Конкурентные преимущества и ключевые проблемы городского округа "Город Белгород"
Сферы | Конкурентные преимущества | Ключевые проблемы |
1. Ресурсный потенциал | ||
1.1. Географическое положение | - является транспортным узлом, где сходятся важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали межгосударственного значения, соединяющие Москву с южными регионами России, Украиной и Закавказьем; | - перенаправление грузов в южные регионы через Воронеж |
1.2. Природно-ресурсный потенциал | - благоприятный климат; - снижение удельного объема сбросов загрязняющих сточных вод в поверхностные водные объекты | - недостаточно эффективное использование природных запасов; |
2. Качество жизни населения | ||
2.1. Демография | - повышение уровня рождаемости; | - высокий уровень смертности населения; |
2.2. Уровень жизни населения | - рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы; - рост уровня покупательной способности населения | - относительно низкий уровень оплаты труда работников бюджетной сферы; |
2.3. Социальная защита населения | - высокая эффективность органов социальной защиты населения; | - низкий размер выплат: детских пособий и адресной помощи |
2.4. Жилищно-коммунальная | - высокий уровень благоустройства и озеленения города; | - высокий износ основных фондов коммунального хозяйства и части жилищного фонда; |
2.5. Строительство | - наличие Генерального плана застройки и развития города Белгорода до 2025 года; | - высокая рыночная стоимость жилья как на первичном, так и на вторичном рынках; |
2.6. Транспорт | - наличие условий для создания логистического центра; - возможность строительства альтернативного вида транспорта; | - низкий уровень оплаты труда в МУП "Городской пассажирский транспорт"; - высокая степень износа муниципального транспорта |
2.7. Здравоохранение | - реализация целевых программ, проектов, направленных на снижение уровня заболеваемости и улучшение качества оказываемых медицинских услуг; | - недостаточно развитая материально-техническая база лечебно-профилактических учреждений; |
2.8. Образование | - широкая сеть учебных заведений всех уровней; | - нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях |
2.9. Культура, физическая культура и спорт | - наличие необходимых условий для самореализации населения в области культуры и спорта; | - недостаточный уровень обеспеченности учреждениями физической культуры спортивными залами, сооружениями, бассейнами; - низкая доля населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом; - низкая доля населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях, организованных органами местного самоуправления |
2.10. Информационные ресурсы | - высокий уровень развития средств массовой информации (медиахолдинг); | - недостаточно активное использование предприятиями городского округа новых информационных и коммуникационных технологий |
2.11. Потреби- тельский рынок | - наличие крупных торгово-развлекательных центров; | - недостаточное количество предприятий торговли и услуг, в т.ч. и социальных объектов в микрорайонах ИЖС города |
2.12. Защита жизни и имущества граждан | - высокий уровень материально-технической оснащенности органов внутренних дел; | - увеличение количества преступлений против личности; |
2.13. Состояние окружающей среды | - сохранение и увеличение площади зеленых насаждений; | - высокий уровень негативного влияния на окружающую среду (выбросы вредных веществ в атмосферу автотранспортом, отходы производства и потребления, загрязнение подземных и поверхностных вод); |
2.14. Общественно-политическая жизнь | - взаимодействие органов местного самоуправления с населением - проведение публичных слушаний, собраний по месту жительства, рассмотрение обращений граждан; - создание системы народной экспертизы; - собрания промышленников, строителей, предпринимателей, встречи руководителей города с гражданскими активистами, проведение заседаний Общественного совета при Коллегии местного самоуправления | - невысокая активность жителей в планировании и управлении развитием городского округа |
2.15. Молодежная политика | - высокий удельный вес молодежи в общей численности населения города; | - возникновение трудностей при трудоустройстве молодых специалистов и решении жилищных проблем у молодежи; |
3. Экономический потенциал | ||
3.1. Промышленность | - наличие стабильно работающих, конкурентоспособных, экспортоориентированных промышленных предприятий; | - низкая инновационная активность предприятий; - недостаток собственных оборотных средств в отдельных отраслях экономики; |
3.2. Малое предпринимательство | - увеличение количества субъектов малого бизнеса; - увеличение доли занятых в малом бизнесе, включая ИП; - увеличение оборота предприятий малого бизнеса; | - отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства; - правовая неграмотность самих предпринимателей; - отсутствие явного развития производства; - высокая планка единого социального налога; - длительное оформление документации, особенно на землю |
4. Инвестиционный потенциал | ||
- благоприятное географическое положение; | - необходимость совершенствования нормативно-правовой базы в сфере повышения инвестиционной привлекательности города; | |
5. Кадровый потенциал | ||
5.1. Занятость населения | - реализация программы по содействию повышения занятости населения; | - дефицит квалифицированных кадров современных рабочих профессий |
5.2. Система управления городского округа | - стабильная система управления городом; | - недостаточность практикоориентированной профессиональной подготовки специалистов в данной области в соответствии с важнейшими стратегическими приоритетами |
6. Бюджетный потенциал | ||
- значительная доля расходов направлена на финансирование социально-культурной сферы; | - недостаточная работа администраторов доходов по сбору дополнительных доходов в бюджет городского округа; |
Одно из наиболее значимых достижений последних лет - формирование в городском округе новой экономической системы, основанной на инновациях, на прогрессивных управленческих технологиях, ориентации на развитие человеческого потенциала и переход на устойчивый экономический рост. В то же время развитие и размещение производительных сил города Белгорода характеризуется рядом проблем, которые могут оказывать негативное влияние на развитие города в долгосрочной перспективе, тормозить или даже препятствовать достижению приоритетов, определенных Программой социально-экономического развития города Белгорода:
1. Технологическое отставание, высокий уровень физического и морального износа основных производственных фондов в отдельных отраслях и сферах экономики города Белгорода.
2. Низкий уровень эффективности и конкурентоспособности значительного числа промышленных, сельскохозяйственных, строительных, транспортных предприятий, востребованности их продукции и услуг на отечественном и зарубежных рынках.
3. Слабая восприимчивость реального сектора экономики к инновациям и недостаточная ориентация производственных предприятий на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью.
4. Несоответствие между уровнем развития научно-образовательного потенциала и слабым развитием инновационных секторов промышленности, отсутствие в структуре хозяйства крупных производств.
5. Преобладание в развитии сферы услуг традиционного сектора оптовой и розничной торговли и недостаточные темпы роста инновационного сегмента, а также услуг, связанных с формированием высокого качества жизни населения.
6. Недостаточное использование ресурсного и природного потенциала города в целях экономического развития, формирования среды комфортного проживания, рекреационных возможностей и оздоровления.
7. Инерционность системы профессионального образования в формировании кадрового потенциала, по структуре и качеству соответствующего потребностям социально-экономического развития в соответствии с важнейшими стратегическими приоритетами. Недостаточная активность органов государственной и муниципальной власти, бизнеса и населения в формировании общественного заказа на построение современной системы профессиональной подготовки, обеспечивающей постоянное развитие профессиональных навыков и знаний трудоспособного населения.
8. Недостаточная эффективность государственного регулирования, стимулов и мотиваций хозяйствующих субъектов, органов местного самоуправления в решении вопросов развития экономики, общественной, транспортной инфраструктуры, инженерных сетей в соответствии с принятыми приоритетами развития.
Перечисленные проблемы взаимосвязаны и носят комплексный характер. Сохранение существующих тенденций может привести к негативным последствиям в развитии города Белгорода, главными из которых являются:
- ухудшение положения города Белгорода среди областных центров как в ЦФО, так и в Российской Федерации в системе экономических отношений;
- снижение доли технологически новой или усовершенствованной продукции в общем объеме производства экономики города;
- усиление отставания от других экономически развитых городов - областных центров Российской Федерации по восприимчивости инноваций;
- отток наиболее активной части трудоспособного населения в другие города Российской Федерации, ближнее и дальнее зарубежье.
Программа социально-экономического развития городского округа "Город Белгород" до 2017 года включительно разработана с учетом положений Стратегии развития города Белгорода на период до 2025 года, Стратегии "Формирование регионального солидарного общества" на 2011 - 2025 годы, направлений Комплекса мер по увеличению ВРП области. Не утратила актуальности и Программа улучшения качества жизни населения Белгородской области, утвержденная законом Белгородской области от 2 апреля 2003 года N 74.
(в ред. решения Совета депутатов города Белгорода от 30.06.2015 N 251)
Программа является важнейшим элементом многоуровневой системы стратегического планирования, в основу которого положены современные управленческие новации и механизмы реализации, системная и последовательная модернизация города Белгорода на основе государственно-частного партнерства.
Накопленный в последние годы потенциал положительных результатов социально-экономического развития формирует надежную основу для дальнейшего устойчивого развития города Белгорода и позволяет достаточно уверенно преодолевать последствия негативного воздействия кризисных явлений в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики города Белгорода.
Определяющим фактором подобной устойчивости экономической системы города является диверсифицированная структура производства, сравнительно благоприятные условия функционирования хозяйствующих субъектов и высокая предпринимательская активность, поддерживаемая реализацией системы антикризисных мер и решений, принятых законодательными и исполнительными органами местного самоуправления и государственной власти Белгородской области.
Основными принципами, заложенными в Программу, являются:
1) Усиление конкурентоспособности социально-экономической системы и всей системы управления города за счет ее последовательной и системной модернизации. Приоритеты стратегического развития города Белгорода заключаются в ориентации на инновационный путь развития, преодолении технологической отсталости, широкомасштабном обновлении как производственной, так и социальной сферы.
2) Дальнейшее следование принципу "опоры на собственные силы". Использование подобной модели экономической политики и взаимодействия с областными и федеральными органами государственной власти делает более устойчивой финансово-экономическую систему города и гарантирует защиту от негативного воздействия внешних факторов изменения экономической и ценовой конъюнктуры.
3) Повышение степени социальной защищенности граждан, усиление социальной направленности всех управленческих решений и активная политика по формированию "среднего класса", расширение среднего класса как фактора стабильности и роста внутреннего рынка города. Социальная направленность Плана находит отражение в определении конкретных направлений деятельности органов местного самоуправления городского округа, ориентированных на устранение существующих проблем в жизнедеятельности населения и мобилизацию всех располагаемых ресурсов для эффективного решения задач социального развития.
4) Более широкое использование принципа государственно-частного партнерства и социальной ответственности бизнеса. Корпоративная социальная ответственность должна опираться на инвестиции, имеющие социальную направленность, и на социально ответственное поведение, что является взаимовыгодным как для компаний, так и для общества.