ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 мая 2016 года N 496-П


Об утверждении комплексной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Доступная среда" на 2016 - 2020 годы"

(с изменениями на 12 ноября 2018 года)

(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 18.08.2016 N 783-П, от 20.10.2016 N 997-П, от 31.03.2017 N 244-П, от 28.12.2017 N 1444-П, от 02.02.2018 N 73-П, от 12.11.2018 N 1139-П)



В целях формирования системного комплексного подхода к решению вопросов обеспечения беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Ямало-Ненецком автономном округе Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:


1. Утвердить прилагаемую комплексную программу Ямало-Ненецкого автономного округа "Доступная среда" на 2016 - 2020 годы".


2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, обеспечивающего формирование и реализацию государственной политики в социальной сфере.


(п. 2 в ред. постановления Правительства ЯНАО от 28.12.2017 N 1444-П)


Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.Н.КОБЫЛКИН



Утверждена
постановлением Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 31 мая 2016 года N 496-П


ПАСПОРТ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА "ДОСТУПНАЯ СРЕДА" НА 2016 - 2020 ГОДЫ"

(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 18.08.2016 N 783-П, от 20.10.2016 N 997-П, от 31.03.2017 N 244-П, от 28.12.2017 N 1444-П, от 02.02.2018 N 73-П, от 12.11.2018 N 1139-П)

Наименование Программы

комплексная программа Ямало-Ненецкого автономного округа "Доступная среда" на 2016 - 2020 годы"

Основания разработки Программы

- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;

- приказ Минтруда России от 06 декабря 2012 года N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения";

- Постановление Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2015 года N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы";

- постановление Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 декабря 2011 года N 839 "О Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года";

- постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 сентября 2016 года N 877-П "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Ямало-Ненецком автономном округе"

(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 28.12.2017 N 1444-П)

Ответственный исполнитель Программы

- департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - ответственный исполнитель Программы)

Соисполнители Программы

- департамент здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа;

- департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа;

- департамент занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа;

- департамент физической культуры и спорта Ямало-Ненецкого автономного округа;

- департамент культуры Ямало-Ненецкого автономного округа;

- департамент транспорта и дорожного хозяйства автономного округа;

- органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе (по согласованию)

(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 28.12.2017 N 1444-П)

Цель Программы

повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН) в Ямало-Ненецком автономном округе

Задачи Программы

1) оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Ямало-Ненецком автономном округе;

2) формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, занятости, здравоохранения, культуры, образования, транспортной и пешеходной инфраструктуры, информации и связи, физической культуры и спорта в Ямало-Ненецком автономном округе;

3) формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров в Ямало-Ненецком автономном округе

Целевые показатели (индикаторы) Программы (в соответствии с показателями Государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы")

1) доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Ямало-Ненецком автономном округе;

2) доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе;

3) доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности Ямало-Ненецкого автономного округа по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг;

4) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере социальной защиты населения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты населения в Ямало-Ненецком автономном округе;

5) доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста в Ямало-Ненецком автономном округе;

6) доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов такого возраста в Ямало-Ненецком автономном округе;

7) доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций в Ямало-Ненецком автономном округе;

8) доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 года до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов такого возраста в Ямало-Ненецком автономном округе;

9) доля образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций Ямало-Ненецкого автономного округа;

10) доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций Ямало-Ненецкого автономного округа;

11) доля приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве объектов органов службы занятости в Ямало-Ненецком автономном округе;

12) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения в Ямало-Ненецком автономном округе;

13) доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других МГН, в парке этого подвижного состава в Ямало-Ненецком автономном округе;

14) доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры в Ямало-Ненецком автономном округе;

15) доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения в Ямало-Ненецком автономном округе;

16) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МНГ в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта в Ямало-Ненецком автономном округе;

17) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры в Ямало-Ненецком автономном округе;

18) доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан в Ямало-Ненецком автономном округе;

19) доля выпускников-инвалидов 9 и 11 классов, охваченных профориентационной работой, в общей численности выпускников-инвалидов

(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 18.08.2016 N 783-П, от 28.12.2017 N 1444-П)

Сроки и этапы реализации Программы

реализация Программы рассчитана на 2016 - 2020 годы:

1 этап - 2016 - 2019 годы (период активной реализации);

2 этап - 2020 год (аналитико-коррекционный период)

Объемы и источники финансирования Программы

общий объем финансирования Программы составляет 109281,67 тыс. рублей,

из них:

в 2016 году - 20831,8 тыс. рублей;

в 2017 году - 31958,60 тыс. рублей;

в 2018 году - 17497,09 тыс. рублей;

в 2019 году - 19497,09 тыс. рублей;

в 2020 году - 19497,09 тыс. рублей;

- объем средств федерального бюджета, предоставляемых на реализацию мероприятий

в сфере деятельности Минтруда России (прогноз), - 672,2 тыс. рублей, из них:

в 2016 году - 672,2 тыс. рублей;

в 2017 году - 0,0 тыс. рублей;

в 2018 году - 0,0 тыс. рублей;

в 2019 году - 0,0 тыс. рублей;

в 2020 году - 0,0 тыс. рублей;

- объем средств федерального бюджета, предоставляемых на реализацию мероприятий

в сфере деятельности Минобрнауки России (прогноз), - 6580,1 тыс. рублей, из них:

в 2016 году - 3411,5 тыс. рублей;

в 2017 году - 2036,7 тыс. рублей;

в 2018 году - 377,3 тыс. рублей;

в 2019 году - 377,3 тыс. рублей;

в 2020 году - 377,3 тыс. рублей;

- объем средств федерального бюджета, предоставляемых на реализацию мероприятий

в сфере деятельности Минспорта России (прогноз), - 675,8 тыс. рублей, из них:

в 2016 году - 475,8 тыс. рублей;

в 2017 году - 200,0 тыс. рублей;

в 2018 году - 0,0 тыс. рублей;

в 2019 году - 0,0 тыс. рублей;

в 2020 году - 0,0 тыс. рублей;

- объем средств окружного бюджета -

92936,10 тыс. рублей, из них:

в 2016 году - 14326,0 тыс. рублей;

в 2017 году - 28069,0 тыс. рублей;

в 2018 году - 15513,7 тыс. рублей;

в 2019 году - 17513,7 тыс. рублей;

в 2020 году - 17513,7 тыс. рублей;

- объем средств бюджетов муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе - 3607,87 тыс. рублей, из них:

в 2016 году - 576,3 тыс. рублей;

в 2017 году - 778,0 тыс. рублей;

в 2018 году - 751,19 тыс. рублей;

в 2019 году - 751,19 тыс. рублей;

в 2020 году - 751,19 тыс. рублей;

- объем средств из внебюджетных источников -

4809,6 тыс. рублей, из них:

в 2016 году - 1370,0 тыс. рублей;

в 2017 году - 874,9 тыс. рублей;

в 2018 году - 854,9 тыс. рублей;

в 2019 году - 854,9 тыс. рублей;

в 2020 году - 854,9 тыс. рублей

(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 28.12.2017 N 1444-П)

Ожидаемые результаты реализации Программы

1) увеличение доли доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов Ямало-Ненецкого автономного округа;

2) увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе;

3) сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Ямало-Ненецком автономном округе с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

4) увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере социальной защиты населения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты населения в Ямало-Ненецком автономном округе;

5) увеличение доли детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста в Ямало-Ненецком автономном округе;

6) увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов такого возраста в Ямало-Ненецком автономном округе;

7) увеличение доли дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций Ямало-Ненецкого автономного округа;

8) увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 1,5 года до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов такого возраста в Ямало-Ненецком автономном округе;

9) увеличение доли образовательных организаций, в которых созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования, в общем количестве образовательных организаций Ямало-Ненецкого автономного округа;

10) увеличение доли общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций Ямало-Ненецкого автономного округа;

11) увеличение доли приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве объектов органов службы занятости в Ямало-Ненецком автономном округе;

12) увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения в Ямало-Ненецком автономном округе;

13) стабилизация доли парка подвижного состава автомобильного и городского наземного транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других МГН, в парке этого подвижного состава в Ямало-Ненецком автономном округе;

14) увеличение доли приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры в Ямало-Ненецком автономном округе;

15) увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения в Ямало-Ненецком автономном округе;

16) увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта в Ямало-Ненецком автономном округе;

17) увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры в Ямало-Ненецком автономном округе;

18) увеличение доли граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан в Ямало-Ненецком автономном округе;

19) увеличение доли выпускников-инвалидов 9 и 11 классов, охваченных профориентационной работой, в общей численности выпускников-инвалидов

(в ред. постановлений Правительства ЯНАО от 18.08.2016 N 783-П, от 28.12.2017 N 1444-П)


I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами


Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в России обеспечивается государственная поддержка инвалидов.


Данные конституционные нормы получили свое развитие в основных стратегических документах Российской Федерации. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, одним из приоритетных направлений долгосрочной политики социальной поддержки в Российской Федерации является реабилитация и социальная интеграция инвалидов. В рамках данного направления решаются задачи повышения уровня социальной интеграции инвалидов и реализации мероприятий по обеспечению доступности для инвалидов жилья, объектов социальной инфраструктуры, транспорта.


Учитывая, что в соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 декабря 2011 года N 839, среди ключевых мер для сохранения и развития человеческого потенциала названы мероприятия по обеспечению равного доступа ко всем сферам социальной жизни для особой категории населения путем адаптации объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, реализации мер по обеспечению доступа инвалидов к объектам информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы.


Основным критерием доступности среды жизнедеятельности для инвалидов является снижение степени ограничения жизнедеятельности, выражающейся в способности к самообслуживанию, самостоятельному или с помощью других лиц передвижению, общению, контролю за своим поведением, обучению и способности к трудовой деятельности путем проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий, с одной стороны, и способности среды адаптироваться к возможностям и потребностям людей с ограниченными возможностями здоровья, с другой стороны.


На территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) в соответствии с Федеральным регистром лиц, имеющих право на государственную социальную помощь, по состоянию на 01 октября 2015 года проживают 15 727 инвалидов, в том числе:


- 23 инвалида Великой Отечественной войны и 21 участник Великой Отечественной войны, ставший инвалидом;


- 21 военнослужащий, ставший инвалидом вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы;


- 10 бывших несовершеннолетних узников, инвалидов;


- 2 686 инвалидов 1 группы, 4 901 инвалид 2 группы, 6 037 инвалидов 3 группы и 2030 детей-инвалидов.


Наибольшая численность инвалидов проживает в городах Ноябрьске, Новом Уренгое, Салехарде.


Федеральным казенным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ямало-Ненецкому автономному округу" ежегодно впервые признаются инвалидами около полутора тысяч человек.


По уровню первичной инвалидности по классам и группам болезней среди взрослого населения на протяжении нескольких лет в автономном округе в тройку лидирующих заболеваний входят болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, болезни костно-мышечной системы. Среди детского населения в тройке причин первичной инвалидности - болезни нервной системы, врожденные аномалии, психические расстройства. Характеризуя повторное освидетельствование инвалидов среди лиц старше 18 лет, в первой тройке болезней стабильно находятся болезни системы кровообращения, психические расстройства и болезни костно-мышечной системы.


Доля инвалидов по зрению и слуху в автономном округе невелика, вместе с тем данной категории граждан также в полной мере должна быть обеспечена возможность индивидуальной мобильности на объектах социальной и транспортной инфраструктуры.


С учетом граждан, относящихся к иным МГН (лица пожилого возраста, беременные женщины, граждане с детскими колясками, дети дошкольного возраста), доля МГН составляет около 20% от общей численности населения автономного округа.


В автономном округе большое внимание уделяется вопросам формирования доступной среды. При проектировании новых объектов социальной инфраструктуры в задании на проектирование (техническое задание) объекта в обязательном порядке включаются требования действующих норм и правил по обеспечению условий жизнедеятельности МГН. Кроме того, начиная с 2010 года, в автономном округе проводится системная работа по адаптации объектов социальной и транспортной инфраструктуры к потребностям инвалидов.


В первую очередь адаптируются объекты, включенные в перечень приоритетных объектов социальной инфраструктуры, нуждающихся в первоочередной адаптации (далее - перечень приоритетных объектов). Перечень приоритетных объектов согласован с общественными организациями инвалидов. В 2014 году в него входило 110 объектов, с 2015 года включено 115 объектов. В 2017 году количество приоритетных объектов составило 123 единицы.


(в ред. постановления Правительства ЯНАО от 28.12.2017 N 1444-П)


В случае отсутствия возможности приспособления объекта из-за конструктивных и технических характеристик принимаются меры по обеспечению условий для доступа инвалидов на объект с помощью мобильных вспомогательных технических устройств.


В автономном округе осуществляются работы по строительству и модернизации улично-дорожной сети. В целях обеспечения доступности услуг наземного городского пассажирского автотранспорта наряду с низкопольными автобусами, оборудованными специальными приспособлениями для перевозки МГН, в 10 из 13 муниципальных образованиях в автономном округе функционируют службы "Социальное такси", созданные при организациях социального обслуживания. Все службы "Социальное такси" оснащены специализированным автотранспортом с системой автоматической низкой посадки.


На железнодорожном транспорте услуги МГН оказываются в специализированных купе пассажирских поездов "Москва - Новый Уренгой", "Екатеринбург - Новый Уренгой", "Москва - Лабытнанги".


В целях обеспечения доступности образовательных услуг в автономном округе создаются условия для инклюзивного образования, внедряются дистанционные формы обучения.


Важная роль в социальной интеграции инвалидов отводится организациям культуры. Государственными и муниципальными учреждениями культуры проводится планомерная работа по разработке и реализации мероприятий, направленных на социальную реабилитацию людей с ограниченными возможностями. Формат таких мероприятий разнообразен: проведение культурно-образовательных, культурно-массовых и организационно-творческих мероприятий, спектаклей, экскурсий, кинолекториев, концертных программ, в том числе выездных и филармонических, и иных мероприятий.


Комплексный подход к решению вопросов формирования доступной среды в автономном округе позволил только за последние два года почти в три раза увеличить долю доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в автономном округе (с 15,2% в 2013 году до 41% в 2015 году).


Вопросы по формированию доступной среды в автономном округе регулярно рассматриваются на заседании Координационного совета по делам инвалидов при Губернаторе автономного округа (далее - Координационный совет), который образован в соответствии с постановлением Губернатора автономного округа от 22 апреля 2009 года N 47-ПГ в целях обеспечения согласованных и эффективных действий исполнительных органов государственной власти автономного округа, территориальных федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе, общественных объединений инвалидов, организаций, участвующих в реализации на территории региона государственной политики в отношении инвалидов, принятия дополнительных мер по улучшению положения инвалидов в автономном округе.


В состав Координационного совета входят представители шести общественных организаций инвалидов, в том числе одной региональной. Региональные отделения всероссийских общественных организаций инвалидов в автономном округе отсутствуют.


Аналогичные координационные советы созданы во всех муниципальных образованиях региона.


Несмотря на положительные тенденции в сфере реабилитации, социальной интеграции инвалидов и формировании доступной среды, в автономном округе остается нерешенным ряд проблем:


- низкий уровень обеспеченности организаций, предоставляющих услуги населению, специалистами, владеющими русским жестовым языком;


- недостаточное количество мероприятий (фестивали, конкурсы, концерты и так далее) интеграционного характера;


- отсутствие кинотеатров, оснащенных необходимым оборудованием для осуществления кинопоказов с подготовленным субтитрированием и тифлокомментированием;


- расположение части объектов социальной инфраструктуры в зданиях, где отсутствует возможность приспособления объекта к потребностям инвалидов и других МГН из-за конструктивных проблем;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»