ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2015 года N 341-пп
О внесении изменения в постановление Правительства Оренбургской области от 14.10.2013 N 836-пп
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Оренбургской области от 25.12.2018 N 869-пп, вступающего в силу после официального опубликования, но не ранее 1 января 2019 года.
____________________________________________________________________
1. Внести в постановление Правительства Оренбургской области от 14.10.2013 N 836-пп "Об утверждении государственной программы "Содействие занятости населения Оренбургской области в 2014 - 2020 годах" (в редакции постановлений Правительства Оренбургской области от 14.01.2014 N 8-пп, от 25.03.2014 N 175-пп, от 26.06.2014 N 443-пп, от 06.11.2014 N 840-пп, от 30.12.2014 N 1056-пп) следующее изменение:
приложение к постановлению изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Губернатор -
председатель Правительства
Оренбургской области
Ю.А.БЕРГ
Приложение
к постановлению
Правительства
Оренбургской области
от 18 мая 2015 года N 341-пп
Государственная программа "Содействие занятости населения Оренбургской области в 2014 - 2020 годах"
Паспорт государственной программы "Содействие занятости населения Оренбургской области в 2014 - 2020 годах"
(далее - Программа)
Ответственный исполнитель Программы | - | министерство труда и занятости населения Оренбургской области |
Соисполнители Программы | - | отсутствуют |
Участники Программы | - | министерство здравоохранения Оренбургской области; Государственная инспекция труда в Оренбургской области; государственное учреждение - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации; Оренбургский областной союз промышленников и предпринимателей (работодателей); Федерация организаций профсоюзов Оренбургской области; |
Подпрограммы Программы | - | подпрограмма I "Реализация политики занятости населения Оренбургской области в 2014 - 2020 годах"; подпрограмма II "Дополнительные мероприятия по содействию занятости инвалидов в Оренбургской области в 2014 - 2015 годах"; подпрограмма III "Улучшение условий и охраны труда в Оренбургской области в 2014 - 2020 годах"; подпрограмма IV "Привлечение и использование иностранных работников для обеспечения потребности экономики Оренбургской области в кадрах в 2014 - 2020 годах"; подпрограмма V "Развитие социального партнерства в Оренбургской области в 2014 - 2020 годах" |
Программно-целевые инструменты программы | - | отсутствуют |
Цель Программы | - | создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда |
Задачи Программы | - | развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности; недопущение роста напряженности на рынке труда; создание условий для вовлечения в трудовую деятельность граждан с ограниченными возможностями здоровья; определение потребности в привлечении иностранной рабочей силы, прибывающей в Оренбургскую область на основании визы; содействие поддержанию высокой квалификации и сохранению здоровья работников; обеспечение защиты трудовых прав граждан; обеспечение социальной стабильности в обществе |
Целевые показатели (индикаторы) Программы | - | численность безработных граждан, зарегистрированных в государственных казенных учреждениях центрах занятости населения (далее - ГКУ ЦЗН), в среднегодовом исчислении; уровень регистрируемой безработицы в среднегодовом исчислении; численность безработных граждан в среднегодовом исчислении (по методологии Международной организации труда (далее - МОТ)); уровень безработицы в среднегодовом исчислении (по методологии МОТ); коэффициент напряженности на рынке труда; уровень удовлетворенности потребности экономики области в привлечении иностранной рабочей силы; численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более; удельный вес работников, охваченных коллективно-договорными отношениями, в численности работников по полному кругу организаций Оренбургской области |
Сроки и этапы реализации Программы | - | 2014 - 2020 годы, этапы не выделяются |
Объемы бюджетных ассигнований Программы | - | реализация мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, средств, поступающих из федерального бюджета в виде субвенций на социальные выплаты безработным гражданам, а также субсидий, предоставляемых бюджету Оренбургской области на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения; объем финансирования мероприятий Программы в 2014 - 2020 годах составит 3838878,4 тыс. рублей, в том числе: субвенции из федерального бюджета - 2030869,5 тыс. рублей; субсидии из федерального бюджета - 35900,1 тыс. рублей; средства областного бюджета - 1772108,8 тыс. рублей, из них на реализацию: подпрограммы I - 3472330,1 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 721553,3 тыс. рублей; 2015 год - 652028,7 тыс. рублей; 2016 год - 677429,5 тыс. рублей; 2017 год - 690650,9 тыс. рублей; 2018 год - 235085,8 тыс. рублей; 2019 год - 243877,5 тыс. рублей; 2020 год - 251704,4 тыс. рублей; подпрограммы II - 37789,6 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 21943,2 тыс. рублей; 2015 год - 15846,4 тыс. рублей; |
подпрограммы III - 90681,5 тыс. рублей из областного бюджета, в том числе по годам: 2014 год - 8312,6 тыс. рублей; 2015 год - 8389,7 тыс. рублей; 2016 год - 8389,7 тыс. рублей; 2017 год - 8389,7 тыс. рублей; 2018 год - 18263,5 тыс. рублей; 2019 год - 19067,5 тыс. рублей; 2020 год - 19868,8 тыс. рублей; реализация подпрограмм IV и V не потребует финансовых затрат; расходы федерального и областного бюджетов на финансовое обеспечение Программы по годам составят: 2014 год - 751809,1 тыс. рублей; 2015 год - 754069,0 тыс. рублей; 2016 год - 765955,7 тыс. рублей; 2017 год - 779177,1 тыс. рублей; 2018 год - 253349,3 тыс. рублей; 2019 год - 262945,0 тыс. рублей; 2020 год - 271573,2 тыс. рублей; прогнозируемый объем привлекаемых на реализацию подпрограммы III средств из внебюджетных источников составит 21120770,7 тыс. рублей, в том числе: средства Фонда социального страхования Российской Федерации - 920770,7 тыс. рублей; средства работодателей - 20200000 тыс. рублей | ||
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | реализация Программы позволит обеспечить: создание условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда; предотвращение роста напряженности на рынке труда за счет минимизации уровня регистрируемой безработицы; оборудование (оснащение) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, в том числе инвалидов, использующих кресла-коляски, и создание инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам; удовлетворение потребности экономики области в рабочей силе за счет внешней трудовой миграции; сохранение здоровья работников за счет улучшения условий их труда; соблюдение трудовых прав граждан; поддержание социальной стабильности в обществе |
Список сокращений, используемых в Программе
ГКУ ЦЗН - государственные казенные учреждения центры занятости населения
ГИТ - Государственная инспекция труда в Оренбургской области
МОТ - Международная организация труда
ОСПП - Оренбургский областной союз промышленников и предпринимателей (работодателей)
ФОПО - Федерация организаций профсоюзов Оренбургской области
ФСС - Государственное учреждение - Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
ЭАН - экономически активное население
1. Общая характеристика сферы реализации Программы
Занятость является важнейшим условием сохранения и развития человеческого потенциала. Отсутствие работы не только лишает людей средств к существованию, но и приводит к потере квалификации и трудовых навыков.
Именно от того, насколько полно заняты люди в сфере производственного труда, во многом зависят стабильность в социально-экономической сфере общества и морально-нравственное состояние населения.
В связи с этим обеспечение занятости населения является одним из приоритетных направлений государственной политики.
В последние годы ситуация на рынке труда Оренбургской области складывалась под воздействием мирового финансово-экономического кризиса, начавшегося в 2008 году, последствием которого стало значительное ухудшение ряда показателей рынка труда. Кризис привел к сокращению объемов производства, введению на предприятиях режима вынужденной неполной занятости и росту уровня регистрируемой безработицы. В связи с этим сократилась численность занятых в ряде отраслей экономики, а также уменьшились доходы населения.
Начиная с 2010 года отмечалось некоторое оживление экономики: увеличилась численность ЭАН, сократилась численность граждан, трудящихся в режиме вынужденной неполной занятости, снизилась численность зарегистрированных безработных граждан. В 2011 - 2012 годах на рынке труда области сохранялась стабильная ситуация. В настоящее время в области зафиксирован один из самых низких уровней регистрируемой безработицы среди субъектов Российской Федерации, что свидетельствует об активной работе ГКУ ЦЗН.
Государственная политика в сфере содействия занятости населения в Оренбургской области реализовывалась в рамках трех областных целевых программ:
областной целевой программы содействия занятости населения Оренбургской области на 2012 - 2014 годы;
областной целевой программы дополнительных мероприятий по содействию занятости инвалидов Оренбургской области на 2013 год;
областной целевой программы по улучшению условий и охраны труда Оренбургской области на 2013 - 2015 годы.
За последние пять лет при содействии ГКУ ЦЗН нашли работу более 224 тыс. человек, получили услуги по профессиональной ориентации более 276,5 тыс. человек, направлены на профессиональное обучение более 21 тыс. человек.
В целях создания условий для трудоустройства инвалидов ГКУ ЦЗН реализовывалось мероприятие по оборудованию (оснащению) рабочих мест для данной категории граждан путем возмещения работодателям затрат на оборудование (оснащение) рабочих мест. Всего за 2010 - 2012 годы для инвалидов было оборудовано (оснащено) 509 рабочих мест, на которые были трудоустроены 514 человек.
В целях создания условий для эффективной занятости населения министерством труда и занятости населения Оренбургской области (далее - министерство) проводилась работа по определению потребности экономики области в привлечении иностранных работников, подготовке предложений по объемам квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Оренбургской области.
Для продления периода трудоспособности работающего населения необходимо улучшать условия труда работников, для чего в последние годы проводилась работа по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на предприятиях, предупреждению и профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний. В результате в настоящее время отмечается снижение удельного веса работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.
Приоритетным направлением в работе по снижению уровня производственного травматизма является аттестация рабочих мест по условиям труда. С целью профилактики производственного травматизма были организованы обучение и проверка знаний по охране труда руководителей и работников предприятий и организаций области.
В рамках осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере трудовых отношений министерством осуществлялись проверки соблюдения трудового законодательства, в ходе которых были выявлены различные нарушения норм трудового законодательства.
С целью улучшения условий труда и социальных гарантий работников на предприятиях и организациях области проводилась работа по заключению коллективных договоров.
Приоритеты государственной политики в сфере занятости населения
Государственная политика в сфере занятости населения является выражением конституционных прав граждан на свободное использование своих способностей для экономической деятельности.
Приоритетами государственной политики в области содействия занятости населения являются:
развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита национального рынка труда;
обеспечение равных возможностей гражданам независимо от национальности, пола, возраста, социального положения в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и полноценное развитие человека;
поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы;
поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;
объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;
координация деятельности органов государственной власти, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения.
Основные проблемы в сфере занятости населения
По мере выхода предприятий из финансового кризиса увеличивается спрос на рабочую силу, который восполнить в полном объеме проблематично из-за уменьшения численности населения в трудоспособном возрасте. Одним из решений данной проблемы является реализация мероприятий активной политики занятости населения.
Также для современного рынка труда характерно существование дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, что выражается в несовпадении профессионально-квалификационных параметров безработных граждан и имеющихся вакансий. Выходом в данной ситуации является перераспределение рабочей силы путем привлечения иностранной рабочей силы.
Одной из проблем в сфере занятости населения является профессиональная реабилитация инвалидов. Работа по содействию их занятости должна проводиться в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации инвалида. Работодатели неохотно берут на работу инвалидов, так как для многих из них необходимы оборудование специального рабочего места и создание инфраструктуры, обеспечивающей беспрепятственный доступ инвалидов к рабочим местам, что требует финансовых затрат, невыгодных работодателю. Данный вопрос можно решить путем компенсации работодателю затрат на оборудование (оснащение) рабочих мест для незанятых инвалидов.
Кроме того, выделяется проблема обеспечения здоровых и безопасных условий труда, решение которой возможно за счет снижения численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, предотвращения производственного травматизма со смертельным исходом, снижения доли работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в общей численности занятых в экономике области.
Прогноз развития в сфере занятости населения
Согласно данным прогноза социально-экономического развития Оренбургской области до 2020 года, в области будет наблюдаться тенденция сокращения численности населения в трудоспособном возрасте, что приведет к снижению численности ЭАН и, как следствие, к сокращению предложения трудовых ресурсов. Численность занятых в экономике сократится с 969,7 тыс. человек в 2013 году до 946,3 тыс. человек в 2020 году.
В случае сохранения наметившихся положительных тенденций в экономике и повышении спроса на рабочую силу численность зарегистрированных безработных граждан в среднегодовом исчислении снизится с 15,0 тыс. человек в 2013 году до 12,4 тыс. человек в 2020 году, а уровень регистрируемой безработицы - с 1,5 процента до 1,2 процента.
По мере увеличения числа вакансий, поступивших в ГКУ ЦЗН, и снижения численности зарегистрированных безработных граждан будет отмечаться снижение коэффициента напряженности на регистрируемом рынке труда с 1,5 человека на одну вакансию в 2013 году до 1,3 человека на одну вакансию в 2020 году.
Анализ финансово-экономических и организационных рисков реализации Программы
Реализации Программы может препятствовать воздействие негативных факторов социального и финансово-экономического характера.
Основными рисками реализации Программы являются финансовые риски, которые могут быть вызваны недостаточностью финансирования из областного бюджета, что может привести к рискам реализации активной политики занятости населения.
Кроме того, существуют экономические и организационные риски реализации Программы.
К экономическим рискам относятся: снижение объемов производства предприятий, рост инфляции, снижение уровня жизни населения, введение режимов вынужденной неполной занятости на предприятиях, массовые высвобождения работников. Предотвращение данных рисков возможно путем выделения дополнительных бюджетных средств на реализацию мероприятий Программы.
К организационным рискам относятся: несвоевременное принятие нормативных правовых актов, недостатки в системе управления и контроля в сфере занятости населения. Их предотвращение возможно путем своевременной подготовки проектов нормативных правовых актов, внесения необходимых изменений, оперативного реагирования на выявленные недостатки в системе управления и контроля за реализацией Программы.
Программа разработана в целях создания комплекса взаимосвязанных мероприятий, способствующих улучшению ситуации в сфере труда и занятости. Ее реализация приведет к сдерживанию уровня регистрируемой безработицы, обеспечению занятости населения, в том числе наименее конкурентоспособных категорий граждан, улучшению условий и охраны труда в Оренбургской области.
2. Основная цель, задачи, целевые показатели (индикаторы), сроки реализации Программы