ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2013 года N 347-п
Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Оренбургской области"
(в редакции Постановлений Правительства Оренбургской области от 17.07.2014 N 501-п, от 21.05.2015 N 387-п)
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2599-р и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 1706 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке органами исполнительной власти Российской Федерации планов мероприятий ("дорожных карт") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения":
1. Утвердить план мероприятий ("дорожную карту") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Оренбургской области" согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора - заместителя председателя Правительства Оренбургской области по социальной политике Самсонова П.В.
3. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Оренбургской области
Ю.А.БЕРГ
План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения Оренбургской области"
(в редакции Постановлений Правительства Оренбургской области от 17.07.2014 N 501-п, от 21.05.2015 N 387-п)
1. Целью плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Оренбургской области" (далее - "дорожная карта") является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников.
2. Задачами преобразования системы здравоохранения являются:
создание многоуровневой системы оказания медицинской помощи, позволяющей обеспечить равную доступность качественной медицинской помощи гражданам вне зависимости от места их проживания, в том числе в сельской местности;
увеличение объемов амбулаторной помощи в общем объеме оказания медицинской помощи;
приоритетность профилактической направленности амбулаторной медицинской помощи и формирования здорового образа жизни;
совершенствование скорой медицинской помощи;
развитие специализированной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь.
3. В 2012 году в учреждениях здравоохранения Оренбургской области, по данным официального статистического наблюдения, работали 7443 врача и 21377 средних медицинских работников.
С учетом численности медицинских кадров с высшим профессиональным образованием и потребности во врачах населения области, рассчитанной по методике федерального государственного бюджетного учреждения "Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения", дефицит медицинских кадров составлял 1527 человек.
В целях решения кадровых проблем здравоохранения области в 2013 году действовала ведомственная целевая программа "Медицинские кадры Оренбургской области"; с 2014 года действует подпрограмма "Кадровое обеспечение системы здравоохранения" государственной программы "Развитие здравоохранения Оренбургской области" на 2014 - 2020 годы.
Сокращение дефицита медицинских кадров области планируется осуществить посредством повышения эффективности целевой подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, развития среднего медицинского и фармацевтического образования, разработки мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников Оренбургской области, повышения престижа медицинских специальностей.
4. Обеспечение равной доступности качественной медицинской помощи гражданам вне зависимости от места проживания, в том числе в сельской местности, - важнейшая задача здравоохранения, которая реализуется посредством созданной в Оренбургской области трехуровневой системы оказания медицинской помощи населению:
1 уровень - первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная специализированная медико-санитарная помощь;
2 уровень - межмуниципальный, который представлен сетью медицинских организаций, оказывающих специализированную медицинскую помощь, преимущественно в экстренной и неотложной форме;
3 уровень - региональный, целью которого является оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи населению области.
5. Сеть сельских учреждений здравоохранения для оказания медицинской помощи 1 уровня на начало 2013 года включала 35 центральных районных больниц, 69 участковых больниц, 104 врачебные амбулатории, 1005 фельдшерско-акушерских пунктов, 6 фельдшерских пунктов, в том числе в 11 центральных районных больницах оказывалась медицинская помощь 2 уровня (преимущественно экстренная медицинская помощь при острых сосудистых заболеваниях, сложных и сочетанных травмах, акушерская помощь).
Совершенствование медицинской помощи сельскому населению области включает следующие мероприятия:
укрепление материально-технической базы фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов, в том числе строительство с использованием модульных конструкций;
обеспечение жителей населенных пунктов с населением менее 100 человек доступной первичной медико-санитарной помощью (закрепление жителей за фельдшерско-акушерским (фельдшерским) пунктом, расположенным в ближайшем селе, организация домовых хозяйств, выездных фельдшерско-акушерских пунктов);
разработка и утверждение маршрутов оказания медицинской помощи сельскому населению в медицинских организациях области с учетом трехуровневой системы здравоохранения;
дальнейшее развитие экстренной медицинской помощи при острых сосудистых заболеваниях в первичных сосудистых отделениях межмуниципальных центров;
развитие дистанционных методов диагностики (транстелефонная телекардиография, телемедицина);
использование выездных бригад и мобильных медицинских комплексов, укомплектованных необходимым диагностическим оборудованием;
совершенствование патронажной службы с целью активного динамического наблюдения пациентов с хронической патологией на дому.
6. Задача увеличения объемов амбулаторной помощи в общем объеме оказания медицинской помощи реализуется путем перераспределения объемов медицинской помощи со стационарного этапа на амбулаторный как наиболее доступный для населения, но не используемый в полном объеме:
развитие стационарозамещающих технологий (дневных стационаров, стационаров на дому);
выездные формы амбулаторного обслуживания (выездные бригады врачей "узких" специальностей).
7. Задача развития профилактической направленности амбулаторной медицинской помощи и формирования здорового образа жизни решается за счет:
внедрения двухэтапной системы диспансеризации с охватом не менее 24 процентов населения области ежегодно с целью обеспечения профилактического обследования каждого жителя области не реже 1 раза в 3 года;
обеспечения доступности профилактической помощи для сельского населения посредством использования выездных бригад и мобильных медицинских комплексов, укомплектованных необходимым диагностическим оборудованием;
совершенствования патронажной службы с целью активного динамического наблюдения пациентов с хронической патологией на дому;
активизации деятельности отделений медицинской профилактики и центров здоровья по пропаганде здорового образа жизни, привлечению населения к мероприятиям по выявлению факторов риска развития заболеваний и их коррекции.
8. Служба скорой медицинской помощи здравоохранения Оренбургской области представлена 220 бригадами:
54 врачебными общепрофильными бригадами (24 процента);
47 фельдшерскими бригадами (67 процентов);
19 врачебными специализированными бригадами (9 процентов).
Направлениями совершенствования скорой медицинской помощи являются:
автоматизация диспетчерских отделов станций скорой медицинской помощи;
развитие системы позиционирования санитарного автотранспорта с использованием спутниковой навигации ГЛОНАСС;
обновление парка автомобилей скорой медицинской помощи не реже 1 раза в 5 лет;
снижение доли неотложных и непрофильных вызовов за счет возложения соответствующих функций на поликлиники (неотложная медицинская помощь, констатация смерти в рабочее время поликлиник, выполнение межбольничных перевозок и перевозок по социальным показаниям);
оснащение автомобилей скорой медицинской помощи ларингеальными масками, оборудованием для внутрикостного доступа, пневматической иммобилизации;
дополнительная подготовка персонала фельдшерских бригад реанимационным пособиям;
разработка и утверждение региональных протоколов ведения больных на этапе скорой медицинской помощи;
организация в поликлиниках подразделений неотложной медицинской помощи, работающих во взаимодействии с единой диспетчерской службой скорой медицинской помощи.
9. Специализированная медицинская помощь 2 уровня оказывается преимущественно в экстренной и неотложной форме:
по профилю травматология - в 15 межмуниципальных центрах;
по профилю кардиология и неврология - в 5 первично-сосудистых отделениях и 10 межмуниципальных центрах.
Специализированная медицинская помощь 3 уровня оказывается в 3 областных больницах, областном госпитале ветеранов войн, областной стоматологической поликлинике, 17 диспансерах, 4 психиатрических больницах.
Главным направлением развития специализированной медицинской помощи является перевод растиражированных видов высокотехнологичной медицинской помощи в разряд специализированной и финансирование их из средств обязательного медицинского страхования.
10. Учреждения родовспоможения области подразделяются на три группы оказания медицинской помощи:
1 группа (25 учреждений) - родильные отделения районных больниц, в которых не обеспечено круглосуточное дежурство врача акушера-гинеколога (328 коек);
2 группа (13 учреждений) - межмуниципальные центры, имеющие в своей структуре палаты реанимации и интенсивной терапии для женщин и новорожденных (564 койки);
3 группа (2 учреждения) - перинатальные центры, имеющие в своем составе отделения реанимации для женщин и новорожденных, отделения патологии новорожденных и второго этапа выхаживания недоношенных новорожденных (343 койки).
Направлениями развития акушерско-гинекологической службы являются:
совершенствование трехуровневой системы оказания медицинской помощи на основе развития сети перинатальных центров и маршрутизации беременных;
оптимизация структуры коечного фонда акушерских стационаров;
открытие коек сестринского ухода за беременными;
увеличение количества стационарозамещающих коек;
открытие отделения второго этапа выхаживания новорожденных с реанимацией в г. Бузулуке;
открытие коек неонатальной хирургии на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Оренбургский областной клинический перинатальный центр";
обеспечение преемственности в ведении беременной на всех этапах (мониторинг беременных);
совершенствование амбулаторно-поликлинической помощи женскому населению, оказываемой с профилактической целью (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала);
совершенствование пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка с доведением уровня пренатальной диагностики до 80 процентов;
обеспечение населения безопасными технологиями прерывания беременности, современными методами контрацепции;
совершенствование экстренной и консультативной помощи путем организации дополнительно к существующим выездных анестезиолого-реанимационных акушерских и неонатологических бригад в г. Орске и г. Бузулуке;
открытие 13 центров медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, при межмуниципальных центрах; обучение сотрудников работе с женщинами, намеревающимися отказаться от ребенка;
организация непрерывного обучения врачей акушеров-гинекологов и акушерок в команде.
11. Первичная медико-санитарная помощь детям в амбулаторных условиях осуществляется в 69 участковых больницах, 104 врачебных амбулаториях, 55 детских поликлинических отделениях.
Первичная специализированная помощь детям в амбулаторных условиях оказывается в 7 медицинских организациях, 2 консультативно-диагностических центрах.