ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2015 года N 149-п
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 16 ОКТЯБРЯ 2013 ГОДА N 257-П
Внести в приложение "Государственная программа Омской области "Регулирование отношений в сфере труда и занятости населения Омской области" к постановлению Правительства Омской области от 16 октября 2013 года N 257-п следующие изменения:
1) в таблице раздела 1 "Паспорт государственной программы Омской области "Регулирование отношений в сфере труда и занятости населения Омской области" строки "Цель государственной программы", "Задачи государственной программы" изложить в следующей редакции:
Цель государственной программы | Повышение эффективности развития рынка труда Омской области |
Задачи государственной программы | 1) сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности; |
2) в разделе 3 "Цель и задачи государственной программы":
- в абзаце первом слова "защита прав и обеспечение гарантий граждан в сфере труда и занятости населения" заменить словами "повышение эффективности развития рынка труда";
- абзацы третий, четвертый изложить в следующей редакции:
"1) сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
2) предотвращение роста напряженности на рынке труда Омской области.";
3) в приложении N 2 "Подпрограмма "Создание условий для формирования и использования трудовых ресурсов Омской области":
- в таблице раздела 1 "Паспорт подпрограммы "Создание условий для формирования и использования трудовых ресурсов Омской области" государственной программы Омской области "Регулирование отношений в сфере труда и занятости населения Омской области":
в строке "Цель подпрограммы" слова "труда и" заменить словами "и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Омской области,";
в строке "Задачи подпрограммы" абзацы первый - третий изложить в следующей редакции:
"1) обеспечение оценки условий труда работников и получения работниками объективной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах;
2) обеспечение непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения;
3) реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда работников, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, формирование здорового образа жизни и новой культуры охраны труда;";
в строке "Перечень основных мероприятий и (или) ведомственных целевых программ" слово "спецоценки" заменить словами "специальной оценки условий труда (далее - спецоценка)";
- разделы 2 "Сфера социально-экономического развития Омской области, в рамках которой предлагается реализация подпрограммы, основные проблемы, оценка причин их возникновения и прогноз ее развития", 3 "Цель и задачи подпрограммы" изложить в следующей редакции:
"2. Сфера социально-экономического развития Омской области, в рамках которой предлагается реализация подпрограммы, основные проблемы, оценка причин их возникновения и прогноз ее развития
Создание здоровых и безопасных условий труда на производстве следует рассматривать как форму сохранения трудового потенциала и репродуктивного здоровья работающего населения Омской области.
Данная работа осуществляется в рамках многоуровневой системы управления охраной труда в Омской области и обеспечивается деятельностью органов исполнительной власти Омской области, органов местного самоуправления Омской области, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов и их объединений.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат), в результате реализации комплекса мер, направленных на профилактику производственного травматизма и профзаболеваний, в Омской области удалось сохранить установившуюся в последние годы тенденцию снижения уровня производственного травматизма (таблицы N 1 - 4).
Таблица N 1
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в 2010 - 2013 годах (по данным Государственной инспекции труда в Омской области)
Территория | Годы | |||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Омская область | 44 | 49 | 47 | 46 |
Таблица N 2
Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в 2010 - 2013 годах (по данным государственного учреждения - Омского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации)
Территория | Годы | |||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Омская область | в том числе со смертельным исходом | |||
1 183 | 1 077 | 993 | 928 | |
без смертельного исхода | ||||
1 152 | 1 046 | 961 | 898 |
Таблица N 3
Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в 2010 - 2013 годах в расчете на 1 пострадавшего (по данным государственного учреждения - Омского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации)
Территория | Годы | |||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Омская область | 60,78 | 61,46 | 58,2 | 68,0 |
Таблица N 4
Сравнительный анализ уровня производственного травматизма в 2007 - 2013 годах (человек в расчете на 1 000 работающих) (по данным Росстата)
Территория | Годы | ||||||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Российская Федерация | 2,7 | 2,5 | 2,1 | 2,2 | 2,1 | 1,9 | 1,7 |
Сибирский федеральный округ | 3,4 | 3,0 | 2,7 | 2,9 | 2,5 | 2,3 | 2,1 |
Омская область | 3,8 | 2,9 | 2,7 | 2,7 | 2,3 | 2,1 | 2,1 |
Анализ причин и условий возникновения большинства несчастных случаев на производстве в Омской области показывает, что основными причинами их возникновения являются неудовлетворительная организация производства работ, неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест, низкий уровень знаний работодателей и работников требований охраны труда, отсутствие или неприменение средств индивидуальной защиты.
К другим причинам, сдерживающим улучшение условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Омской области, следует отнести низкий уровень исполнительской дисциплины на всех уровнях, а также информирования работников о состоянии условий труда на рабочем месте, профессиональных рисках, вероятности их возникновения, о последствиях и ответственности, возникающих при нарушениях требований безопасности труда.
В образовательных организациях Омской области ежегодно проходят обучение по охране труда более 12 тыс. руководителей и специалистов. Затраты на мероприятия по охране труда у работодателей в 2012 году составили 1 991,4 млн. руб. в год. По состоянию на 1 января 2013 года аттестацию рабочих мест по условиям труда (далее - аттестация) провели более 4 400 организаций, в которых количество работников, занятых на аттестованных рабочих местах, составило 314 880 человек. По итогам I полугодия 2013 года более 4 700 работодателей провели аттестацию, численность работников, занятых на аттестованных рабочих местах, составила 340 525 человек.
Ежегодные затраты работодателей, осуществляющих деятельность на территории Омской области, на мероприятия по охране труда составляют около 2 000 000,0 тыс. руб. Финансовое обеспечение превентивных мер по сокращению производственного травматизма, профзаболеваний, санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, ежегодно составляет около 60 000,0 тыс. руб. за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах 20 процентов сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Несмотря на положительные результаты, достигнутые в сфере охраны труда, производственный травматизм остается высоким. В Омской области ежегодно около 1 000 человек получают производственные травмы и профзаболевания. Уровень производственного травматизма в Омской области превышает средний уровень производственного травматизма в Российской Федерации в 1,1 раза.
Состояние условий труда сохраняет тенденцию к ухудшению. По данным Росстата продолжается увеличение доли работников, занятых на работах с вредными условиями труда. В Омской области удельный вес численности работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, на конец 2012 года составил 26 процентов, по итогам I полугодия 2013 года данный показатель остался на прежнем уровне. Практически каждый четвертый работник трудится на рабочем месте с вредными для репродуктивного здоровья условиями труда (таблицы N 5 - 8).
Таблица N 5
Общая численность работников в Омской области в 2010 - 2013 годах (по данным государственного учреждения - Омского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации)
Территория | Годы | |||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Омская область | 706 680 | 715 246 | 698 218 | 690 864 |
Таблица N 6
Численность работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в 2010 - 2013 годах (по данным Росстата)
Территория | Годы | |||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Омская область | 153 964 | 154 180 | 152 301 | 159 082 |
Таблица N 7
Удельный вес работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в 2010 - 2013 годах (процентов от общей численности работников) (по данным Росстата)
Территория | Годы | |||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Омская область | 23,0 | 24,4 | 26,0 | 28,1 |
Таблица N 8
Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, в 2008 - 2013 годах (процентов от списочной численности работников) (по данным Росстата)
Территория | Годы | |||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Российская Федерация | 26,2 | 27,5 | 29,0 | 30,5 | 31,8 | 33,2 |
Сибирский федеральный округ | 32,7 | 33,9 | 39,6 | 39,1 | 40,5 | 42,5 |
Омская область | 18,9 | 19,0 | 23,3 | 24,4 | 26,0 | 26,0 |