МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 23 декабря 2014 года N 1682

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

(в редакции приказа комитета образования и науки Волгоградской обл. от 28.05.2015 N 752)

В соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07 февраля 2011 года N 61, распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 481-р, приказами министерства образования и науки Волгоградской области от 22 августа 2014 года N 1012 "О продолжении деятельности стажировочной площадки Волгоградской области по реализации в 2014 - 2015 годах мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы по направлению "Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", от 10 сентября 2014 года N 1108 "Об утверждении сетевого плана-графика реализации мероприятий стажировочной площадки Волгоградской области на 2014 год" и в целях развития государственно-общественного управления образованием Волгоградской области приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Концепцию развития государственно-общественного управления образованием Волгоградской области согласно приложению 1.

1.2. План мероприятий по реализации концепции развития государственно-общественного управления образованием Волгоградской области согласно приложению 2.

2. Ректору государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Волгоградская государственная академия последипломного образования" обеспечить:

2.1. Методическое сопровождение реализации Концепции государственно-общественного управления образованием Волгоградской области.

2.2. Функционирование в пилотном режиме единой автоматизированной информационно-аналитической системы управления и оценки качества образования Волгоградской области.

2.3. Диссеминацию модели государственно-общественного управления образованием Волгоградской области и опыта развития государственно-общественного управления образованием Волгоградской области.

2.4. Представление доклада о ходе реализации пунктов 1.2, 1.4, 2.2, 3.1 - 3.6, 4.1 - 4.5 плана мероприятий по реализации концепции развития государственно-общественного управления образованием Волгоградской области:

а) в 2014 - 2015 годах в рамках отчета о расходовании средств, реализации мероприятий и достижения значения показателей результативности деятельности стажировочной площадки Волгоградской ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным;

б) в 2016 - 2018 годах в рамках отчета о реализации государственной программы Волгоградской области "Развитие образование" на 2014 - 2020 годы ежеквартально до 15-го числа месяца, следующего за отчетным.

3. Руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов (городских округов) Волгоградской области, рекомендовать:

3.1. Довести настоящий приказ до сведения руководителей муниципальных образовательных организаций с целью реализации Концепции развития государственно-общественного управления образованием Волгоградской области.

3.2. Обеспечить условия для выполнения пунктов 1.1, 1.3, 2.1, 2.2, 3.2, 3.5, 3.6, 4.4, 4.5 плана мероприятий по реализации Концепции развития государственно-общественного управления образованием Волгоградской области.

4. Руководителям государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, подведомственных комитету образования и науки Волгоградской области, обеспечить выполнение пунктов 1.3, 2.1, 3.2, 4.4 плана мероприятий по реализации Концепции развития государственно-общественного управления образованием Волгоградской области.

(в ред. приказа комитета образования и науки Волгоградской обл. от 28.05.2015 N 752)

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя председателя комитета образования и науки Волгоградской области Л.М. Савину.

(п. 5 в ред. приказа комитета образования и науки Волгоградской обл. от 28.05.2015 N 752)

6. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

Министр образования и науки
Волгоградской области
А.М.КОРОТКОВ






Приложение 1
к приказу
министерства
образования и науки
Волгоградской области
от 23 декабря 2014 года N 1682

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 (в редакции приказа комитета образования и науки Волгоградской обл. от 28.05.2015 N 752)


 I. Общие положения


Концепция развития государственно-общественного управления образованием Волгоградской области (далее - Концепция) призвана установить методологические и теоретические основы государственно-общественного управления образованием на территории Волгоградской области, его основные понятия, цель и принципы, роль и место органов государственной власти и общественности в управлении образованием на территории Волгоградской области.

Концепция призвана обеспечить развитие самостоятельности школ и дошкольных образовательных организаций, открытость управления для общественности, населения Волгоградской области, расширение общественного участия в управлении образованием.

Концепция определяет принципы, формы и механизмы взаимодействия государства и общества в целях обеспечения реализации и удовлетворения образовательных потребностей общества.

Реализация настоящей Концепции позволит развивать институты гражданского общества, повышать социальную активность жителей Волгоградской области.

В настоящей Концепции используются следующие понятия и термины:

Государственно-общественное управление образованием (ГОУО) - ответственное взаимодействие в управлении образованием, с одной стороны, различных субъектов, представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования (государственные, муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования, директора общеобразовательных организаций), и, с другой стороны, различных субъектов, выражающих интересы гражданского общества, населения в области образования.

Общественное наблюдение - участие представителей органов государственно-общественного управления образованием образовательных организаций, представителей профессиональной, деловой и родительской общественности, представителей общественных объединений и организаций в деятельности образовательных организаций, аккредитационной коллегии, аттестационных, конфликтных и иных комиссий.

Общественная экспертиза - механизм оценки или выявления проблемных зон и зон развития образовательной организации группой общественных экспертов.

Орган государственно-общественного управления в сфере образования - коллегиальный орган, обеспечивающий согласованные действия государственных, муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, общественных и научных сообществ в решении задач по развитию системы образования Волгоградской области. Деятельность органа государственно-общественного управления в сфере образования может носить совещательный характер.


II. Предпосылки создания концепции развития государственно-общественного управления образованием Волгоградской области


Создание Концепции направлено на решение ряда актуальных проблем общего образования, в том числе на создание системы открытого образования, участия представителей общественности в формировании критериальной основы достижения и оценки качества современного образования.

Тенденции расширения общественного участия в управлении образовательными системами были актуализированы в период участия Волгоградской области в реализации Комплексного проекта модернизации образования (2007 - 2009 годы). К 2009 г. фактически достигнутое значение доли общеобразовательных организаций, в которых согласно зарегистрированному уставу были созданы органы государственно-общественного управления в форме управляющего совета, обладающего комплексом управленческих полномочий, в том числе по распределению средств стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательной организации, составило 100 процентов. Фактически достигнутое значение доли общеобразовательных организаций, в лицензировании, аккредитации которых приняли участие общественные эксперты, составило 100 процентов.

В 2012 г. при министерстве образования и науки Волгоградской области создан Общественный совет, который является органом государственно-общественного управления образованием, обеспечивающим согласованные действия министерства, общественных и научных сообществ в решении задач по развитию системы образования Волгоградской области. Совет является постоянно действующим совещательным органом при региональном органе, осуществляющем управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность на общественных началах.

В 2013 году в трех муниципальных образованиях Волгоградской области (Новоаннинский муниципальных район, городские округа - город-герой Волгоград, город Урюпинск) прошла экспериментальная апробация внедрения региональной модели управления качеством образования на основе информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающей включение потребителей образовательных услуг в оценку деятельности региональной системы образования. По итогам апробации было признано, что функционирование единой автоматизированной информационно-аналитической системы управления и оценки качества образования Волгоградской области позволит:

решить задачи контроля информационных процессов (потока информации, статистики) и тем самым повысить эффективность государственного управления сферой образования;

организовать взаимодействие участников образовательного процесса и тем самым повысить эффективность общественного управления образованием;

сформировать открытую образовательную среду, обеспечивающую доступ к образовательным услугам и сервисам, что повлияет на повышение качества образования.

К 2014 г. на уровне общеобразовательных организаций Волгоградской области используются разнообразные формы государственно-общественного управления образованием: попечительские советы; органы ученического самоуправления; школьные советы; благотворительные фонды развития и другие.

Развитие вариативности государственно-общественного управления на институциональном уровне выявило ряд проблем и факторов, затрудняющих его дальнейшее развитие:

недостаточность соответствующей нормативной правовой базы, регулирующей участие общественности в управлении образованием;

недостаточная заинтересованность представителей общественности в управлении и развитии образовательных организаций;

авторитарность большей части руководителей образовательных организаций;

низкий уровень правовой культуры и правосознания значительной части участников образовательного процесса.

Другой важной предпосылкой создания Концепции развития государственно-общественного управления образованием Волгоградской области являются новые возможности, связанные с внедрением и использованием единой автоматизированной информационно-аналитической системы управления и оценки качества образования Волгоградской области.

Реализация Концепции развития государственно-общественного управления образованием Волгоградской области позволит решить указанные проблемы, а также обеспечит переход на качественно новый уровень взаимодействие субъектов государственных, образовательных и общественных структур, позволит усилить влияние общественной составляющей в управлении системой образования.


III. Цели и задачи Концепции


Целью настоящей Концепции является создание условий для эффективного взаимодействия субъектов государственных, образовательных и общественных структур, обеспечивающих соблюдение интересов человека, общества и государства в сфере образования.

Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:

разработка рекомендаций, необходимых для создания и функционирования органов государственно-общественного управления образованием на уровне образовательной организации;

более широкое вовлечение общественности в формирование и реализацию образовательной политики Волгоградской области, стратегических программ и проектов Волгоградской области, муниципальных районов и городских округов региона, образовательных организаций в области образования;

организация обучения, обеспечивающего достижение уровня правовых экономических, управленческих знаний у представителей педагогической общественности и общественных структур;

повышение информационной открытости образовательных организаций для потребителей образовательных услуг;

развитие частно-государственного партнерства в системе образования;

развитие общественной экспертизы и общественного наблюдения в сфере образования.

Цели и задачи Концепции базируются на целях, принципах и задачах государственно-общественного управления образованием.

Цель государственно-общественного управления образованием - обеспечение ответственного взаимодействия в управлении образованием всех заинтересованных лиц.

Принципы, на которых базируется государственно-общественное управление образованием:

законность;

реализация и защита прав и законных интересов участников образовательного процесса;

приоритетность для систем управления качеством образования и качеством жизни обучающихся;

добровольность участия общественности в государственно-общественном управлении образованием;

охват всех уровней управления;

сохранение оптимального баланса государственной и общественной составляющих в системе государственно-общественного управления, их обязанностей, прав, полномочий и ответственности на всех уровнях управления в сфере общего образования;

открытость и доступность информации о государственно-общественном управлении образованием.

Задачи государственно-общественного управления образованием - способствовать:

вовлечению общественности в формирование и реализацию образовательной политики;

повышению эффективности государственной политики в области образования;

удовлетворению образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательного процесса;

реализации прав работников образовательной организации, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образованием.


IV. Основные принципы разработки и реализации Концепции


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»