РЕШЕНИЕ
от 26 ноября 2013 года N 20
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД БЕЛГОРОД" ДО 2017 ГОДА ВКЛЮЧИТЕЛЬНО
(в редакции решения Совета депутатов города Белгорода от 30.06.2015 N 251)
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Стратегией развития города Белгорода до 2025 года, утвержденной решением Совета депутатов города Белгорода от 30 января 2007 года N 413, руководствуясь Уставом городского округа "Город Белгород", Совет депутатов города Белгорода решил:
1. Утвердить Программу социально-экономического развития городского округа "Город Белгород" до 2017 года включительно (прилагается).
(в ред. решения Совета депутатов города Белгорода от 30.06.2015 N 251)
2. Опубликовать настоящее решение в газете "Наш Белгород".
3. Контроль за выполнением решения возложить на постоянные комиссии Совета депутатов города Белгорода в соответствии с направлениями деятельности: по бюджету, финансам и налоговой политике, по градостроительству и развитию городского хозяйства, по социальной политике и развитию солидарного общества, по вопросам законности и развития местного самоуправления, по экономической политике и муниципальной собственности, по экологической политике и охране окружающей среды, по предпринимательству и развитию трудовых ресурсов.
Председатель
Совета депутатов
города Белгорода
С.Н.ГЛАГОЛЕВ
Секретарь сессии
В.В.РАДЧЕНКО
(в редакции решения Совета депутатов города Белгорода от 30.06.2015 N 251)
Паспорт программы социально-экономического развития городского округа "Город Белгород" до 2017 года включительно
(в редакции решения Совета депутатов города Белгорода от 30.06.2015 N 251)
Наименование программы | Программа социально-экономического развития городского округа "Город Белгород" до 2017 года включительно |
(в ред. решения Совета депутатов города Белгорода от 30.06.2015 N 251) | |
Основание для разработки программы | Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; постановление Правительства Белгородской области от 20.08.2012 N 345-пп "Об утверждении комплекса мер по увеличению валового регионального продукта Белгородской области в 1,5 раза"; Устав городского округа "Город Белгород", План действий органов местного самоуправления города Белгорода на 2012 - 2016 годы, утвержденный решением Совета депутатов города Белгорода от 30.01.2007 N 413 |
Муниципальный заказчик | Администрация города Белгорода |
Разработчик программы | Управление экономического развития и инвестиций администрации города Белгорода |
Цель программы | - создание условий для увеличения не менее чем в 1,5 раза экономического потенциала города путем обеспечения благоприятного инвестиционного климата для привлечения внутренних и внешних капиталовложений в городскую экономику; - улучшение качества жизни населения: рост денежных доходов населения (увеличение среднемесячной заработной платы на 33%; увеличение бюджетообеспеченности на одного жителя на 10%) |
Основные приоритетные направления программы | - обеспечение устойчивого развития города; - формирование городского солидарного общества |
(в ред. решения Совета депутатов города Белгорода от 30.06.2015 N 251) | |
Сроки реализации программы | 2013 - 2017 годы |
(в ред. решения Совета депутатов города Белгорода от 30.06.2015 N 251) | |
Участники и исполнители программы | Администрация города Белгорода, хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на территории городского округа "Город Белгород" |
Объем и источники финансирования программы | Источниками финансирования программных мероприятий являются средства бюджета городского округа "Город Белгород", средства вышестоящих бюджетов, а также собственные и привлеченные средства хозяйствующих субъектов. Всего на реализацию программы предусматривается 21,6 млрд. рублей: |
Всего | Фед. бюджет | Обл. бюджет | Гор. бюджет | Иные источники | |
Всего | 112 838,47 | 3 171,98 | 10 890,79 | 10 286,84 | 88 551,81 |
2013 | 10 594,01 | 214,20 | 167,86 | 318,66 | 9 886,45 |
2014 | 10 428,88 | 96,99 | 136,73 | 193,48 | 10 008,26 |
2015 | 29 972,21 | 837,11 | 3 273,81 | 3 364,94 | 22 559,55 |
2016 | 30 291,64 | 1 144,00 | 3 601,19 | 3 251,95 | 22 294,51 |
2017 | 31 551,74 | 879,68 | 3 711,20 | 3 157,81 | 23 803,04 |
(в ред. решения Совета депутатов города Белгорода от 30.06.2015 N 251)
Основные ожидаемые показатели социально-экономического развития городского округа "Город Белгород" с учетом реализации Программы по итогам 2017 года по сравнению с 2011 годом | - увеличение ВМП на 93,7 млрд. рублей (составит 229,7 млрд. рублей); - увеличение объема отгруженных товаров собственного производства на 24,4 млрд. рублей (составит 97,6 млрд. рублей); - увеличение объема инвестиций в основной капитал (крупные и средние предприятия) на 5,2 млрд. рублей (составит 39,1 млрд. рублей); - увеличение объема отгруженных инновационных товаров, работ и услуг на 1,2 млрд. рублей (составит 3,6 млрд. рублей); - увеличение объема выполненных работ по виду деятельности "Строительство" на 5,3 млрд. рублей (составит 44,1 млрд. рублей); - увеличение оборота розничной торговли на 83,4 млрд. рублей (составит 167,4 млрд. рублей); - увеличение оборота предприятий малого бизнеса на 54,9 млрд. рублей (составит 135,3 млрд. рублей); - увеличение налоговой нагрузки на одного работающего на 27,3 тыс. рублей (составит 147,0 тыс. рублей); - увеличение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы на 11,7 тыс. рублей (составит 32,3 тыс. рублей); - увеличение среднегодовой численности населения на 34,8 тыс. чел. (составит 396,6 тыс. чел.) |
(в ред. решения Совета депутатов города Белгорода от 30.06.2015 N 251) | |
Система организации контроля за исполнением программы | Осуществление контроля путем оценки эффективности реализации поставленных целей и задач, проведение многоцелевого мониторинга посредством системы индикативных показателей |
Результатом оценки деятельности органов местного самоуправления по реализации стратегических направлений в период с 2007 по 2011 год является достижение прогнозных значений основных показателей, характеризующих качество жизни.
Самым значимым результатом на пути достижения главной стратегической цели - улучшение качества жизни - является значение индекса развития человеческого потенциала, который измеряет уровень жизни, грамотности, образованности и долголетия жителей города.
Ожидаемым результатом действий органов местного самоуправления в период с 2007 по 2011 годы было превышение индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) с 0,814 до 0,835. По официальным данным Представительства Программы развития ООН в Российской Федерации, ИРЧП региона составил 0,838 и область заняла 5 место среди всех субъектов России.
Важным итогом, несомненно, является и положительная динамика демографических процессов. Достигнуто высокое значение показателя естественного прироста (убыли) населения на тысячу чел.: по сравнению с данными за 2007 год (-2,3) показатель вырос более чем на 3 пункта и по итогам 2011 года достиг значения 0,9. Продолжительность жизни в городе составляла 72,2 года, что на 3,1 года больше, чем в 2007 году (69,1 года).
Несмотря на пройденный кризис, ни один социальный проект не был приостановлен. Выполнялись все взятые перед жителями обязательства: вовремя и в полном объеме выплачивались пенсии и пособия, заработная плата. Строились и ремонтировались школы, больницы, объекты культуры. Городской бюджет сохранил свою социальную направленность - объем расходов на социально-культурную сферу составил 5162,2 млн. рублей, или 71,7%, при аналогичном показателе 2010 года - 69,3%, 2009 - 65%. Наибольший удельный вес в общей сумме фактически произведенных расходов по итогам 2011 года занимали расходы на образование - 39,6%, социальную политику - 18,3%, жилищно-коммунальное хозяйство - 17,0%, здравоохранение - 10,5%.
Достижения в социальной сфере характеризовались снижением доли малообеспеченных граждан с 10,7% в 2007 до 10,0% в 2011 году, а также увеличением бюджетообеспеченности на одного жителя с 13,2 тыс. рублей до 19,6 тыс. рублей. Среднемесячная номинальная заработная плата горожан по сравнению с 2007 годом увеличилась на 62,3% и достигла 20612,0 рублей.
Важным результатом реализации стратегических направлений в деятельности органов местного самоуправления является повышение экономического потенциала города за счет роста объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций, который вырос по сравнению с 2010 годом на 7,8 млрд. рублей и составил 73,1 млрд. рублей. Темп роста вышеназванного показателя по сравнению с 2007 годом составил 170,9% в действующих ценах.
За 5 лет усилиями бизнеса при содействии муниципальной власти достигнуто заметное позитивное изменение облика города, его приближение к лучшим европейским стандартам. Введение в строй новых комплексов позволило улучшить структуру занятости населения, насытить город новыми товарами и услугами, пользующимися спросом у горожан.
По данным агентства региональных социально-экономических проектов, Белгород по итогам 2011 года возглавил группу городов опережающего развития и получил наивысший рейтинг надежности в ЦФО.
Продолжают укрепляться международные экономические и культурные связи. 23 июня 2011 года во Дворце Европы в Страсбурге во время очередной сессии Парламентской ассамблеи Белгород был награжден Дипломом Совета Европы за продвижение идей европейского партнерства.
Жилищно-коммунальное хозяйство. Жилищный фонд находился в управлении 27 товариществ собственников жилья (ТСЖ) и 29 управляющих компаний (УК).
Общая площадь жилищного фонда города - 8836,1 тыс. м2.
На проведение работ по благоустройству территорий из бюджета городского округа "Город Белгород" за период с 2007 по 2011 годы было выделено более 870 млн. рублей.
В течение 2007 - 2011 г.г. увеличилась площадь озеленения территорий. Площадь зеленых насаждений и лесопарковой зоны на одного жителя областного центра на конец 2011 года составила 49,8 м2, что составляет 122,7% к уровню 2007 года.
В ходе строительства и реконструкции водоводов и канализации было уложено 1640 п. м водопроводных и 1561 п. м канализационных трубопроводов, выполнены работы по строительству 1-го этапа ЛЭП на скважинах 4-го водозабора, построена камера переключения водоводов по ул. Калинина. Установлен регулятор давления на сети водопровода по ул. Первомайская, новое насосное оборудование на скважинах 2-го, 3-го и 4-го водозаборов, запорная арматура на территории 1-го водозабора. Выполнена реконструкция резервуара 5-го водозабора.
Важная роль в ЖКХ была отведена организации благоустройства и озеленения города. Мобильными механизированными звеньями ежедневно выполнялись работы по приведению улично-дорожной сети города, парков, скверов, уголков отдыха в надлежащее санитарное состояние.
Транспорт. Важнейшая задача администрации города - это обеспечение устойчивого функционирования транспортной системы на территории города.
Согласно проведенному анализу существующей маршрутной сети, в целях наиболее полного удовлетворения потребности населения города Белгорода и Белгородского района в пассажирских перевозках было открыто 8 автобусных маршрутов, из них 2 - городских и 6 - пригородных. С учетом пополнения парка новым подвижным составом было возобновлено движение троллейбусов по городским маршрутам N 7 и N 8 "Аэропорт - БГТУ".
Маршрутную сеть города составляли 11 троллейбусных, 38 автобусных городских и 72 пригородных маршрутов, из них 12 - сезонных. Перевозки пассажиров осуществлялись 1024 транспортными единицами, в т.ч. 90 автобусами большой вместимости, 728 автобусами малой вместимости (ПАЗ), 124 микроавтобусами. Кроме автотранспорта, по троллейбусным маршрутам для перевозки пассажиров использовались 82 троллейбуса. Автобусами общего пользования в 2011 году было перевезено 67,3 млн. пассажиров, что на 43,2% больше, чем в 2007 году.
В зоне обслуживания аэропорта - 9 млн. чел., ежегодно количество перевезенных пассажиров прирастает более чем на 50 тысяч, расширяется география внутренних и международных рейсов. Это притягивает в Белгород инвестиции, делает его привлекательным для бизнеса и туризма. Он становится не просто точкой на карте, а воздушным узлом, связывающим Белгород со многими федеральными округами России и дальним зарубежьем.
В 2011 году, по сравнению с 2010 годом, объемы перевозок грузов, выполненные транспортными организациями города, возросли на 7,2% и составили 46,8 млн. тонн, при этом на железнодорожном транспорте перевозки возросли на 6,5%, на автомобильном - на 22,2%.
Экология. Обеспечение экологического благополучия - одно из важнейших направлений деятельности администрации города Белгорода. Решением Совета депутатов города Белгорода в 2007 году были приняты основы экологической политики города Белгорода и Экологическая программа города Белгорода на 2007 - 2011 годы.
Индекс загрязнения атмосферы за 5 лет снизился до уровня 5,1 (в 2007 году этот показатель составлял 5,6).
Одно из приоритетных направлений - охрана водных объектов города. В результате деятельности в этом направлении индекс загрязнения рек на 1 января 2012 года составил 2,8 и за 5 лет снизился на 21%.
На выполнение мероприятий Экологической программы города Белгорода на 2007 - 2011 годы из бюджета городского округа "Город Белгород" было выделено 61,1 млн. рублей.
Реализация программных экологических мероприятий дала положительные результаты:
- в конкурсе Национальной экологической премии "ЭкоМир" 2007 года достижения городского сообщества отмечены Дипломом лауреата I степени в номинации "Экологическая политика";
- по итогам 2008 года Общероссийской организацией "Зеленый патруль" город Белгород признан лучшим объектом социально-экологической сферы России.
Инвестиции. За 2007 - 2011 годы отмечено повышение инвестиционной деятельности организаций города Белгорода, сумма инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям составила более 115 млрд. рублей.
Из общей суммы инвестиций за 2007 - 2011 годы крупными и средними организациями на строительно-монтажные работы было направлено 74,4 млрд. рублей (64,7%), на приобретение машин, оборудования, транспортных средств - 27,9 млрд. рублей (24,3%).
В структуре источников инвестиций в основной капитал наибольший удельный вес (71,3%, или 82 млрд. рублей) занимали привлеченные средства. Главным источником финансирования инвестиций в основной капитал в городе Белгороде в структуре привлеченных средств являлись бюджетные средства. Из федерального бюджета было выделено 9,2 млрд. рублей, из бюджета Белгородской области - 35,5 млрд. рублей, из бюджета городского округа "Город Белгород" - 3,5 млрд. рублей. Средства внебюджетных фондов составили 1,5 млрд. рублей. Существенную роль в привлечении инвестиций в развитие города играли кредиты банков, их доля в структуре привлеченных средств составила 17,4% (14,2 млрд. рублей). Объем финансирования инвестиций за счет собственных средств организаций сложился в размере 33,1 млрд. рублей (28,7%).
Значительный объем инвестиций в основной капитал за 2007 - 2011 годы был направлен на государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение (35,9%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (15,4%), строительство (12,1%), транспорт и связь (7,1%), производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака (4,7%).
Значительные средства были вложены в развитие производства готовых металлических изделий (2,7 млрд. рублей), производства прочих неметаллических минеральных продуктов (2,8 млрд. рублей), учреждений здравоохранения и предоставления социальных услуг (2,8 млрд. рублей), оптовой и розничной торговли (2,5 млрд. рублей), образования (2 млрд. рублей).
Предпринимательство. В целях содействия развитию малого предпринимательства и привлечения инвестиций в эту сферу экономики администрацией города в 2011 году рассмотрено 250 инвестиционных проектов, из которых 238 рекомендованы к внедрению в различных отраслях экономики. Общая стоимость проектов составляла 415,8 млн. рублей, объем запрашиваемых инвестиций - около 194 млн. рублей.