Недействующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года (с изменениями на 19 июня 2023 года)



5.13. Развитие потребительского рынка


Потребительский рынок - важнейшая область экономики, которая выступает индикатором уровня социального развития общества: является инструментом формирования потребительских ценностей и удовлетворения потребностей населения; обеспечивает нормальное денежное обращение, финансовую стабильность; создает новые рабочие места для населения; формирует сферу деятельности большого числа организаций и предприятий; прямо и косвенно воздействует на развитие других рынков.


Структура потребительского рынка включает три основные сферы: торговля, общественное питание и бытовое обслуживание, представляющие собой совокупность товарных рынков и рынков услуг.


Стратегической задачей потребительского рынка является удовлетворение платежеспособного спроса потребителей предложением достаточного количества разнообразных безопасных и качественных потребительских товаров и услуг.


Анализируя ретроспективу и текущее состояние торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в области, следует отметить положительную динамику большинства показателей, характеризующих эти сферы. В целом сегодня потребительский рынок области можно охарактеризовать как стабильный, развивающийся и сбалансированный между спросом и предложением.


Более 15 процентов валового регионального продукта создается в торговле. Торговля входит в число ведущих бюджетообразующих отраслей экономики области, на нее приходится десятая часть всех налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. В этой сфере занято более 130 тыс. человек.


Оборот розничной торговли области характеризуется высокими темпами роста, в 2017 году он достиг 315,4 млрд рублей и вырос в 1,8 раза в сопоставимых ценах к уровню 2007 года.


В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 38,5 процента, непродовольственных товаров - 61,5 процента (по России - 48,4 процента и 51,6 процента соответственно).


Формирование оборота розничной торговли происходило в основном за счет оборота торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в стационарной торговой сети вне рынка, их доля в обороте составила 91 процент. Продажа товаров на розничных рынках и ярмарках ежегодно сокращается, и в 2017 году ее доля в общем объеме розничного товарооборота составила 9 процентов.


Розничные торговые сети формировали 23,7 процента общего объема розничной торговли, а доля оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями розничных торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями достигла 38 процентов.


Оборот розничной торговли на душу населения составил 203,3 тыс. рублей, поэтому показателю область занимает 24 место в России, 5 место в ЦФО после г. Москвы, Московской, Воронежской и Липецкой областей.


Розничная торговая сеть представлена более 12 тысячами предприятий всех форматов торговли, обеспеченность населения области площадью стационарных торговых объектов составила 741,4 кв. м на 1 тысячу жителей, что выше минимального установленного норматива на 157,4 кв. м.


В области реализуется Стратегия развития торговли на период до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства области от 7 июля 2015 года N 264-пп. Мероприятия Стратегии направлены на создание благоприятных условий для развития торговой деятельности на территории области, обеспечение доступности товаров для населения и повышение качества услуг, предоставляемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, формирование конкурентной среды.


Оборот общественного питания в 2017 году составил 7,9 млрд рублей и вырос по сравнению с уровнем 2007 года в сопоставимых ценах на 27 процентов.


По состоянию на 1 января 2018 года на территории области функционируют 2531 предприятие общественного питания, в том числе 1585 предприятий общедоступной сети. Общее количество посадочных мест предприятий общественного питания - 145 тысяч единиц, в том числе более 61 тысячи посадочных мест в предприятиях общедоступной сети. Обеспеченность посадочными местами в предприятиях общедоступной сети составляет 39,5 места на 1 тысячу жителей.