Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД БЕЛГОРОД" ДО 2017 ГОДА ВКЛЮЧИТЕЛЬНО (с изменениями на: 30.06.2015)

Таблица 2


 Конкурентные преимущества и ключевые проблемы городского округа "Город Белгород"

Сферы

Конкурентные преимущества

Ключевые проблемы

1. Ресурсный потенциал

1.1. Географическое положение

- является транспортным узлом, где сходятся важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали межгосударственного значения, соединяющие Москву с южными регионами России, Украиной и Закавказьем;
- международный аэропорт "Белгород"

- перенаправление грузов в южные регионы через Воронеж

1.2. Природно-ресурсный потенциал

- благоприятный климат;
- наличие запасов полезных ископаемых для производства строительных материалов;

- снижение удельного объема сбросов загрязняющих сточных вод в поверхностные водные объекты

- недостаточно эффективное использование природных запасов;
- качество "жесткой" воды;
- эрозия почвы;
- наличие высокого уровня объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стандартных источников (автомобили, промышленные предприятия)

2. Качество жизни населения

2.1. Демография

- повышение уровня рождаемости;
- превышение уровня рождаемости над уровнем смертности;
- снижение уровня младенческой смертности;
- наличие пригородных поселений как источник маятниковой миграции;
- увеличение численности населения трудоспособного возраста

- высокий уровень смертности населения;
- высокий удельный вес населения предпенсионного возраста;
- снижение уровня миграционного прироста

2.2. Уровень жизни населения

- рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы;

- рост уровня покупательной способности населения

- относительно низкий уровень оплаты труда работников бюджетной сферы;
- высокий уровень межотраслевой дифференциации среднемесячной номинальной заработной платы;
- наличие просроченной задолженности по заработной плате

2.3. Социальная защита населения

- высокая эффективность органов социальной защиты населения;
- развитая система поддержки отдельных категорий населения;
- наличие 4-х учреждений социального обслуживания населения;
- привлекаются благотворительные средства для оказания помощи нуждающимся

- низкий размер выплат: детских пособий и адресной помощи

2.4. Жилищно-коммунальная
сфера и благоустройство

- высокий уровень благоустройства и озеленения города;
- наличие собственных значительных генерирующих электрических мощностей;
- реализация комплексных программ развития коммунальной инфраструктуры

- высокий износ основных фондов коммунального хозяйства и части жилищного фонда;
- недостаток финансовых средств для проведения капитального ремонта муниципального и частного жилищного фонда;
- наличие аварийного жилищного фонда;
- негативное влияние естественных монополий на рост цен и тарифов на энергетические ресурсы

2.5. Строительство

- наличие Генерального плана застройки и развития города Белгорода до 2025 года;
- сформирована развитая сеть предприятий промышленности строительных материалов;
- высокие темпы жилищного строительства, в т.ч. ИЖС; - строительство арендного жилья;
- сформированная система ипотечного кредитования

- высокая рыночная стоимость жилья как на первичном, так и на вторичном рынках;
- ограниченное количество земельных ресурсов для строительства;
- высокая доля населения, нуждающегося в улучшении жилищных условий

2.6. Транспорт

- наличие условий для создания логистического центра;
- развитая сеть организаций, осуществляющих перевозки пассажиров;

- возможность строительства альтернативного вида

транспорта;
- увеличение количества муниципального транспорта, работающего на действующих городских и пригородных маршрутах;
- замена существующих маршрутных такси на автобусы повышенной комфортности;
- реконструкция аэропорта; - наличие транспортного железнодорожного узла и автомобильных магистралей межгосударственного значения

- низкий уровень оплаты труда в МУП "Городской пассажирский транспорт";
- высокий уровень расходов в МУП "Городской пассажирский транспорт";
- перенасыщение улиц города транспортными средствами;

- высокая степень износа муниципального транспорта

2.7. Здравоохранение

- реализация целевых программ, проектов, направленных на снижение уровня заболеваемости и улучшение качества оказываемых медицинских услуг;
- диспансеризация работников бюджетной сферы и занятых на вредных производствах;
- увеличение амбулаторных учреждений, имеющих медицинское оборудование;
- увеличение уровня удовлетворенности населения медицинской помощью;
- увеличение доли населения, регулярно занимающегося физкультурой и спортом

- недостаточно развитая материально-техническая база лечебно-профилактических учреждений;
- низкая заработная плата среднего и младшего медицинского персонала;
- высокий уровень первичной заболеваемости

2.8. Образование

- широкая сеть учебных заведений всех уровней;
- высокий уровень компьютеризации школ;
- развитая система дополнительного образования детей;
- наличие учреждений профессионального образования всех уровней;
- активное взаимодействие общеобразовательных и спортивных учреждений;
- повышение качества иноязычного образования;
- увеличение уровня удовлетворенности населения качеством общего образования;
- увеличение количества муниципальных дошкольных образовательных учреждений

- нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях

2.9. Культура, физическая культура и спорт

- наличие необходимых условий для самореализации населения в области культуры и спорта;
- наличие современных муниципальных учреждений культуры, физической культуры и спорта;
- наличие современной материально-технической базы учреждений культуры;
- сохранение и развитие национальных традиций города;
- доступность и бесплатность услуг, наличие инновационных культурно-досуговых информационных услуг;
- высокий уровень культурно-досуговой и спортивно-массовой работы;
- высокий уровень Интернет-технологий в библиотеках;
- наличие исторических памятников, памятников архитектуры;
- увеличение доли населения, регулярно занимающегося физкультурой и спортом;
- увеличение уровня удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры (качеством культурного обслуживания)

- недостаточный уровень обеспеченности учреждениями физической культуры спортивными залами, сооружениями, бассейнами;

- низкая доля населения, регулярно занимающегося

физической культурой и спортом;

- низкая доля населения, участвующего в платных

культурно-досуговых мероприятиях, организованных органами местного самоуправления

2.10. Информационные ресурсы

- высокий уровень развития средств массовой информации (медиахолдинг);
- наличие сайта администрации города Белгорода и ее структурных подразделений

- недостаточно активное использование предприятиями городского округа новых информационных и коммуникационных технологий

2.11. Потреби- тельский рынок

- наличие крупных торгово-развлекательных центров;
- развитие сети магазинов шаговой доступности "Фермер";
- развитая сеть розничной торговли;
- увеличение оборота розничной торговли;
- дополнительно функционирует сеть мелкорозничных сезонных торговых объектов;
- проводятся ярмарки по продаже с/х товаров местных производителей;
- расширяется сеть общественного питания;
- проводится реконструкция действующих рынков

- недостаточное количество предприятий торговли и услуг, в т.ч. и социальных объектов в микрорайонах ИЖС города

2.12. Защита жизни и имущества граждан

- высокий уровень материально-технической оснащенности органов внутренних дел;
- активная оперативно-профилактическая работа, работа по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, антитеррористической защищенности;
- сокращение количества зарегистрированных преступлений

- увеличение количества преступлений против личности;
- рост количества несовершеннолетних лиц, совершивших преступления

2.13. Состояние окружающей среды

- сохранение и увеличение площади зеленых насаждений;
- увеличение количества инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов;
- снижение объема сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты

- высокий уровень негативного влияния на окружающую среду (выбросы вредных веществ в атмосферу автотранспортом, отходы производства и потребления, загрязнение подземных и поверхностных вод);
- недостаточное количество денежных средств в организациях города на охрану атмосферного воздуха;
- недостаточное количество очистных сооружений;
- недостаточное проведение модернизации промышленности, коммунального хозяйства, строительства и энергетики на основе использования экологически чистых, энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий

2.14. Общественно-политическая жизнь

- взаимодействие органов местного самоуправления с населением - проведение публичных слушаний, собраний по месту жительства, рассмотрение обращений граждан;
- увеличение количества органов территориального общественного самоуправления и создание Советов многоквартирных домов;

- создание системы народной экспертизы;

- собрания промышленников, строителей, предпринимателей, встречи руководителей города с гражданскими активистами, проведение заседаний Общественного совета при Коллегии местного самоуправления

- невысокая активность жителей в планировании и управлении развитием городского округа

2.15. Молодежная политика

- высокий удельный вес молодежи в общей численности населения города;
- реализация проекта школа актива "Твое время";
- активное участие во Всероссийском молодежном образовательном форуме "Селигер";
- создание условий для самореализации и раскрытия молодых талантов (проводятся городские фестивали, выплачивается стипендия администрации города);
- положительная динамика увеличения численности строительных трудовых отрядов

- возникновение трудностей при трудоустройстве молодых специалистов и решении жилищных проблем у молодежи;
- недостаточно развитое волонтерское движение;
- недостаточная активность молодых людей, участвующих в жизни солидарного общества

3. Экономический потенциал

3.1. Промышленность

- наличие стабильно работающих, конкурентоспособных, экспортоориентированных промышленных предприятий;
- увеличение объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования;
- увеличение объема отгруженных товаров собственного производства, выполнения работ и услуг собственными силами;
- увеличение поступлений налогов от промышленных предприятий в бюджет городского округа;
- увеличение численности и среднемесячной заработной платы работников промышленных предприятий

- низкая инновационная активность предприятий;
- неполное использование возможностей существующих основных фондов;

- недостаток собственных оборотных средств в

отдельных отраслях экономики;
- наличие убыточных предприятий, находящихся в процедуре банкротства

3.2. Малое предпринимательство

- увеличение количества субъектов малого бизнеса;
- увеличение численности работающих в малом бизнесе;
- рост среднемесячной заработной платы в малом бизнесе;

- увеличение доли занятых в малом бизнесе, включая ИП;

- увеличение оборота предприятий малого бизнеса;
- увеличение доли налоговых поступлений от малого предпринимательства в общей сумме налоговых доходов в бюджет городского округа;
- наличие форм поддержки малого предпринимательства (постановление Правительства Белгородской области от 20 октября 2008 г. N 250-пп "О мерах по финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства области");
- организация и проведение конкурсов (ежегодный областной конкурс "Предприниматель года")

- отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;
- пробелы в действующем законодательстве;
- нехватка ресурсов, прежде всего, финансовых;
- отсутствие положительного имиджа отечественного предпринимателя; нестабильность экономической ситуации в стране;
- отсутствие доступа к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования;

- правовая неграмотность самих предпринимателей;

- отсутствие явного развития производства;

- высокая планка единого социального налога;

- длительное оформление документации, особенно на землю

4. Инвестиционный потенциал

- благоприятное географическое положение;
- наличие площадок для инвестирования;
- наличие транспортной и инженерной инфраструктуры, способствующей развитию промышленности и предпринимательства;
- высокая инвестиционная привлекательность города;
- развитая система финансово-кредитных и страховых организаций;
- наличие инвестиционного паспорта города

- необходимость совершенствования нормативно-правовой базы в сфере повышения инвестиционной привлекательности города;
- недостаток квалифицированных кадров (рабочие специальности)

5. Кадровый потенциал

5.1. Занятость населения

- реализация программы по содействию повышения занятости населения;
- консультирование, проведение семинаров для безработных граждан и молодежи по вопросам организации собственного дела;
- увеличение численности населения, занятого в экономике;
- снижение уровня зарегистрированной безработицы

- дефицит квалифицированных кадров современных рабочих профессий

5.2. Система управления городского округа

- стабильная система управления городом;
- действующая система непрерывного образования работников администрации города

- недостаточность практикоориентированной профессиональной подготовки специалистов в данной области в соответствии с важнейшими стратегическими приоритетами

6. Бюджетный потенциал

- значительная доля расходов направлена на финансирование социально-культурной сферы;
- активизация работы по сокращению имеющейся недоимки по платежам в бюджет города;
- увеличение поступлений собственных налоговых и неналоговых доходов бюджета городского округа;
- увеличение налоговой нагрузки на одного работающего;
- ежегодно утверждается дорожная карта по получению дополнительных доходов в бюджет городского округа

- недостаточная работа администраторов доходов по сбору дополнительных доходов в бюджет городского округа;
- увеличение расходов бюджета;
- недостаточный рост бюджетной обеспеченности на 1 жителя


Одно из наиболее значимых достижений последних лет - формирование в городском округе новой экономической системы, основанной на инновациях, на прогрессивных управленческих технологиях, ориентации на развитие человеческого потенциала и переход на устойчивый экономический рост. В то же время развитие и размещение производительных сил города Белгорода характеризуется рядом проблем, которые могут оказывать негативное влияние на развитие города в долгосрочной перспективе, тормозить или даже препятствовать достижению приоритетов, определенных Программой социально-экономического развития города Белгорода:

1. Технологическое отставание, высокий уровень физического и морального износа основных производственных фондов в отдельных отраслях и сферах экономики города Белгорода.

2. Низкий уровень эффективности и конкурентоспособности значительного числа промышленных, сельскохозяйственных, строительных, транспортных предприятий, востребованности их продукции и услуг на отечественном и зарубежных рынках.

3. Слабая восприимчивость реального сектора экономики к инновациям и недостаточная ориентация производственных предприятий на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью.

4. Несоответствие между уровнем развития научно-образовательного потенциала и слабым развитием инновационных секторов промышленности, отсутствие в структуре хозяйства крупных производств.

5. Преобладание в развитии сферы услуг традиционного сектора оптовой и розничной торговли и недостаточные темпы роста инновационного сегмента, а также услуг, связанных с формированием высокого качества жизни населения.

6. Недостаточное использование ресурсного и природного потенциала города в целях экономического развития, формирования среды комфортного проживания, рекреационных возможностей и оздоровления.

7. Инерционность системы профессионального образования в формировании кадрового потенциала, по структуре и качеству соответствующего потребностям социально-экономического развития в соответствии с важнейшими стратегическими приоритетами. Недостаточная активность органов государственной и муниципальной власти, бизнеса и населения в формировании общественного заказа на построение современной системы профессиональной подготовки, обеспечивающей постоянное развитие профессиональных навыков и знаний трудоспособного населения.

8. Недостаточная эффективность государственного регулирования, стимулов и мотиваций хозяйствующих субъектов, органов местного самоуправления в решении вопросов развития экономики, общественной, транспортной инфраструктуры, инженерных сетей в соответствии с принятыми приоритетами развития.

Перечисленные проблемы взаимосвязаны и носят комплексный характер. Сохранение существующих тенденций может привести к негативным последствиям в развитии города Белгорода, главными из которых являются:

- ухудшение положения города Белгорода среди областных центров как в ЦФО, так и в Российской Федерации в системе экономических отношений;

- снижение доли технологически новой или усовершенствованной продукции в общем объеме производства экономики города;

- усиление отставания от других экономически развитых городов - областных центров Российской Федерации по восприимчивости инноваций;

- отток наиболее активной части трудоспособного населения в другие города Российской Федерации, ближнее и дальнее зарубежье.

Программа социально-экономического развития городского округа "Город Белгород" до 2017 года включительно разработана с учетом положений Стратегии развития города Белгорода на период до 2025 года, Стратегии "Формирование регионального солидарного общества" на 2011 - 2025 годы, направлений Комплекса мер по увеличению ВРП области. Не утратила актуальности и Программа улучшения качества жизни населения Белгородской области, утвержденная законом Белгородской области от 2 апреля 2003 года N 74.

(в ред. решения Совета депутатов города Белгорода от 30.06.2015 N 251)

Программа является важнейшим элементом многоуровневой системы стратегического планирования, в основу которого положены современные управленческие новации и механизмы реализации, системная и последовательная модернизация города Белгорода на основе государственно-частного партнерства.

Накопленный в последние годы потенциал положительных результатов социально-экономического развития формирует надежную основу для дальнейшего устойчивого развития города Белгорода и позволяет достаточно уверенно преодолевать последствия негативного воздействия кризисных явлений в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики города Белгорода.

Определяющим фактором подобной устойчивости экономической системы города является диверсифицированная структура производства, сравнительно благоприятные условия функционирования хозяйствующих субъектов и высокая предпринимательская активность, поддерживаемая реализацией системы антикризисных мер и решений, принятых законодательными и исполнительными органами местного самоуправления и государственной власти Белгородской области.

Основными принципами, заложенными в Программу, являются:

1) Усиление конкурентоспособности социально-экономической системы и всей системы управления города за счет ее последовательной и системной модернизации. Приоритеты стратегического развития города Белгорода заключаются в ориентации на инновационный путь развития, преодолении технологической отсталости, широкомасштабном обновлении как производственной, так и социальной сферы.

2) Дальнейшее следование принципу "опоры на собственные силы". Использование подобной модели экономической политики и взаимодействия с областными и федеральными органами государственной власти делает более устойчивой финансово-экономическую систему города и гарантирует защиту от негативного воздействия внешних факторов изменения экономической и ценовой конъюнктуры.

3) Повышение степени социальной защищенности граждан, усиление социальной направленности всех управленческих решений и активная политика по формированию "среднего класса", расширение среднего класса как фактора стабильности и роста внутреннего рынка города. Социальная направленность Плана находит отражение в определении конкретных направлений деятельности органов местного самоуправления городского округа, ориентированных на устранение существующих проблем в жизнедеятельности населения и мобилизацию всех располагаемых ресурсов для эффективного решения задач социального развития.

4) Более широкое использование принципа государственно-частного партнерства и социальной ответственности бизнеса. Корпоративная социальная ответственность должна опираться на инвестиции, имеющие социальную направленность, и на социально ответственное поведение, что является взаимовыгодным как для компаний, так и для общества.