию), работники, находящиеся под риском увольнения; граждане, ищущие работу

Цель Программы

Поддержание занятости населения и обеспечение стабильности на рынке труда Сахалинской области

Задачи Программы

Недопущение роста напряженности на рынке труда, содействие сохранению рабочих мест, повышение уровня занятости населения, в том числе инвалидов и молодежи

Целевые показатели (индикаторы) Программы

1. Уровень регистрируемой безработицы в среднем за год не выше 0,8% от численности экономически активного населения.

2. Численность работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, прошедших опережающее профессиональное обучение и стажировку, - 26 человек.

3. Численность молодежи в возрасте от 22 до 30 лет, реализующей социальные проекты, - 10 человек.

4. Численность инвалидов, трудоустроенных на рабочие места на условиях социальной занятости, - 100 человек

Сроки реализации Программы

2015 год

Перечень мероприятий Программы

1. Опережающее профессиональное обучение и стажировка работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу.

2. Стимулирование занятости молодежи при реализации социальных проектов.

3. Социальная занятость инвалидов

Объемы и источники финансирования Программы

Программа финансируется за счет субсидий из федерального бюджета и средств областного бюджета Сахалинской области на условиях софинансирования.

Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 25533,4 тыс. рублей, в том числе за счет средств:

- федерального бюджета - 21703,4 тыс. рублей;

- областного бюджета Сахалинской области - 3830,0 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

Численность граждан, принявших участие в Программе, - 136 человек, в том числе:

1. Прохождение опережающего профессионального обучения и стажировка 26 работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу.

2. Оказание грантовой поддержки молодежи из числа граждан в возрасте от 22 до 30 лет на реализацию 10 социальных проектов.

3. Трудоустройство на рабочие места на условиях социальной занятости 100 инвалидов.

Реализация Программы позволит:

- реализовать планы организаций по развитию персонала;

- реализовать проекты, направленные на освоение выпуска новой продукции, импортозамещение;

- создать условия для интеграции и адаптации в трудовую деятельность молодежи и граждан с ограниченными физическими возможностями



1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕШЕНИЯ ЕЕ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


 1.1. Анализ текущего состояния, прогноз развития рынка труда Сахалинской области


По итогам 2014 года область сохранила положительную динамику по основным макроэкономическим показателям. Темпы роста произошли в промышленности, сельском хозяйстве, строительном комплексе, на потребительском рынке и других секторах экономики.

В 2014 году объем валового регионального продукта, по оценке, составил 103,6% к уровню 2013 года, объем промышленного производства - 105,5%. В нефтегазовом комплексе - стратегической отрасли островной экономики зафиксировано увеличение объемов. Добыча нефти, включая газовый конденсат, составила 14,3 млн. тонн, что выше уровня 2013 года на 2,7%, добыча газа увеличилась на 1,7% и составила 28 млрд. куб. м. Угольными предприятиями области добыто около 4,6 млн. тонн угля, что составило 119,1% к уровню 2013 года, а его экспорт увеличился на 35%. Улов рыбы и морепродуктов возрос на 103,8% к установленному заданию. Выпуск продукции сельского хозяйства составил 8,9 млрд. рублей, или 100,6% к 2013 году. Запущен ряд новых крупных производств в сельском хозяйстве, что позволило увеличить долю местной продукции на островном рынке и решать задачи по импортозамещению в аграрном секторе.

В области продолжалась реализация важнейших международных проектов, использовались новые инструменты для активизации инвестиционной деятельности с привлечением крупных зарубежных инвесторов. По итогам 2014 года объем инвестиций в основной капитал на 5,5% превышает уровень 2013 года.

В целом, драйверами экономического роста Сахалинской области являются нефтегазовый, топливно-энергетический, рыбопромышленный комплексы. В области сформирована карта инвестиционных проектов, в которую вошли 82 проекта из 12 отраслей различной степени проработки от бизнес-идеи до проектов, находящихся на завершающем этапе инвестиционной фазы, реализация которых позволит создать более 16 тысяч новых рабочих мест в нефтегазовой, угольной, рыбной промышленности, электроэнергетике, строительстве, транспорте.

Динамичное развитие экономики в последние годы, привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест, а также дополнительные меры, принятые Правительством Российской Федерации, Правительством Сахалинской области, способствовали стабильному функционированию рынка труда региона.

Так, в 2014 году по данным выборочных обследований населения, проведенных Сахалинстатом, численность экономически активного населения области составила 281,5 тыс. человек, из них занято в экономике 263,1 тыс. человек (93,5%). Отмечено планомерное повышение уровня занятости населения, снижение численности и уровня безработицы, увеличение спроса на рабочую силу. По сравнению с 2013 годом: уровень занятости населения повысился с 66,4% до 67,6%; общая численность безработных граждан (по МОТ) сократилась с 20,5 тыс. до 18,4 тыс. человек, уровень общей безработицы (по МОТ) снизился на 0,7 п. п. с 7,2% до 6,5%; уровень регистрируемой безработицы составил 0,6% против 0,7% и оставался одним из низких показателей среди регионов Российской Федерации и Дальневосточного федерального округа (в среднем по России - 1,2%, по ДФО - 1,5%).

Потребность в рабочей силе, заявленная работодателями в органы службы занятости, по состоянию на 1 января 2015 года составила 25,1 тыс. вакансий (на 1 января 2014 года - 8,2 тыс.). В числе заявленных вакансий 19 тыс. - для иностранных работников. На долю рабочих профессий приходится 87% свободных рабочих мест. Коэффициент напряженности на рынке труда составил 0,2 единицы (в 2013 году - 0,4).

В 2014 году в службу занятости за содействием в поиске работы обратилось 29,2 тыс. граждан (98,6% к уровню 2013 года), из них признаны безработными 6,2 тыс. человек, или на 9,2% меньше 2013 года.

По состоянию на 1 января 2015 года в органах службы занятости Сахалинской области состояли на учете 3,3 тыс. ищущих работу граждан, из них 1,7 тыс. безработных (на 1 января 2014 года - 3,7 тыс. чел. и 2,0 тыс. чел).

В январе - апреле 2015 года отмечался рост числа обращений граждан в службу занятости с целью получения государственных услуг, поиска подходящей работы. На ряде предприятий проводились организационно-штатные мероприятия, произошли структурные изменения и оптимизация численности. Ставится задача максимально сохранить квалифицированные кадры на предприятиях, при необходимости перераспределить трудовые ресурсы между видами экономической деятельности.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ТРУДА В ЯНВАРЕ - ИЮНЕ 2015 ГОДА

     
Таблица 1

Наименование показателей

На 01.01

На 01.02

На 01.03

На 01.04

На 01.05

На 01.06

Численность ищущих работу граждан, состоящих на учете в службе занятости, человек, из них:

3261

3774

4207

4243

4342

4611

Численность зарегистрированных безработных граждан, человек

1740

1831

2150

2077

2250

1941

Уровень регистрируемой безработицы, %

0,6

0,7

0,8

0,8

0,8

0,7

Потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости, единиц

25100

24781

25219

24987

23371

27224

Коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан на одну вакансию), единиц

0,1

0,1

0,2

0,2

0,2

0,1


В период с 1 января 2015 года по 1 июня 2015 года численность безработных граждан, состоящих на учете в ОКУ центрах занятости, увеличилась на 11,6%, уровень регистрируемой безработицы возрос на 0,1 п. п. с 0,6% до 0,7%.

По состоянию на 1 июня 2015 года на учете в органах службы занятости состояли 4,6 тыс. ищущих работу граждан, в их числе 1,9 тыс. безработных, что на уровне аналогичного периода 2014 года. Уровень регистрируемой безработицы составил 0,7%, что соответствует 2014 году (по России - 1,3%, ДФО - 1,8%).

Вместе с тем сохраняется дифференциация среди муниципальных образований по уровню безработицы, спросу на рабочую силу. Наиболее благополучная ситуация на рынке труда г. Южно-Сахалинска, Анивского, Долинского, Корсаковского, Курильского, Невельского городских округов, где уровень официальной безработицы не превысил 1%.

В то же время в отдельных муниципальных образованиях, сельских населенных пунктах уровень безработицы значительно выше среднеобластного показателя. Кроме того, на одно вакантное место претендовали два и более незанятых граждан в Макаровском, Ногликском, Поронайском, Охинском, Александровск-Сахалинском городских округах.

На рынке труда области существует дефицит рабочей силы по отдельным видам экономической деятельности. Наибольшую потребность в кадрах испытывают предприятия строительной отрасли, обрабатывающих производств, добычи полезных ископаемых, сельского хозяйства, учреждения здравоохранения и образования, особенно в сельской местности. Сохранение территориального и профессионально-квалификационного несоответствия спроса и предложения рабочей силы, несоответствие подготовки кадров потребностям рынка труда, практической подготовки граждан требованиям работодателей усиливает структурный характер региональной безработицы и негативно влияет на интенсивность трудоустройства ищущих работу граждан.

По данным еженедельного мониторинга, по состоянию на 27 мая 2015 года 209 предприятий области (0,7% от числа хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в Сахалинской области) представили сведения о планируемом высвобождении 2490 работников, что на 796 человек больше, чем на аналогичную дату 2014 года (на 27 мая 2014 года - 149 предприятий, 1694 чел.).

Наибольшие высвобождения заявили следующие предприятия: Ремонтно-локомотивное депо - 375 чел., ОАО "Тихоокеанский внешторгбанк" - 183 чел., ООО "Славянка" - 141 чел., главное управление Банка России по Сахалинской области - 91 чел., Сахалинский филиал ОАО "Ростелеком" - 77 чел., ООО "Восточная жемчужина" - 70 чел., Управление Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области - 67 чел., ФГКУ "1 отряд федеральной противопожарной службы по Сахалинской области" - 53 чел., управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области - 37 чел., ОАО "Сахалинская Коммунальная Компания" - 36 чел., ООО "Энергострой" - 28 чел., ЗАО "Трансстрой-Сахалин" - 26 чел., МУЗ "Городская поликлиника N 6" - 24 чел., ЗАО "Коммерческий Банк Долинск" - 21 человек.

Фактически уволены по сокращению численности штата 1596 человек (64% от общей численности работников, предполагаемых к высвобождению; 3,4% от среднесписочной численности работников). Трудоустроено 613 человек (38,4%), 276 - обратились в ОКУ центры занятости населения, 62 - признаны безработными.

Наибольшее высвобождение произошло на предприятиях транспорта и связи - 493 чел. (30,8%), государственном и муниципальном управлении - 211 чел. (13,2%), в финансовой сфере - 172 чел. (10,7%), социальной сфере - 134 чел. (8,4%).

На 27 мая 2015 года находились в простое 217 работников (на 27 мая 2014 года - 51 чел.), из них 60 - работники угольной отрасли, в числе которых ООО "Восточная жемчужина" - 45 чел., ООО "Сахалинуголь-6" - 12 человек. Переведен на неполный рабочий день с 1 апреля 2015 года 61 работник строительной отрасли, из них ЗАО "Дальэлектромонтаж" - 56 человек.

По предоставленным сведениям отраслевых министерств массовых высвобождений работников с предприятий области в 2015 году не планируется.

В 2015 году ситуация на рынке труда зависит от развития экономики, доступности кредитов для крупного и малого бизнеса, оказания мер государственной поддержки предприятиям, расширения инвестиций и реализации заявленных проектов.

По прогнозным данным численность трудовых ресурсов в 2015 году сохранится в пределах 345 - 346 тыс. человек. Вместе с тем продолжится сокращение численности населения трудоспособного возраста с 293,5 тыс. человек в 2014 году до 292,9 тыс. человек - в 2015 году. Численность населения старше трудоспособного возраста увеличится на 0,9% с 21,2 тыс. до 21,4 тыс. человек, моложе трудоспособного возраста сохранится на уровне 2014 года и составит 0,3 тыс. человек.

Восполнение трудовых ресурсов предполагается за счет вовлечения в трудовую деятельность отдельных категорий населения, в том числе инвалидов, молодежи, женщин, воспитывающих малолетних детей, других групп населения, не участвующих в трудовых процессах, а также за счет привлечения иностранной рабочей силы, соотечественников, проживающих за рубежом.

На сегодняшний день миграционная привлекательность региона преимущественно ориентирована на граждан безвизовых стран. В большинстве своем это граждане Украины, Армении, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана. На фоне увеличения количества мигрантов из стран СНГ отмечается снижение количества въехавших иностранных граждан дальнего зарубежья. Основная цель въезда иностранных граждан - "работа по найму".

Представители дальнего зарубежья заняты, как правило, на нефтегазовых проектах, тогда как граждане из стран с безвизовым порядком въезда характеризуются, в большинстве своем, как низкоквалифицированная рабочая сила и привлекаются в строительстве, в сфере транспорта и связи, ЖКХ.

Иностранные специалисты замещают вакантные должности руководителей, инженерно-технических работников по различным направлениям, заполняют свободные рабочие места арматурщиков, бетонщиков, плотников, каменщиков, кровельщиков, столяров, слесарей, монтажников и другие.

Следует отметить, что ряд работодателей привлекает иностранных работников на вакансии, не пользующиеся спросом у местного населения из-за низкой заработной платы, тяжелых условий труда (овощеводы, подсобные рабочие, рабочие строительных специальностей). На данные профессии привлекаются граждане из Китая и КНДР, а также из стран ближнего зарубежья.

Так, по информации УФМС России по Сахалинской области в 2014 году показатель выданных разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами составил 21,0 тыс. единиц, в том числе 9,6 тыс. единиц - разрешения на работу, 10,2 тыс. единиц - патенты для осуществления трудовой деятельности у физических лиц, 1,0 тыс. единиц - разрешения на работу для высококвалифицированных специалистов.

Размер утверждаемой квоты на привлечение иностранных работников ежегодно имеет тенденцию к сокращению. Так, в 2010 году потребность в привлечении иностранных работников утверждена в количестве 21924 человека, в 2011 году - 20937, в 2012 году - 18818, в 2013 году - 12840, в 2014 - 12557.

В целях обеспечения приоритетного права трудоустройства граждан Российской Федерации, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов в Сахалинской области с 2008 года реализуется Комплекс мер по замещению иностранной рабочей силы, План направления на профессиональное обучение безработных граждан по профессиям (специальностям), на которые привлекаются иностранные работники. С 2014 года Комплекс мер по замещению иностранной рабочей силы (далее - Комплекс мер) включен одним из мероприятий в государственную программу Сахалинской области "Содействие занятости населения Сахалинской области на 2014 - 2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Сахалинской области от 05.04.2013 N 166 (приложение N 1 к настоящей Программе).

В рамках Комплекса мер в 2014 году при содействии службы занятости в организации Сахалинской области, предполагающие привлечение иностранной рабочей силы, трудоустроено 532 российских гражданина, из них в компании горнодобывающей отрасли - 30,2%, строительной отрасли - 25,2%, рыбодобывающей отрасли - 20,5%, в рамках нефтегазовых проектов - 10%. Граждане трудоустроены по профессиям: электрик, арматурщик, каменщик, облицовщик-плиточник, инженер-проектировщик, мастер, плотник, стропальщик, водитель автомобиля, повар, подсобный рабочий, машинист крана, фельдшер и другие.

Для организаций, привлекающих иностранных специалистов, проведено 79 ярмарок вакансий, в которых приняли участие 275 предприятий, 950 безработных и ищущих работу граждан, трудоустроено - 290 человек (30,5%).

С целью разъяснения миграционного законодательства агентством занятости проведено 5 семинаров, в том числе совместно с управлением Федеральной миграционной службы по Сахалинской области, агентством по труду Сахалинской области на тему "Практика применения современного миграционного законодательства", в которых приняли участие 108 работодателей. В рамках Форума "ТЭК Сахалина и Курил/SIGOLD" и XII специализированной выставки "СахалинСтройЭкспо" - на тему "Взаимодействие с государственной службой занятости населения Сахалинской области по вопросам обеспечения кадрами".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»